Йожеф Чаки очень рано прошёл школу
кубизма
. Он привнёс в строгую кубистическую схему особую, роденовскую текучесть. Его творческий метод трансформировался от не-репрезентативных форм к жизнеутверждающим, наполненным динамикой образам.
Содержание
Биография
Йожеф Чаки происходил из венгерской семьи скромного достатка. Его отец был простым почтальоном.
В 1905—1906 гг. Йожеф учился в
Высшей школе декоративного искусства
(Школе промышленного дизайна, Mintarajziskola) в Пеште, в восточной части столицы Венгрии, на правом берегу Дуная. Руководили обучением Дьёрдь Лайош Матраи и его сын,
hu
(Mátrai Lajos). Вскоре, разочаровавшись в консерватизме образовательной системы, с её бесконечным штудированием слепков, Йожеф переходит в частную студию живописца и дизайнера Ласло Кимнаха (
).
В 1907 году Йожеф получает место на керамическом заводе
en
(Vilmos Zsolnay) в городе Печ, на юго-западе Венгрии, изготавливающим пепельницы и вазы. Но вскоре его увольняют с должности «за бездарность». Зима 1907—1908 гг. застаёт молодого художника в Будапеште без гроша и на грани отчаяния.
Он зарабатывает на жизнь то копированием портретов, то формовкой металла. С наступлением лета 1908 года Йожеф отправляется пешком в Париж, куда прибывает (не зная французского и с 40 франками в кармане) уже в августе. На первое время он останавливается в студии своего земляка Йожефа Бруммера (Joseph Brummer), который берёт уроки в мастерских Родена и Матисса.
В это время и
Леже
, и
Архипенко
жили в Улье, разрабатывая, каждый по-своему, кубистический метод в живописи и в скульптуре.
В 1910 году, в знак признания успехов Йожефа Чаки в парижских Салонах, городская община его родного
Сегеда
назначает трёхгодичный грант для поддержки творческих поисков художника. Это позволило ему поступить в свободную Академию искусств. Теперь начинающий скульптор мог независимо совершенствоваться на избранном пути.
1920-е годы
Владелец галереи «L’Effort Moderne», арт-дилер
en
(Léonce Rosenberg, 1879—1947), также участник Первой мировой войны, в 1920 году заключает с Йожефом Чаки эксклюзивный контракт, приобретая таким образом, исключительное право на представление и продажу его работ на протяжении ближайших трёх лет. Он же берёт на себя обязательства по продвижению Йожефа Чаки в среде авангардных художников.
Признание
В 1965 году, в Музее изобразительных искусств Будапешта состоялась персональная выставка мастера. Она прошла с большим успехом, подтвердив интерес на родине к одному из наиболее значительных венгерских авангардистов. Его отношения с Венгрией никогда не прерывались: журналы, издаваемые в Будапеште, постоянно публиковали материалы о нём. В 1959 году, в дни проведения персональной выставки Йожефа Чаки в Институте культурных связей в Будапеште, он посетил Венгрию. Но возобновились выставки после продолжительного перерыва лишь в 1973 году, через два года после смерти художника.
Наследие
Йожеф Чаки внес значительный вклад в развитие современной скульптуры, как пионер кубизма в скульптуре и как ведущая фигура в
нерепрезентативном искусстве
1920-х годов.
«Сегодня, — пишет искусствовед и историк
Эдит Балаш
, — в постмодернистской атмосфере те аспекты его искусства, которые сделали Чаки неприемлемым для более продвинутых модернистов, с готовностью принимаются как действительные и интересные. Настало время дать Чаки его законное место в рядах авангарда, основанное на анализе его художественных новшеств и достижений»
30 октября 2017 года скульптура Йожефа Чаки из горного хрусталя и обсидиана под названием
Tête
(Голова, 1923), ранее входившая в коллекцию модельера
Жака Дусе
, была куплена на парижских торгах
Sotheby's
за 1 077 004 долларов (925 500 евро), что является рекордом для работ художника
.
Основание — бронза, позднее патинированная. 33,3 × 32,5 × 13.3 см
, позолоченная патинированная бронза на геометрическом основании из чёрного бельгийского мрамора и пьедестал бассейна. Рыба: 42 × 42 × 16 см. Высота основания: 132 см. Продан в марте 2014 в Париже на аукционе Сотбис за $535,861
(недоступная ссылка)
(деревянное основание — позднейшее). 41 × 13.5 см, основание 8 см. Скульптура продана на аукционе Сотбис, в Париже, в марте 2014 года за €170,000
Йожеф Бруммер (1883—1947), которого Чаки знал по Сегеду и Будапешту, приехал в Париж (и перевёз двоих своих братьев) за 3 года до Чаки. К 1908 году у Бруммера уже была собственная галерея где он торговал антиквариатом и заморскими раритетами, вроде японской керамики, сосудов из Доколумбовой Америки и т. д. Среди прочей экзотики Бруммер показывал образцы современной живописи. Он и рассказал Йожефу Чаки о том, как «один испанец» (
Пикассо
) нашёл необычное применение африканским маскам. В Нью-Йоркском музее Метрополитен
от 3 сентября 2014 на
Wayback Machine
, оставшихся от коллекции, собранной Йожефом Бруммером.
от 19 декабря 2013 на
Wayback Machine
, (здесь высоко ценят его заслуги в области собирательства и даже называют “великим”).
В оформлении особняка Жака Дусе на Rue Saint James, 33 в пригороде Парижа
Нёйи-сюр-Сен
, помимо Йожефа Чаки, принимали участие
Edith Balas.
(англ.)
. Philadelphia: American Philosophical Society (1998).
(англ.)
.
Дата обращения: 21 июня 2019.
7 декабря 2021 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 сентября 2014.
21 декабря 2015 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 1 сентября 2014.
Архивировано из
17 января 2014 года.
Литература
Gustave Miklos; Baranyai Judit; Tamar Nelson; Félix Marcilhac; Joseph Csaky.
Gustave Miklos, Joseph Csak. — Budapest: Kálmán Makláry Fine Arts, 2010. — 115 p. —
ISBN 9638735082
.
Félix Marcilhac.
. — Paris: Editions de l'Amateur, 2007. — 320 p. —
ISBN 2859174540
.
Edith Balas.
. — Philadelphia: American philososphical society, 1998. — Vol. 230. — (Memoirs series). —
ISBN 0871692309
.
от 1 апреля 2015 на
Wayback Machine
Szuromi Pál.
/ Dr. Dömötör János. — Szeged: Csongrád Megyei Lapkiadó Vállalat és SzMV-i Tanács, 1989. — 112 с. —
ISBN 9637258019
.
от 28 ноября 2011 на
Wayback Machine
из артезианской скважины на углу бульвара Лайоша Тисы и авеню Кошута (Kálvin tér, Anna-Kút) в
Сегеде
венчает скульптура «Танцовщица» Йожефа Чаки. Ещё два вида:
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
и
от 3 июня 2016 на
Wayback Machine
— фонтан в архитектурном окружении.