Ситуация вокруг статьи Кирилл (Патриарх Московский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кири́лл Петро́вич Кондра́шин ( 21 февраля ( 6 марта ) 1914 , Москва — 7 марта 1981 , Амстердам ) — советский дирижёр . Народный артист СССР ( 1972 ). Лауреат двух Сталинских премий ( 1948 , 1949 ) и Государственной премии РСФСР имени Глинки ( 1969 ).
Родился в Москве в музыкальной семье: его родители познакомились в оркестре Сергея Кусевицкого в 1913 году. Отец, Пётр Андреевич Кондрашин (1875—1941), был скрипачом-самоучкой, впоследствии играл в оркестре Московского государственного еврейского театра под управлением Льва Пульвера . Мать, Анна Михайловна Тамина (1887—1971), из рижской еврейской семьи . В 1918 году она стала первой женщиной, выдержавшей конкурс в оркестр Большого театра . Семья жила на Пречистенке , № 40 .
В шесть лет начал обучаться игре на фортепиано , учился в музыкальной школе, затем в техникуме имени Стасова (ныне Детская музыкальная школа имени Стасова) в Москве. Росту его музыкального кругозора немало способствовали занятия теорией музыки с Николаем Жиляевым . К 17-ти годам отдал предпочтение профессии дирижёра, и в 1931 году поступил в Московскую консерваторию в класс оперно-симфонического дирижирования к Борису Хайкину . В студенческие годы играл на ударных инструментах в оркестре Музыкального театра имени Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко ); здесь же впервые встал за пульт — 25 октября 1934 года продирижировал опереттой « Корневильские колокола » Р. Планкета .
Окончив консерваторию в 1936 году, стал дирижёром Малого театра оперы и балета в Ленинграде , где под его управлением состоялись представления опер Пуччини « Девушка с Запада » (1938), Пащенко « Помпадуры » (1939), « Чио-Чио-Сан » (1939), Мусоргского « Борис Годунов », Моцарта « Свадьба Фигаро », Дзержинского и другие.
В 1943 году получил приглашение в Большой театр , только что вернувшийся из эвакуации из Куйбышева . Значительно шире стал его репертуар . Работал вместе с Самуилом Самосудом , Арием Пазовским и Николаем Головановым . Под его управлением было поставлено несколько новых опер и переработана часть старых: « Вражья сила » Серова (1947), « Проданная невеста » Сметаны (1948), « Риголетто » Верди (1945), «Бэла» Александрова (1946), « » Монюшко (1949), « Снегурочка » Римского-Корсакова (1943, 1954) и других. Параллельно также вёл концертную деятельность (с 1938).
Со второй половины 1940-х годов начал выступать также как симфонический дирижёр (дебют связан с оркестром Ленинградского радиокомитета) , в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (цикл «Развитие скрипичного концерта», 1947—1948), (Большой приз Будапештского фестиваля, 1949) и др. Исполнял сочинения Вагнера , Глазунова , Листа , Мясковского , Прокофьева , Рахманинова , Сен-Санса , Шостаковича , П. Чайковского , Б. Чайковского и многих других.
В 1950—1953 годах и в 1972—1978 годах преподавал в Московской консерватории.
Покинув Большой театр в 1956 году, далее выступал исключительно как симфонический дирижёр . В мае 1956 года с оркестром под его управлением играл на своих первых гастролях в Москве Исаак Стерн . В разное время с оркестрами под его управлением играли Давид Ойстрах , Святослав Рихтер , Мстислав Ростропович , Эмиль Гилельс , Леонид Коган и другие музыканты. В 1958 году на Первом Конкурсе имени Чайковского с оркестром под его управлением на третьем туре и на гала-концерте играл Ван Клиберн . В том же году он впервые посетил с гастролями США и Великобританию.
Председатель жюри 2-го (1966) и 3-го (1971) Всесоюзных конкурсов дирижёров.
В 1960—1975 годах возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии , который под его управлением выдвинулся в число ведущих музыкальных коллективов страны. С оркестром, а также самостоятельно (с 1948) гастролировал во многих странах Европы и Америки.
Выступал с беседами о музыке по радио и телевидению.
В декабре 1978 года, во время гастролей в Нидерландах , после очередного концерта принял решение не возвращаться в СССР. Вскоре получил место главного приглашённого дирижёра оркестра Консертгебау в Амстердаме , а в 1981 году должен был возглавить Симфонический оркестр Баварского радио , однако скоропостижно умер от инфаркта 7 марта 1981 года . Похоронен на кладбище Вестерфелд (деревня Дрихёйс, муниципалитет Велзен ) .
С 1984 года в Амстердаме проводится Международный конкурс молодых дирижёров имени Кондрашина.
Считается одним из крупнейших дирижёров XX века . По его собственным словам, он стремился, подобно дирижёрам прошлых лет, выработать собственное уникальное и неповторимое звучание оркестра. За время работы с оркестром Московской филармонии он исполнил многие сочинения классических и современных авторов, в том числе цикл из всех симфоний Малера (за пропаганду творчества композитора в 1974 году был удостоен Золотой медали Международного общества Густава Малера ), а также произведения Бартока , Хиндемита , Хачатуряна , Бориса Чайковского (посвятившего дирижёру свою Вторую симфонию), Вайнберга (посвятившего дирижёру свою Пятую симфонию) , Свиридова и многих других композиторов. Исполнял все 15 симфоний Шостаковича , причём Четвёртая и Тринадцатая его симфонии были исполнены впервые (соответственно, в 1961 и 1962 годах). По инициативе дирижера и заказу Саксонской Государственной капеллы Борис Чайковский сочинил "Тему и восемь вариаций".
Среди осуществлённых записей — произведения Брамса (все симфонии; концерт для скрипки с оркестром с Давидом Ойстрахом ), Вайнберга (симфонии № 4—6), Дворжака (концерт для скрипки с оркестром с Д. Ойстрахом), Малера (симфонии № 1, 3—7, 9), Прокофьева («Кантата в XX-летию Октября», « Ала и Лолий »), Равеля (« », «Вальс»), Рахманинова (« Колокола », « Симфонические танцы », концерты № 2, 3 для фортепиано с оркестром с Ваном Клиберном ), Римского-Корсакова («Снегурочка», концерт для фортепиано с оркестром со Святославом Рихтером ), Скрябина (1 часть «Предварительного действа» в редакции Немтина — первая запись), Чайковского (симфонии № 1, 4, 5, 6, концерт № 1 для фортепиано с Ваном Клиберном ), Шостаковича (все симфонии, «Октябрь», «Казнь Степана Разина», «Над родиной нашей Солнце сияет», концерт № 2 для скрипки с оркестром с Давидом Ойстрахом), Бориса Чайковского (Вторая симфония, Концерт для скрипки с оркестром с Виктором Пикайзеном , трансляционные записи "Темы и восьми вариаций", Виолончельного концерта с Мстиславом Ростроповичем ) и другие.
Некоторые из своих мыслей и методов работы с оркестром отразил в книге «О дирижёрском искусстве», вышедшей в издательстве «Советский композитор» под общей редакцией Софьи Михайловны Хентовой в 1970 году.