Варганов, Алексей Дмитриевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Дми́триевич Резе́пкин (род. 25 марта 1949 года , Челябинская область , посёлок ) — советско-российский археолог, автор целого ряда значимых открытий в археологии, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (ИИМК, СПб). Ветеран труда. Живёт в Санкт-Петербурге.
Окончил школу в городе Сибае (Башкирия). В 1973-74 служил в танковых войсках СА (Польша, Щецинек ). Поначалу хотел стать физиком. Окончил кафедру археологии Ленинградского университета . C 1976 — сотрудник ИИМК РАН( Санкт-Петербург ). В 1970-х гг. принимал участие в археологических экспедициях в Туве , а с 1979 по настоящее время ведет раскопки на территории Северного Кавказа и Закавказья (Адыгея, Краснодарский край, Карачаево-Черкесия, Абхазия). За прошедшие три десятилетия им был полностью раскопан курганный могильник в урочище Клады около ст. Новосвободная / б. Царская ( Адыгея ), исследование которого в конце XIX века было начато Н. И. Веселовским . Алексей Резепкин внёс вклад в изучение поселений и погребений эпохи бронзы на Северном Кавказе.
В 1989 году А. Д. Резепкин защитил кандидатскую диссертацию «Северо-западный Кавказ в эпоху ранней бронзы (по материалам погребальных памятников новосвободненского типа)» (руководитель В. М. Массон ). Специалист по кавказским дольменам . Подтвердил существование мегалитов на Южном Урале. Специалист по археологии Кавказа эпохи энеолита и бронзы (занимается изучением майкопской и новосвободненской культур и др.). Внёс вклад в изучение и обсуждение проблемы происхождения индоевропейцев (см. ниже). Резепкин окончательно обосновал самостоятельность «новосвободненской культуры» (см.ниже).
В конце 1990-х годов в связи с ростом сепаратистских настроений в стране Резепкин подвергался активному прессингу со стороны части общественности Адыгеи . Среди обвинений: дальнейшая бесхозность памятников. Местная пресса клеймила Резепкина «имперским археологом». Однако после сынициированной им пресс-конференции в Адыгее давление пошло на спад, и в дальнейшем ситуация нормализовалась. Инициаторы «сепаратистской» травли — Ловпаче Н. Г. и другие («Курганы, истекающие кровью», «Пляски на костях» и пр.).
А. Д. Резепкин раскопал один из самых крупных курганов на Кавказе (курган Серебряный, Клады, ст. Новосвободная) — диаметром 148 метров, высотой 12 м; ср.бронза — сер. 3-го тыс. до н. э. Ювелирные изделия из курганов эпохи бронзы, раскопанных А. Д. Резепкиным под ст. Новосвободной, выставлены в галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Национальном музее г. Майкопа. В 2000-х гг. в Петербурге состоялась выставка находок Шлимана, Веселовского и Резепкина (из кургана 31/5).
Ученики А. Д. Резепкина — С. М. Осташинский (Эрмитаж, Спб.) и др.
Происходит из семьи оренбургских казаков (репрессированы и сосланы, а затем в 1990-х официально реабилитированы; дед расстрелян). А. Д. Резепкин женат на Г. Н. Поплевко — специалисте- трасологе (ИИМК РАН).
Первым увидел связь между артефактами из ст. Новосвободной (раскопки Н. И. Веселовского, 1898) с европейской керамикой британо-австралийский археолог Гордон Чайльд (1952). Он связывал их с артефактами культуры «шаровидных амфор» (Польша). Из современных археологов В. А. Сафронов и Н. А. Николаева подтвердили это замечание Чайлда в рамках гипотезы происхождения керамического комплекса Новосвободной в круге и на стыке европейских культур воронковидных кубков, шнуровых керамик, шаровидных амфор и датировали Новосвободненский комплекс 22 в. до н. э. (в настоящее время по калиброванной шкале эти памятники передатированы началом III тыс. до н.э.). А. Д. Резепкин, более 30 лет ведущий раскопки под ст. Новосвободная, датирует новосвободненскую культуру — концом 4 тыс. до н. э., считая,что культура воронковидных кубков предшествует вышеупомянутой культуре шаровидных амфор, а находки из Новосвободной связаны с артефактами культуры воронковидных кубков (Германия, Дания).
А. Д. Резепкин обосновал самостоятельность новосвободненской культуры НК). Также, вслед за Резепкиным выделить памятники Новосвободной в отдельную культуру предлагает и А. Н. Гей . А. Н. Гей (ИА РАН, Москва) также выделяет «степную новосвободненскую культуру». Ранее дольмены Новосвободной считали лишь поздним этапом майкопской культуры . (МК) По Резепкину, разница между НК и МК в том, что НК на раннем этапе своего развития имеет безоговорочно западные корни, а МК — передневосточные. По Резепкину, главными отличительными признаками для выделения этой культуры в качестве самостоятельной являются: мегалитические гробницы; чернолощеная керамика; изделия из металла (топоры, кинжалы, копья) отличаются от более архаичных предметов майкопской культуры; жемчужный орнамент на топорах, керамике и бронзовых сосудах не встречается на изделиях майкопской культуры. Это подтверждают также последние генетические исследования.
По мнению А. Д. Резепкина, прямоугольные гробницы ст. Новосвободной являются конечным вариантом развития европейских галерейных гробниц и своим происхождением связаны с мегалитами Центральной Европы (Германии), а классические кавказские дольмены, наоборот, типологически восходят к коридорным гробницам и имеют наиболее близкие аналогии в мегалитических культурах Западного Средиземноморья.
Однако некоторые другие археологи настаивают на широкой майкопско-новосвободненской общности с рядом локальных вариантов (галюгаевско-серёгинским, долинским, псекупским) .
А. Д. Резепкин полагает, что новосвободненская культура имеет два источника — Европу и Урук (для сравнения, майкопская культура берет своё происхождение от анатолийского халколита).
Благодаря , и содружеству А. Д. Резепкина и генетика А. В. Недолужко было проведено «первое в России полное секвенирование ДНК древнего митохондриального генома» . ДНК была выделена из митохондрий костных останков из могильника Клады возле ст. Новосвободная (Адыгея, РФ).
Изучая проблему происхождения мегалитических памятников Северо-Западного Кавказа (дольменов и гробниц), А. Д. Резепкин применил европейскую классификацию мегалитов, подразделяющую все погребальные памятники такого рода на галерейные и коридорные гробницы, к мегалитам Кавказа, в итоге предложив свою собственную их типологию :
По мнению А. Д. Резепкина, прямоугольные гробницы ст. Новосвободной являются конечным вариантом развития европейских галерейных гробниц и своим происхождением связаны с мегалитами Центральной Европы (Германии), а классические кавказские дольмены, наоборот, типологически восходят к коридорным гробницам и имеют наиболее близкие аналогии в мегалитических культурах Западного Средиземноморья.
В ноябре 2016 года шушукской группы (Адыгея).
На сегодняшний день в науке существует несколько концепций о местонахождении прародины индоевропейцев . Наиболее известной является точка зрения, сформулированная М. Гимбутас . По её мнению, праиндоевропейцами были носители т. н. курганной культуры (или ямной)— воинственные скотоводы, продвижение которых на территорию Европы разрушило существовавшую там доиндоевропейскую раннеземледельческую цивилизацию «Великой Богини». Другая гипотеза Вяч. Вс. Иванова , Т. В. Гамкрелидзе локализует прародину в регионе Ближнего Востока, откуда по мнению авторов, и произошло расселение индоевропейских народов через Северное Причерноморье на территорию Центральной Европы.Однако обе эти точки зрения плохо подтверждаются археологическими данными.
По мнению А. Д. Резепкина , реально на роль индоевропейской прародины может претендовать только Средняя Европа. В этом случае с индоевропейцами соотносятся сменяющие друг друга культуры линейно-ленточной керамики , воронковидных кубков , шаровидных амфор , шнуровой керамики , а следовательно, и Новосвободненская культура, сложившаяся на базе трех последних культур. В пользу этой точки зрения говорит отсутствие резкой смены населения в Европе со времен неолита до появления первых фиксируемых письменными источниками индоевропейских народов, а также имеющиеся свидетельства миграции различных европейских культур на территорию Восточной Европы, которые предположительно можно увязывать с распространением индоевропейцев. Одной из таких миграций А. Д. Резепкин объясняет появление на Северном Кавказе в эпоху ранней бронзы (IV тыс. до н. э.) памятников типа Новосвободной, для погребального обряда которых характерен мегалитизм, а в керамическом комплексе присутствуют чернолощеные амфоры, миски и кубки, находящие убедительные аналогии в культуре воронковидных кубков Германии.
Согласно как собственным интервью и работам, так и другим научным публикациям, а также учебнику по археологии издательства МГУ, А. Д. Резепкин обнаружил:
Ученые С. Н. Кореневский (ИА РАН), В. А. Трифонов (ИИМК РАН) и металлограф Н. В. Рындина (МГУ) не согласны с Резепкиным в том, что новосвободненская культура является самостоятельной. Эти специалисты полагают, что имеющихся отличительных признаков для выделения этой культуры в качестве самостоятельной недостаточно. А. Н. Гей (ИА РАН) сомневается в центральноевропейских корнях новосвободненской культуры и придерживается существования «степной новосвободненской культуры». Однако позицию А. Д. Резепкина разделял член-корреспондент РАН Р. М. Мунчаев (ИА РАН).
Археолога А. Д. Резепкина часто упрекают [ кто? ] блогеры в том, что он разрушил 11-гранную дольменообразную гробницу (Клады, Новосвободная, Адыгея, РФ). По поводу чего сам Резепкин утверждает: «Разрушил её не я. Эту уникальную гробницу, к сожалению, разрушили казаки в 1870-х годах, о чём сохранился документ Каменева. И находится она не в „Кладах“, а немного в другом месте. Я же копал другую аналогичную гробницу уже в „Кладах“ и нашел лишь несколько обломков» (цитата в передаче телефонного разговора археолога и участника экспедиций в «Кладах» и научно-популярного журналиста Д. А. Алексеева). [ источник не указан 2414 дней ]
Всего — более 60 научных публикаций. Некоторые из них: