Фильмы Украины 2020 года
- 1 year ago
- 0
- 0
Пре́ние Панагио́та с Азими́том — апокриф , памфлет , греческое полемическое, сатирическое сочинение неизвестного автора, направленное против византийского императора Михаила Палеолога , написанное между 1274 и 1282 годами , после подписания Лионской унии .
Начиная с XIV века среди южных славян начинает распространяться рукописное сочинение, представляющее собою сатиру на византийского императора Михаила Палеолога . В старейшем списке данное сочинение имеет название: « Прѣ панагиωта коньстантина сь гардинари ω азимѣ » ( греч. ἄζυμα («азима») — опресноки ). Сочинение распространяется в трёх редакциях. Первая редакция это старейшие, сербские списки 1384 года и Пролог XIV века , сербского письма. Вторая редакция, значительно видоизмененная это уже русские списки, она помещена, например, в Июньской книге Великих четьи-минеи митрополита Макария , она имеет название: « Прєнїѧ панагиωта сь азимитомъ », третья редакция того же самого сочинения помещена в Августовской книге Великих четьи-минеи митрополита Макария , под тем же названием как и вторая редакция.
Греческие оригинальные списки сочинения были найдены позже славянских, они отличаются друг от друга, часть из них не подписана, например список XVI века ; другие, например список XVIII века , имеют название: греч. «Διάλεξις κυροῦ Κωνσταντίνου καί μάρτυρος τοῦ παναγιωτάτου μετά τοῦ καρδιναρίου Εῦφροσύνου» («Разговор господина Константина и мученика Панагиота с кардиналом Евфросином»).
В 1274 году император Михаил VIII Палеолог отобрал специально подобранных людей и вместе с ними на Втором Лионском соборе подписал унию между Православной и Католической церквями. Уния вызвала резкое противодействие как среди духовенства, так и среди православных мирян греков. Император жестоко расправлялся с противниками унии, отбирал имущество, отправлял в ссылки. По этой причине автор данного памфлета и не подписал своё сочинение, направленное против унии и императора.
Само сочинение составлено в виде диалога между православным Константином (Никифором) Панагиотом и католическим кардиналом Евфросином или с Азимитом. Оба героя данного литературного произведения вымышленные. Их имена «говорящие», они имеют символический смысл. «Панагиот» ( греч. Παναγιώτης ) — «всесвятой, окружённый святостью» от греч. πᾶς, πᾶν — «весь, целиком» + греч. ἁγιότης — «святость» ; « Азимит » ( греч. ἀζυμίται ) — «опресночник» , так презрительно называли православные католиков, католики презрительно называли православных «прозимитами».
В сочинении Панагиот обличает 72 ереси католиков. Ереси это большей частью невероятные народные, фантастические поверья. Прения Панагиота с Азимитом ведутся в присутствии императора Михаила. Панагиот согласно сочинению побеждает в прении своего оппонента. В некоторых редакциях в конце сочинения император предаёт смерти Панагиота, поэтому Панагиот называется мучеником. Само сочинение имеет апокрифический характер. «Прение» это первый литературный памятник, в котором упоминается троеперстие (до этого во всех греческих документальных источниках православные греки убеждают своих оппонентов креститься двумя перстами ). На Руси Прение Панагиота с Азимитом было напечатано в Москве в 1644 году, оно было включено в (26 глава) под названием: «Ѽ латы́нскихъ єрєсѣ́хъ» .