Interested Article - Отверженные (фильм, 1934)
- 2021-07-25
- 1
«Отверженные» ( фр. Les Misérables ) — французский художественный фильм режиссёра Раймона Бернара , снятый в 1933 году и вышедший на экраны в начале 1934 -го; экранизация одноимённого романа Виктора Гюго . Состоит из трёх серий, каждая из которых соответствует полнометражному фильму — «Буря в душе» ( фр. Une tempête sous un crâne ), «Семья Тенардье» ( фр. Les Thénardier ), «Свобода, милая свобода» ( фр. Liberté, liberté chérie ). Главные роли исполнили Гарри Бор (Жан Вальжан) и Шарль Ванель (Жавер).
Сюжет
1-я серия. Буря в душе
1815 год. Каторжник Жан Вальжан , обладающий богатырской силой, поддерживает статую на фасаде мэрии Тулона , не давая ей обрушиться. Ценой этого подвига он добивается досрочного освобождения и отправляется в Понтарлье . В Дине его не пускают ни в одну гостиницу и, наконец, указывают на дом монсеньора Мириэля . Епископ даёт Вальжану кров и пищу. Ночью тот крадёт его серебряные столовые приборы. Два жандарма задерживают его и возвращают в дом епископа. Мириэль освобождает Вальжана и отдаёт ему два серебряных канделябра . В лесу Вальжан встречает мальчика- савояра и крадёт у него монету. В Париже Фантина на балу у Бомбарда знакомится со студентом по имени Толомьес.
В 1823 году в Монтрёе-сюр-Мер торжественно открывается профессиональная школа, подаренная городу его мэром, господином Мадленом, автором изобретения, произведшего революцию в стеклодувном деле. Мадлен — не кто иной, как Жан Вальжан. Супруги Тенардье из Монфермея требуют у Фантины денег на содержание её дочери Козетты . Та живёт в семье Тенардье фактически на положении рабыни. На глазах у инспектора полиции Жавера господин Мадлен спасает старика Фошлевана, придавленного телегой. Жавер вспоминает, что только один человек на его памяти обладал такой силой. Фантину увольняют с завода Мадлена. Жавер пишет письмо префекту с доносом на Мадлена, подозревая, что тот на самом деле Жан Вальжан. Фантина отвергает приставания хозяина квартиры. Тенардье присылают новое письмо с требованием денег, в то время как Козетта в мороз ходит за покупками для них.
Над Фантиной, продавшей свои волосы и зубы, решает злобно подшутить прохожий горожанин, сующий ей снег за пазуху. Она бьёт его и попадает под арест. Господин Мадлен освобождает её. У Фантины начинается агония, и её помещают в больницу. Тенардье получают за Козетту 300 франков, но это только разжигает в них жадность. Жавер просит у Мадлена отставки за ложный донос, поскольку настоящий Жан Вальжан якобы пойман. Фантина с радостью узнаёт, что господин Мадлен собирается отправиться за Козеттой. Тот всю ночь думает, нужно ли ему ехать в Аррас на процесс Шанматье, которого принимают за Жана Вальжана. Наконец решившись, Мадлен во весь опор мчится в Аррас и предстаёт перед судом. Он раскрывает себя, и благодаря этому Шанматье освобождают. Мадлен возвращается в больницу к Фантине; туда же приходит Жавер и арестовывает его. Узнав, кто Мадлен на самом деле, Фантина в шоке умирает. Вальжана сажают в тюрьму, но ночью он сбегает оттуда. Ложь монахини Симплиции позволяет ему скрыться.
2-я серия. Семья Тенардье
Рождество в Монфермее. Мадам Тенардье заставляет Козетту идти за водой посреди ночи. По дороге та смотрит на большую куклу в витрине магазина игрушек. На обратном пути Козетту встречает Жан Вальжан, который помогает девочке нести ведро, а затем ужинает в таверне Тенардье. Во время ужина он уходит и возвращается с большой куклой для Козетты. Он выкупает девочку у Тенардье.
1832 год. 16-й день рождения Козетты, которая живёт в Париже с Жаном Вальжаном, скрывающимся под именем господина Фошлевана, и считает его своим отцом. Она делает знаки влюблённому в неё Мариусу Понмерси, ждущему её на улице. Тот идёт к своему деду, роялисту Жильнорману, с которым рассорился по политическим мотивам, и просит разрешения жениться на мадемуазель Фошлеван. Но старик предлагает внуку сделать девушку своей любовницей, и возмущённый Мариус уходит.
Он живёт в жалкой лачуге, по соседству с Жондреттами, которые на самом деле Тенардье. У тех в семье две дочери, Эпонина и Азельма, и маленький сын Гаврош . Эпонина влюблена в Мариуса. Супруги Тенардье принимают у себя Жана Вальжана и Козетту. Вальжан обещает вернуться в семь часов с деньгами. Тенардье узнаёт в нём человека, некогда уведшего с собой Козетту, и готовит засаду. Мариус через перегородку подслушивает его намерения и бежит в Люксембургский сад предупредить Козетту. Для своего злодеяния Тенардье нанимает банду Патрона-Минетта. Мариус предупреждает Жавера; они договариваются об условном сигнале. Тенардье хочет занять комнату у Мариуса, и тот неожиданно узнаёт в нём человека, спасшего его отца во время битвы при Ватерлоо .
Вечером приходит Жан Вальжан. Тенардье требует у него 200 000 франков. Бандиты набрасываются на него. Мариус не решается подать сигнал. Вальжан прикладывает к руке раскалённый прут в знак того, что ничто ему не страшно. Полиция врывается в дом и хватает бандитов. Жан Вальжан ускользает. Жавер, которому Мариус оставил адрес «господина Фошлевана», приходит к нему домой и узнаёт человека, за которым охотился, но Вальжан снова убегает. Мариус узнаёт от Козетты, с которой встречается в потайном месте на улице Плюме, что она уезжает в Англию с отцом. Появляется Жан Вальжан и прогоняет Мариуса. Козетта в слезах, но Вальжан успокаивает её. Вдвоём они смотрят на проходящую мимо колонну каторжников.
3-я серия. Свобода, милая свобода
Во время похоронной процессии генерала Ламарка в парижском пригороде Сент-Антуан начинается восстание против правительства короля Луи-Филиппа . Драгунов и национальную гвардию забрасывают камнями и мебелью. Козетта беспокоится за Мариуса, и Жан Вальжан обещает разыскать его. Студенты и Гаврош строят баррикаду на улице Шанврери. Мариус, обессилев от тоски, смотрит на это безучастно. В половине одиннадцатого вечера гвардейцы идут в атаку, и начинается перестрелка. Старик Мабёф водружает флаг на верхушке баррикады и погибает под пулями. Бой возобновляется. Мариус грозится взорвать баррикаду и заставляет гвардейцев отступить. Жавер, шпионивший среди студентов, разоблачён и связан. Гаврош собирает патроны у убитых и погибает с песней на устах. Национальная гвардия даёт залп. Пришедшая на баррикаду Эпонина закрывает Мариуса от пули своим телом и умирает у него на руках. Студенты поют « Марсельезу » и отказываются сдаться. Вальжан присоединяется к ним и даже спасает нескольких людей от смерти. Ему поручают казнить Жавера, но вместо этого он отпускает инспектора.
Студенты взрывают баррикаду. Оставшихся в живых расстреливает гвардия. Тем временем Вальжан уносит на плечах Мариуса, раненого и потерявшего сознание. Жавер следит за ним. Вальжан идёт по канализации. Жавер поджидает его у выхода. Он разрешает ему отнести раненого к Жильнорману. Прежде чем сдаться Жаверу, Вальжан просит разрешения зайти к себе. Жавер разрешает и уходит, не в силах арестовать своего спасителя. Но он не может смириться со столь злостным невыполнением долга и поэтому кончает жизнь самоубийством, бросившись в Сену .
Козетта и Мариус женятся. Жан Вальжан не может присутствовать на свадьбе и вечером одиноко бродит под освещёнными окнами. На следующий день, чувствуя приближение смерти, он приходит домой к молодожёнам и признаётся Мариусу, что он бывший каторжник и не отец Козетты. Попрощавшись с Козеттой, Жан Вальжан умирает, завещав ей серебряные подсвечники епископа Мириэля.
В ролях
- Гарри Бор — Жан Вальжан / Шанматье
- Шарль Ванель — Жавер
- — Фантина
- — Козетта
- — Козетта в детстве
- Жан Сервэ —
- Шарль Дюллен — Тенардье
- — мадам Тенардье
- Оран Демази — Эпонина
- — Азельма (в титрах не указана)
- Анри Краусс — епископ Мириэль
- — Анжольрас
- — Гаврош
- — господин Жильнорман
- — Феликс Толомьес (в титрах не указан)
- — сестра Симплиция (в титрах не указана)
- — Батистина (в титрах не указана)
- — мадам Маглуар (в титрах не указана)
- Cailloux — Мабёф (в титрах не указан)
- Жан д'Ид — эпизод (нет в титрах)
Отличия от романа
- Жавер в фильме — персонаж более отрицательный, чем в романе.
- Жан Вальжан освобождён с каторги досрочно за то, что помог спасти дом от обрушения.
- Как и в большинстве экранизаций, опущены повторный арест Вальжана после его побега из тюрьмы Монтрея и побег с новой каторги.
- Опущены пребывание Вальжана и Козетты в лачуге Горбо, их спасение от Жавера и прибытие в монастырь. После их ухода от Тенардье действие переходит к празднованию шестнадцатилетия Козетты.
- Козетта и Мариус уже встречаются к моменту нападения на Вальжана в лачуге Горбо; история их знакомства не показана.
- Мариус уже знаком с Эпониной и Гаврошем до нападения в лачуге Горбо.
- Когда Мариус уведомляет Жавера о планах Тенардье, он также даёт инспектору адрес Вальжана, скрывающегося под именем Фошлевана. Жавер приходит по этому адресу после событий в лачуге Горбо и узнаёт Вальжана. Вальжану приходится бежать в другой дом, где он видит Мариуса и Козетту вместе. После того, как Мариус рассказывает о том что сделал, ожидая благодарности, Вальжан прогоняет его. Только мольбы Козетты заставляют его передумать.
- После ареста Тенардье в лачуге Горбо он больше не появляется.
- Жан Вальжан предстаёт перед господином Жильнорманом, когда он привозит раненого Мариуса домой. Поэтому Жильнорман, Мариус и Козетта с самого начала знают, кто спас Мариуса.
- Жан Вальжан умирает вскоре после признания Мариусу, на следующий день после их с Козеттой свадьбы, от раны, заразившейся в канализации.
История создания
Производство
После огромного успеха фильма Раймона Бернара « » руководство кинокомпании « Патэ-Натан » решилось на более масштабный проект, доверив Бернару экранизацию романа Виктора Гюго «Отверженные». К этому времени уже существовала широко признанная , снятая режиссёром Анри Фекуром , но глава компании Бернар Натан считал, что новый взгляд на «Отверженных» может вдохновить население страны в условиях кризиса и иметь огромный успех за рубежом .
Продюсеры предоставили режиссёру полный контроль над производством нового фильма, намереваясь конкурировать с самыми масштабными американскими постановками. Вскоре стало очевидно, что из-за большого объёма романа продолжительность фильма будет существенной, несмотря на все сокращения. Вначале было решено, что фильм будет двухсерийным, однако затем продюсеры согласились на третью серию . Это позволило Бернару включить в фильм большое количество сюжетных линей, персонажей и деталей романа. В качестве автора сценария режиссёр выбрал критика и драматурга . Музыку к фильму написал знаменитый композитор Артюр Онеггер . Оператором стал , который ранее уже работал с Бернаром на фильме «Деревянные кресты». Крюгер был одним из самых талантливых операторов своего времени и работал над такими крупными французскими постановками, как « Наполеон » Абеля Ганса , « Деньги » Марселя Л’Эрбье и « Пепе ле Моко » Жюльена Дювивье . Художником-постановщиком стал , который построил декорации Парижа 19 века на открытом пространстве, рядом с городом Антиб .
Главную роль Жана Вальжана исполнил Гарри Бор — один из самых популярных французских актёров довоенного времени . Шарль Ванель, сыгравший Жавера, ранее уже снимался у Бернара в фильмах « Чудо волков » и «Деревянные кресты». На роль Эпонины первоначально планировалась Арлетти , а на роль Козетты — Даниэль Дарьё , но в итоге эти роли сыграли Оран Демази и Жослин Гаэль, соответственно . Раймон Бернар и Андре Ланг очень сожалели, что в результате размолвки Арлетти не смогла сыграть Эпонину .
Прокат и дальнейшая судьба
Премьера фильма состоялась во Франции 3 февраля 1934 года . Три серии «Отверженных» демонстрировались в Париже в трёх разных кинотеатрах — «Парамаунт», «Мариво» и «Мариньян», причём расписание было составлено таким образом, чтобы зритель при желании мог посмотреть весь фильм за день . Зрители приняли фильм с энтузиазмом. Но вскоре после этого финансовая нестабильность в стране сказалась и на киноиндустрии. В 1936 году компания Патэ-Натан объявила о банкротстве. Производство масштабных кинопроектов было прекращено, кинопромышленность была переориентирована на более скромные постановки. Это способствовало развитию поэтического реализма в кино .
Новая ситуация в киноиндустрии привела к тому, что продюсеры не знали, что делать с такими масштабными фильмами, как «Отверженные». В мае 1935 года кинокомпания «Патэ» повторно выпустила фильм, но уже в сокращённом до двух с половиной часов варианте, а в 1936 году вышла 162-х минутная версия, премьера которой состоялась в Нью-Йорке. В 1944 году вышла более длинная двухсерийная версия. Когда Раймон Бернар и Андре Ланг увидели эту версию, то начали судебное разбирательство за то, чтобы восстановить фильм в первоначальном объёме. Им удалось добиться того, что фильм был восстановлен до 204 минут, и долгое время эта версия была единственной доступной . Только в 1970-е годы Бернар по предложению Французской телерадиокомпании восстановил «Отверженных» в почти полном варианте, за исключением некоторых сцен . В частности, не была найдена сцена «Вор» из первой серии . Восстановленная версия была впервые показана по французскому телевидению летом 1977 года, за несколько месяцев до смерти режиссёра .
Сокращённая версия фильма 1935 года была закуплена для проката в СССР. 1 серия демонстрировалась в советском прокате с 20 мая 1935 года, 2 серия с 31 июля того же года. Субтитры — Союзинторгкино, 1935 г.
Реставрация
В 2012 году компания « Патэ » совместно с выполнила цифровую реставрацию «Отверженных» в 4К . Длительность новой версии составила 290 минут, и на сегодня это самая полная версия фильма .
Художественные особенности
Операторская работа
В «Отверженных» присутствует влияние киноэкспрессионизма , что, в частности, проявляется в использовании голландского угла . Эпизоды восстания 1832 года сняты ручной камерой, предвосхищая будущие приёмы киножурналистики . Кроме того, в фильме используется сложная система освещения, предвосхищающая эстетику фильмов-нуар .
Саундтрек
Композитор Артюр Онеггер известен главным образом его оркестровой композицией « Пасифик 231 », но он также написал музыку к ряду фильмов. Помимо «Отверженных», это, в том числе, « Наполеон » Абеля Ганса и « Майерлинг » Анатоля Литвака . Характерным для «Отверженных» является использование Онеггером ритмов движения, особенно во время сцен восстания 1932 года. Ещё один запоминающийся момент саундтрека — побег Жана Вальжана с раненым Мариусом через канализацию .
Голливудская концепция кинофильма долгое время была привязана к немому кино . Фактически, музыкальные функции, типичные для немого кино, сохранялись в течение двух десятилетий после рождения звукового кино (1927). Напротив, особенность саундтрека Онеггера к «Отверженным», по сравнению с другими фильмами 1930-х, — небольшое количество музыкальных реплик. Одно из исключений — монолог Вальжана-Мадлена, в котором он очень резко отказывается от идеи открыть свою настоящую личность. В этой сцене крик персонажа имитируется музыкой .
Критика
Фильм получил положительные отзывы от кинокритиков. Как указано в аннотации к DVD-изданию «Отверженных» компании « Criterion Collection », большинство кинокритиков считает именно версию Раймона Бернара лучшей экранизацией романа Гюго . Жак Лурсель назвал «Отверженных» «фильмом честного человека и гуманиста» и «самой приемлемой экранизацией романа Гюго» . назвал фильм Бернара лучшей экранизацией «Отверженных» «по всеобщему согласию»; также он указал, что на визуальный стиль «Отверженных», помимо киноэкспрессионизма, повлияли картины Курбе и Делакруа . Американский критик Майкл Корески называет созданный Гарри Бором образ Жана Вальжана лучшим киновоплощением этого персонажа .
Издания на видео
В США компания «Criterion Collection» издала 279-минутную версию «Отверженных» под лейблом вместе с фильмом «Деревянные кресты» в DVD-коллекции Раймона Бернара 14 июля 2007 года . Отреставрированный 290-минутный вариант фильма был издан на дисках Blu-ray во Франции компанией «Патэ» 4 декабря 2013 года и в Великобритании компанией « » 8 декабря 2014 года .
Примечания
- В титрах указан соответствующий год производства
- ↑ . Дата обращения: 17 марта 2017. 5 июня 2010 года.
- ↑ от 17 ноября 2017 на Wayback Machine DVDClassik.com
- ↑ . Дата обращения: 17 марта 2017. 3 февраля 2017 года.
- . Дата обращения: 6 декабря 2017. 6 декабря 2017 года.
- ↑ Лурселль, Жак. Отверженные = Les misérables (1933) // Авторская энциклопедия фильмов. — СПб: Rosebud Publishing, 2009. — Т. 1. — С. 233—239. — ISBN 978-5-904175-02-3 .
- от 17 августа 2013 на Wayback Machine IMDB.com
- ↑ . Дата обращения: 31 декабря 2018. 31 декабря 2018 года.
- от 22 июля 2019 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)
- . Дата обращения: 17 марта 2017. 16 августа 2017 года.
- ↑ от 22 мая 2018 на Wayback Machine Turner Classic Movies
- ↑ . Дата обращения: 18 июня 2020. 19 июня 2020 года.
- от 20 июня 2020 на Wayback Machine Les Miserables. Blu-ray review
- . Дата обращения: 21 мая 2018. 14 мая 2018 года.
- от 24 октября 2020 на Wayback Machine Criterion.com
- от 31 декабря 2018 на Wayback Machine DVD talk.com
- от 6 декабря 2017 на Wayback Machine Blu-ray.com
- от 7 декабря 2017 на Wayback Machine Blu-ray.com
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2021-07-25
- 1