Солоневич, Иван Лукьянович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Лукья́нович Дупа́к ( 5 октября 1921 , Старобешево , Донецкая губерния , Украинская ССР — 26 марта 2023 , Москва , Россия ) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр , директор театров. Участник Великой Отечественной войны . Заслуженный артист РСФСР (1980), заслуженный артист Украины (2012). Почётный деятель искусств города Москвы (2019).
Родился 5 октября 1921 года в посёлке городского типа Старобешево , Донецкая губерния , Украинская ССР в многодетной семье. Земляк-односельчанин Паши Ангелиной — знаменитой участницы стахановского движения в годы первых пятилеток , ударницы , дважды Героя Социалистического Труда .
Родители, Лукьян Ильич и Анна Артёмовна, вырастили и воспитали пятерых детей (Елизавета, Сергей, Ефросинья, Григорий, Николай). Отец прошёл всю Первую мировую войну, был награждён Георгиевским крестом . Дед, Илья Дупак, геройски воевал с турками, освобождая Болгарию, отличился при обороне перевала Шипка в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов .
С 1930 года активно участвовал в школьных и районных спектаклях и театральных постановках, выступал со стихами и монологами на городских и региональных мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам и юбилейным торжествам. В 1935 году был приглашён главным режиссёром Таганрогского драматического театра на роль Дамиса в спектакле « Тартюф » по комедийной пьесе Мольера .
В 1937 году Николай Дупак поступил в театральное училище (г. Ростов-на-Дону) под руководством знаменитого режиссёра, актёра и педагога Юрия Александровича Завадского , где успел до войны окончить только три курса. Одновременно служил в Ростовском театре драмы им. М. Горького .
В 1939 году Дупак женился на своей коллеге Алле Юрьевне Ванновской (1920—1966), дочери ведущего актёра Ростовского драмтеатра Юрия Алексеевича Ванновского. В войну она находилась с театром в эвакуации в глубоком тылу. Мужа с фронта не дождалась. После войны переехала с родными в Армению, работала в Ереванском русском драматическом театре имени К. С. Станиславского. Заслуженная артистка Армянской ССР. Несколько раз была замужем, в том числе стала первой женой Армена Борисовича Джигарханяна.
Через несколько лет после Великой Отечественной войны Дупак женился на Вере Васильевне Чапаевой (Камишкерцевой), младшей приёмной дочери легендарного комдива Василия Чапаева . С ней его познакомил её старший сводный брат Александр Чапаев . Она не могла иметь детей, и через двадцать лет брак распался.
С третьей своей женой, Раисой Михайловной, Дупак прожил более сорока лет до её смерти, наступившей в 2009 году. Через год погибли дочь Елена и внучка Анастасия. Дочь Оксана (актриса, театральный директор) и внук Адриано живут в Москве.
Весной 1941 года Николай Дупак успешно прошёл кинопробы и единственный из всего училища был приглашён на главную роль в новый художественный фильм «Тарас Бульба», однако эта картина не была снята.
В июне 1941 мне было 19 лет, и я снимался в роли Андрия в кинофильме «Тарас Бульба» у Довженко . Началась война. Ещё несколько дней мы собирались сниматься, но потом началась запись в народное ополчение. В него, кроме меня, вступили и сам Александр Петрович , и Борис Андреев , и Пётр Алейников . Отправили нас под Новоград-Волынски й .
Участник Великой Отечественной войны с 27 июля 1941 по 23 сентября 1943 года. С сентября по декабрь 1941 учился в Новочеркасском кавалерийском училище . Новочеркасск тогда называли кузницей кадров советской кавалерии, поскольку Краснознамённые кавалерийские курсы усовершенствования командного состава базировались в этом городе, а с началом войны там стали по ускоренной программе ещё и подготавливать младших офицеров для кавалерийских частей РККА . Николай Дупак зимой 1941 года с отличием выпустился в звании лейтенанта и был направлен под Москву на Западный фронт . С 16 марта 1942 года в составе 7-го кавалерийского корпуса ( Брянский фронт ), преобразованного Приказом НКО № 30 от 19 января 1943 года в 6-й гвардейский кавалерийский корпус . Гвардии старший лейтенант. Участник обороны Москвы , Сталинграда , воевал и на других фронтах.
Прошёл боевой путь от курсанта до командира взвода разведки, а потом и командира гвардейского кавалерийского эскадрона (более 250 человек, в том числе, помимо кавалеристов, был пулемётный взвод, взвод бронебойщиков с противотанковыми ружьями ПТР и батарея лёгких пушек «сорокапяток»).
В 1942 году был принят в ряды ВКП(б) . Неоднократно отмечен поощрениями и благодарностями командования (в том числе от командующего армией, а впоследствии и фронтом Рокоссовского , главного инспектора кавалерии РККА генерал-полковника Городовикова и других). Награждён за боевые заслуги и особую храбрость, мужество и самоотверженность орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями.
В боях был трижды ранен (дважды тяжело) в горло, левую ногу, руку и правую ногу) и один раз контужен , терял слух и речь. Лечился в госпиталях в Мичуринске, Москве, Куйбышеве, Чапаевске, Актюбинске. Получил инвалидность и после госпиталя был комиссован из армии . В Актюбинске офицер Н. Л. Дупак организовал постановку нескольких спектаклей и концертов в госпитале и Дворце культуры, собранные средства от которых были направлены на строительство танка Т-34. Случайно повстречался с режиссёром Александром Давидсоном, который был помощником у Александра Довженко и который через Постпредство УССР вызвал комиссованного героя-инвалида с актёрским прошлым в Москву для участия в съёмках фильма « Украина в огне ». Однако картина не была снята. Несмотря на инвалидность и увольнение из армии, Дупак не смирился с положением калеки-пенсионера. Ежедневно подолгу тренируя мышцы рук и ног, голосовые связки и слух, он встал на ноги, восстановил речь и слух. Это позволило ему вернуться в актёрскую профессию. Его зачислили актёром на « Мосфильм ».
C 1943 по 1963 год служил ведущим актёром и режиссёром Театра имени К. С. Станиславского . Параллельно с работой в кино и в спектаклях активно занимался общественной работой в театре, был секретарём комсомольской, а потом и партийной организации театра; после скоропостижной смерти директора исполнял обязанности руководителя театра. С коллегами и подчинёнными у него сложились замечательные отношения.
В 1963—1990 годы (с небольшим перерывом) — актёр и директор Театра на Таганке . Именно Дупак позже придумал и утвердил эмблему театра — красный квадрат с чёрными словами по периметру.
Весной 1964 года пригласил к себе в театр и принял на работу в качестве художественного руководителя Юрия Петровича Любимова , работавшего тогда преподавателем в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова . Там в 1959 году Юрий Любимов дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо», а в 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил второй спектакль — « Добрый человек из Сезуана » по пьесе Бертольта Брехта « Добрый человек из Сычуани ». Этот спектакль понравился Дупаку, и он уговорил Любимова работать на Таганке, хотя тот намеревался переехать в подмосковный городок Дубну (с населением около 30 тысяч человек на тот момент), где ему обещали выделить здание Дома культуры для театральных постановок и предоставить хорошую квартиру.
Принял на работу в театр Владимира Высоцкого , несмотря на первоначальные возражения Юрия Любимова .
Познакомившись в Киеве с молодым талантливым художником Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Давидом Боровским , Дупак переманил его в Москву к себе на Таганку, создал условия, выбил квартиру его семье недалеко от театра, устроил сына в художественное училище. В Таганке способности Боровского ещё более раскрылись и развились. Давид Львович Боровский-Бродский состоялся как народный художник страны, театральный художник и сценограф, удостоен множества премий и наград.
Дупак повсеместно старался создавать актёрам и другим сотрудникам театра такие условия для работы и отдыха, чтобы они могли целиком сосредоточиться на творчестве и раскрыть полностью свои таланты и умения. Помогал и поддерживал талантливых коллег, добивался их награждения. В 1960—1980-х годах Театр на Таганке стал самым посещаемым театром столицы, к тому же активно гастролирующим по стране и за рубежом. Более 30 раз выезжал на зарубежные гастроли, в том числе в 13 капиталистических стран, что для того времени в условиях «холодной войны» и «железного занавеса» было большой редкостью.
Работая главным руководителем Театра на Таганке , Николай Лукьянович принципиально, чтобы не использовать служебное положение, отказался навсегда от ролей в спектаклях своего театра. В кино же продолжал работать, снявшись в десятках кинофильмов.
Диапазон ролей широкий и яркий: от солдат и матросов до командующих армиями и генерал-фельдмаршала, от простых граждан до руководителей страны и регионов, от простых сотрудников милиции до комиссаров полиции, от простых ратников до воеводы, от адъютанта до председателя Совета министров СССР.
В январе 1977 из-за конфликта Юрием Любимовым ушёл из театра и занял должность директора Театра на Малой Бронной , где за год с небольшим сумел сделать много полезного и важного: построить малую сцену для Михаила Михайловича Козакова , сделать ремонт основных помещений, пригласить талантливых режиссёров, выбить дополнительные ставки и квартиры нуждающимся актёрам. В 1978 году, по убедительной просьбе Любимова и труппы, вернулся в Театр на Таганке .
Лётчик-космонавт , дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко , долго бывший членом Художественного совета Театра на Таганке, отмечал: «Уметь заметить, поддержать, приподнять, огранить и развить чужое дарование немногим под силу. Николай Дупак же этим даром наделён щедро. Любить актёров, понимать их и разговаривать с ними на одном языке, дышать с ними в такт — это тоже талант. Причём талант редчайшей пробы. Я по-настоящему горд, что судьба меня свела с этим неординарным человеком. Люди масштаба и качеств Николая Лукьяновича Дупака — явление редчайшее, а оттого безмерно ценное. Это наше национальное достояние. Он патриарх нашего театра и искусства».
В 1990-м, на 70-м году жизни Дупак принял решение уйти из Театра на Таганке . В 1990—2000-е годы работал директором Культурного центра на Таганке, главным режиссёром-консультантом Государственного учреждения культуры Московского объединения «Музеон», советником генерального директора театра зверей « Уголок Дурова » по творческим и строительным вопросам. Примечательный факт: в 1993 году, через несколько месяцев после трагического и громкого конфликта Юрия Любимова и труппы Театра на Таганке и драматического разделения на два отдельных театра ( Театр на Таганке и театр Содружество актёров Таганки ) коллектив театра Содружество актёров Таганки обратился с письмом-приглашением к Дупаку с просьбой вернуться и стать директором их театра. Тем не менее Дупак поставил условие, что он примет приглашение и станет директором, если театр объединится и вновь станет единым учреждением. Этого не произошло, и Дупак отказался от поста директора.
При его непосредственном участии и активном содействии на Таганке были построены культурный центр-музей В. С. Высоцкого , Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и другие значимые объекты, открыто несколько столичных театров, музеи Высоцкого и музеи Чехова в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Скончался в Москве 26 марта 2023 года после продолжительной болезни на 102-м году жизни . Церемония прощания с актёром состоялась 29 марта 2023 года в Театре на Таганке . Похоронен на Даниловском кладбище в Москве (уч. 2) .