Зимние Олимпийские игры 2006
- 1 year ago
- 0
- 0
Неккхамма ( санскр. naiṣkramya, नैष्काम्य , пали nekkhamma ) — это палийское слово, обычно переводимое как «отречение», «удовольствие отречения», «отказ от мира и ведение святой жизни» или «свобода от похоти , страстей и желаний» . В буддийском Благородном восьмеричном пути неккхамма составляет первую практику, связанную с правильным намерением. В Тхераваде в списке десяти действий, ведущих к освобождению , неккхамма является третьей практикой «совершенства». Неккхамма подразумевает .
В палийском каноне , в Дведхавитакка-сутте МН 19 Будда , описывая свою жизнь в качестве непросветлённого бодхисаттвы , разделил свои мысли на те, которые вызывают страдания, препятствуют мудрости, создают сложности и уводят от ниббаны , с одной стороны, и те, которые имеют противоположный эффект. К первой категории он отнёс мысли, пронизанные чувственностью, злобой и недоброжелательностью; ко второй — мысли об отречении, доброжелательности и непричинении вреда :
Монахи, то, над чем монах постоянно размышляет и обдумывает – это и становится направленностью его ума. Если он постоянно размышляет и обдумывает мысли об отречении, то он отбросил мысль, [вызванную] чувственным желанием, чтобы взрастить мысль об отречении, и тогда его ум склоняется к мыслям об отречении. Если он постоянно размышляет и обдумывает мысли о не-недоброжелательности… мысли о непричинении вреда, то он отбросил мысль о причинении вреда, чтобы взрастить мысль о непричинении вреда, и тогда его ум склоняется к мыслям о непричинении вреда.
Эти последние три вида мыслей, отречение, отсутствие злой воли и непричинение вреда, составляют традиционное троичное определение понятия «правильного намерения» Благородного восьмеричного пути ( пали sammā-saṅkappa ; санскр. samyak-saṃkalpa ) . Относительно каждого из первых трёх типов содержания мысли, чувственности, злой воли и причинения вреда, Будда утверждал :
Каждый раз, как мысль, [вызванная] чувственным желанием (недоброжелательная мысль, мысль о причинении вреда) возникала во мне, я отбрасывал её, устранял её, уничтожал её.
В другой сутте канона Будда противопоставляет стремление к размышлениям, касающимися чувственности ( кама ), и мысли об отречении ( неккхамма ) :
Вот, когда монах обращает внимание на чувственные удовольствия, его ум не устремляется к этому, не становится успокоенным [ими], утверждённым и сфокусированным на них. Но когда он обращает внимание на отречение, его ум устремляется к этому, становится успокоенным [им], утверждённым и сфокусированным на нём. Его ум является хорошо отступившим, хорошо развитым, хорошо взошедшим, хорошо освобождённым, хорошо отсоединённым от чувственных удовольствий. И он свободен от этих беспокоящих и тревожащих пятен, что возникают, имея своим условием чувственные удовольствия. Он не чувствует этого вида чувства. Вот что объявлено спасением от чувственных удовольствий.
Как говорилось выше Будда объявляет отречение частью своего пути к пробуждению. В « Буддхавамсе» , джатаках и экзегетической литературе отречение составляет третью из десяти практик «совершенства» ( пали pāramī ).
Бхикку Бодхи подробно описывает различные преимущества буддийского отречения. Он пишет, что созерцание дуккхи, присущей желанию, — это один из способов склонить ум к отречению. Другим способом является созерцание выгод, которые даёт отречение. Переход от желания к отречению — это не переход от счастья к горю, от изобилия к нужде, а переход от грубых, запутывающих удовольствий к возвышенному счастью и миру, от состояния служения к состоянию самообладания. Желание в конечном итоге порождает страх и печаль, а отречение даёт бесстрашие и радость. Оно способствует выполнению всех трёх стадий тройной тренировки: очищает поведение , помогает концентрации и питает семя мудрости . Фактически весь курс практики от начала до конца можно рассматривать как развивающийся процесс отречения, достигающий высшей точки в ниббане , как конечной стадии «отказа от всех основ существования» ( пали sabb'upadhipatinissagga ) .