Interested Article - Неохаризматизм
- 2020-07-20
- 2
Неохаризмати́зм ( англ. Neo-Charismatic movement — от лат. neo — новый и греч. χαρισμα — дар, дарование) — течение в пятидесятничестве , появившееся в США в 1970-е годы. Неохаризматов называют также независимыми харизматами и неопятидесятниками .
Неохаризматизм возник как развитие харизматического движения и включает в себя значительное количество независимых церквей и групп, которые не могут быть классифицированы ни как классические пятидесятнические, ни как харизматические.
Неохаризматические церкви действуют в 225 странах мира и объединены в 19 тыс. деноминаций и церковных союзов.
Численность верующих неохаризматических церквей оценивается в 200—300 млн человек
.История
Третья волна
В начале XX века в США возникает и широко распространяется пятидесятническое движение. Уже тогда один из ранних пятидесятнических историков и публицистов сравнивал распространение пятидесятничества по всему миру с морской волной. Именно поэтому начавшееся в 1960-х годах в христианских конфессиях Америки харизматическое движение было названо «второй волной пятидесятничества». Участники харизматического движения принимали ряд пятидесятнических доктрин и духовных практик (в первую очередь глоссолалию ), однако оставались при этом членами своих родных приходов, создавая внутри них харизматические молитвенные группы и ячейки. Лиц, практикующих глоссолалию , в этих церквах стали называть харизматами .
Однако, начиная с 1980-х годов религиоведы стали наблюдать феномен возникновения и распространения новых церквей, которых нельзя было отнести ни к пятидесятническим, ни к харизматическим. С одной стороны, данные общины не возводили свою историю к Пробуждению на Азуза-стрит и не принадлежали ни к одной классической пятидесятнической деноминации, чем отличались от традиционных американских пятидесятников. С другой стороны, данные общины более не состояли ни в одной исторической христианской конфессии, что не позволяло их идентифицировать с харизматами.
Первоначально термин «харизматическое движение» был расширен и стал обозначать все движения, практикующие глоссолалию , но не относящиеся к классическим пятидесятникам . Однако вскоре последовали необходимые уточнения.
Летом 1983 года преподаватель Фуллеровской богословской семинарии публикует статью под названием «Третья волна?» . Придуманный Вагнером термин «третья волна» стали использовать (не желая прослыть харизматиками) слушатели Вагнера в воскресной школе для взрослых при « » . Со временем «третья волна» также получила название «пауэр-ивэнжелизм» («Евангелизм, наполненный мощью») (на основании книги ) и «неопятидесятники» .
Неохаризматизм
В последующие годы исследователи американского неопятидесятничества заметили, что черты свойственные этому течению присутствовали и ранее в различных христианских движениях за пределами Северной Америки. Была придумана более широкая категория «неохаризматы» ( англ. neocharismatics ), которая стала включать как неопятидесятников «третьей волны», так и огромное количество независимых туземных церквей и групп по всему миру . К таковым были отнесены африканские независимые «пророческие» церкви, китайские и прочие азиатские «домашние церкви», латиноамериканские неохаризматические церкви, «апостольские» церкви и др. При этом, некоторые вышеуказанные движения существовали задолго до официальной «даты рождения» неохаризматизма и даже — до появления классического пятидесятничества. Так, уже в 1900 году на земле проживали 940 тыс. верующих, отнесённых позднее к неохаризматизму .
Вероучение
Численность верующих
Организации
Независимые африканские церкви
Китайские домашние церкви
Латиноамериканские церкви
Апостольские неохаризматы
Американские неохаризматы
Европейские неохаризматы
Примечания
- .
- Allan Heaton Anderson. Chapter 8. Charismatic renewal // An Introduction to Pentecostalism: Global Charismatic Christianity. — Cambridge University Press , 2013. — P. 157. — 344 p. — ISBN 1107470692 .
- Peter Wagner. A third wave? // Pastoral renewal. — 1983. — July-August ( вып. VIII , № 1 ). — С. 1—5 .
- ↑ Вольфганг Бюне. // . — Bielefeld: Christliche Literatur-Verbreitung, 1991. 24 сентября 2015 года. . Дата обращения: 23 января 2017. Архивировано 24 сентября 2015 года.
- , In the 1980s the various groups in the renewal were categorized as belonging to either the first wave, the second wave, or the third wave; the third wave was also referred to as "neo-pentecostals"., p. 928.
- , In this volume the so-called "third wave" will be broadened and relabeled "neocharismatics"; it will include the vast numbers of independent and indigenous churches and groups that cannot be classified as either pentecostal or charismatic., p. xvii-xvii.
- David B. Barrett, George Thomas Kurian, Todd M. Johnson. Table 1-6a. The global expansion of the Pentecostal/Charismatic/Neocharismatic Renewal in the Holy Spirit, AD 1900-2025 // / David B. Barrett (Editor), George T. Kurian (Editor), Todd M. Johnson (Editor). — 2-е изд. — New York : Oxford University Press , 2001. — P. 20—21. — 876 p. — ISBN 0-19-510318-1 .
Литература
- на русском языке
- Пучков П. И. // / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. Акад. Наук (Москва); Гл. ред. В. А. Тишков ; Редкол.: О. Ю. Артемова , С. А. Арутюнов , А. Н. Кожановский , (зам. гл. ред.), В. А. Попов , П. И. Пучков (зам. гл. ред.), . — М. : Большая рос. энцикл. , 1998. — С. 811—812. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6 .
- на других зыках
- Stanley M. Burgess. New International Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements, The / Stanley M. Burgess. — 2-е. — Гранд-Рапидс , Мичиган : Zondervan Publishing House, 2002. — 1328 p. — ISBN 0310224810 .
Ссылки
- Куропаткина О. В. // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — Дата обращения: 27.02.2018.
- 2020-07-20
- 2