Interested Article - Гюэнос

Гюэнос (Гиенос) — древнейший город на территории современной Абхазии ; был греческим полисом . Впервые упомянут мореплавателем Псевдо-Скилаком , жившем в VI веке до н. э., который в своих исторических периплах использовал сведения различных греческих географов.

Общие сведения

При описании народов живущих возле Чёрного моря Псевдо-Скилак писал :

Колхи. А за этими колхи и полис Диоскуриада , и греческий полис Гюэнос, и река Гюэнос, и река Херобий, река Хоре, река Арий, река Фасис и греческий полис Фасис, и дорога вверх по реке 180 стадиев в большой варварский город, откуда была Медея; там есть река Рис, река Исис, река лайстов, река Апсар.

Предполагается, что Гюэнос, возможно, возник несколько раньше чем Диоскуриада и Эшерское городище . В первой половине VI века до н. э. — V век до н. э. были временем его наивысшего расцвета.

Топоним «Гюэнос» некоторые связывают с этнонимом « гениохи ». Предполагается, что часть жителей были греки, которые занимались торговлей и ремёслами, а часть жителей были гениохи (местными жители) — о чём могут свидетельствовать найденные археологами железные ножи из чистого железа и неравномерно науглероженной стали, каковые не умели делать греки, но во множестве выпускались местными жителями.

Жизнь Гюэноса резко прекратилась в IV веке до н. э., о чём свидетельствует то, что меотское святилище (нижеуказанное) с конскими жертвоприношениями было здесь возможно последним объектом.

Прошло более трёх веков, пока здесь не возникло новое поселение людей, но это уже средневековая история, которая не является историей древнейшего города Гюэноса .

Локализация местонахождения

По мнению большинства авторов, город находился в районе современного порта Очамчира , на левом берегу реки (Чаникуара). Здесь проведены археологические раскопки древнейшего городища и обнаружено меотское святилище .

Исследования городища

Исследование Гюэноса начаты в 1935—1936 годах археологами Л. Н. Соловьёвым, М. М. Иващенко и Б. А. Куфтиным. Раскопки выявили три основных слоя: энеолит-ранняя бронза, античность и средневековье .

Участниками Ткуарчальской археологической экспедиции найдена плинфа с надписью из семи символов, выполненными арамейским письмом и датируемая IV веком .

Меотское святилище в Абхазии

Первые археологические раскопки святилища провёл в 1977 году М. Б. Барамидзе. Дальнейшие раскопки проводил С. М. Шамба. К античному слою отнесены нижние (более ранние) слой раскопанного меотского святилища (а именно Восточный холм № 3) датируются VI - началом IV вв. до н.э., а также Верхние (позднейшие) слои того же холма, в которых найдены погребения конских черепов с уздой кубанского облика. Три из восьми холмов комплекса были открыты в 1984 году С. М. Шамба

Характеристики узды

Узда представлена железными петельчатыми удилами, бронзовыми и биметаллическими псалиями , ажурными налобниками и наносниками, выполненными в так называемом стиле от 4 декабря 2021 на Wayback Machine . Очевидно, что изготовители узды отливали заготовки по восковой модели и подвергали последующей гравировке.

В. Р. Эрлих сделал вывод :

тип встреченных здесь удил появляется в меотской среде ещё в VII веке до н. э., а крестовидные насадки появляются уже V в. до н. э. Аналогичные обнаружены в кургане № 11 Ульских курганов .
тип встреченных здесь биметаллических псалий был очень редким для скифо-савроматского мира и очень распространён в меотской среде.

С. М. Шамба сделал вывод, что найденный в 1985 году налобник в виде «хищника — пантеры, припавшей на передние лапы» аналогичен налобнику из меотского святилища № 2 Ульских (Уляпских) курганов .

Аналогичные артефакты

Все артефакты аналогичны артефактам Уляпских, Елизаветинских курганов, из святилища некрополя II-го Тенгинского городища (биметаллические псалии), Говердовских курганов 6 и 7 (биметаллические псалии ), Воронежского кургана № 19, а также курганов у станиц Гурийской и Кужорской. Указанный круг аналогичных памятников также датируется второй половиной IV века до н. э. Высокая вероятность того, что все эти артефакты являются продукцией одной меотской мастерской указанного времени .

Характеристики обряда жертвоприношения и аналогии

Культ коня отчётливо проявился ритуальным конским жертвоприношением, характерным и для протомеотское времени (Пшиш I), именно аналогичный обряд установлен и в других меотских святилищах IV века до н. э., а именно в Уляпских, Тенгинских , Воронежских, Гавердовских. Вывод: в городище Гюэнос во второй половине IV века до н. э. совершались конские жертвоприношения по меотскому обряду .

Историческая реконструкция

Исходя из археологических данных, учёные предполагают, что внезапное запустение Гюэноса связано с появлением здесь меотских конных отрядов из Прикубанья, которые разрушили поселение и совершили здесь жертвоприношение .

Свинцовый саркофаг

В августе 2021 года объединённая российско-абхазская археологическая экспедиция обнаружила на месте древнего Гюэноса под основанием античного храма невероятную находку — большой свинцовый саркофаг. Это единственная находка на территории Абхазии. Некоторые исследователи сравнивают абхазский свинцовый саркофаг с французским, найденным в 2020 году неподалёку от Дижона . Учёные отмечают внешнее сходство и возраст — 1500 лет .

Примечания

  1. от 17 июня 2012 на Wayback Machine
  2. .
  3. от 24 июня 2016 на Wayback Machine
  4. Скаков А. Ю. и др. Ранневизантийский храм на городище древнего Гиеноса (Абхазия): новые находки // Архитектурная археология, 39, 2020
  5. от 13 марта 2013 на Wayback Machine
  6. . Дата обращения: 6 декабря 2021.
  7. . . Дата обращения: 6 декабря 2021. 6 декабря 2021 года.

Литература

  • Бгажба О. Х., Лакоба С. З. // . — Сухум, 2007. — 392 с.
Источник —

Same as Гюэнос