В 1708 году Удри в парижской Академии Святого Луки получил звание мастера за картину «Святой Иероним». В этот период он создавал картины на религиозные темы
. Удри также писал
натюрморты
, служившие украшением интерьеров.
В 1719 году Удри был принят в
Королевскую академию живописи и скульптуры
. С этого времени он работал преимущественно в анималистическом жанре, а также иллюстрировал книги и создавал картоны
гобеленов
. С 1721 года в его творчестве также появляются сцены охоты
. В 1723 году Удри получил королевский заказ на три большие охотничьи сцены для дворца в Шантийи (ныне — две находятся в
Музее Конде
; одна — в Музее изящных искусств, Руан). В 1726 году он выставил двадцать шесть своих лучших произведений в Больших апартаментах
Версальского дворца.
В 1733—1734 годах Удри возглавлял шпалерную мануфактуру в
Бове
. В 1733—1755 годах был также инспектором
мануфактуры Гобеленов
в Париже. Для мануфактуры в Бове художник создал картоны «Новые Охоты» (1727), «Сельские забавы» (1730), «Комедии Мольера» (1732), «Метаморфозы Овидия» (1734) и «Басни Лафонтена» (1736).
«Портретист по образованию, мастер религиозных сцен по необходимости»
, по призванию Ж.-Б. Удри — живописец охотничьих сцен, животных и натюрмортов. С 1728 года он постоянно сопровождал на охоте короля Людовика XV
. В 1734 году Удри написал для
Кристиана Людвига II Мекленбургского
четыре картины со сценами охоты и животными («Охота на кабана», «Семья косули», «Охота на волка», «Два оленя»). Отличительные особенности картин Удри со сценами охоты — гармоничность композиционного строя, богатство красок, иллюзионистическая убедительность (серия «Королевские охоты», 1733—1746, Фонтенбло; Лувр, Париж; «Экзотические животные», музей, Шверин; «Собаки в стойке перед дичью», Национальный музей, Стокгольм)
. Он также рисовал собак из королевской своры и был назначен «Королевским живописцем охотничьих сцен». Удри внёс большой вклад в развитие стиля рококо в разных видах искусства: он выполнял рисунки мебельных обивок, проекты подсвечников, часов, каминных экранов. По рисункам Ж.-Б. Удри были выполнены картоны для шпалер на сюжеты басен Лафонтена. Гравёр Ш.-Н. Кошен Младший с помощниками награвировали 276 иллюстраций по рисункам Удри для знаменитого четырёхтомного издания «Басен» Лафонтена (1755)
.
К услугам художника обращались и другие монархи и высокопоставленные особы, в том числе русский царь
Пётр I
, королева Швеции
Ульрика Элеонора
и герцог Мекленбург-Шверина
Кристиан Людвиг II
. Ему принадлежит выполненный пером портрет Петра I
.
Из поздних работ художника особенно известны натюрморты «Заяц и баранья нога» (1742), по совершенству техники близкий к жанру
тромплёя
, и «Белая утка» (1753), отличающийся точностью рисунка и богатством оттенков белого. Картину «Собака с миской» художник выполнил в жанре
фигуры-обманки
на чугунной доске для камина
.
Жан-Батист Удри умер 30 апреля 1755 года и был похоронен в Бове. Сын и ученик Жана-Батиста — Жак-Шарль Удри (1720—1778) — «живописец цветов и животных», придворный художник принца Лотарингского, работал в Париже и Брюсселе
.
Галерея
Косуля, преследуемая собаками. 1725. Холст, масло. Музей изящных искусств, Руан
Заяц и баранья нога. 1742. Холст, масло. Художественный музей Кливленда, Огайо
Лебедь, атакуемый собакой. 1745. Холст, масло. Художественный музей Северной Каролины
Белая утка. 1753. Холст, масло. Местонахождение неизвестно
Лев и муха. 1732. Холст, масло. Национальный музей Швеции, Стокгольм
Примечания
↑
.
Bailey C. B.
«A Long Working Life, Considerable Research and Much Thought»: An Introduction to the Art and Career of Jean-Baptiste Oudry // Oudry’s Painted Menagerie: Portraits of Exotic Animals in Eighteenth-Century Europe / Ed. М. Morton. — Los Angeles: Getty Publ., 2007. — P. 2. — pp. 1—29.
Opperman H. N.
Some Animal Drawings by Jean-Baptiste Oudry // Master Drawings. — Winter, 1966. — Vol. 4. — № 4. — P. 387—388.
Дятлова Г.
Мастера натюрморта. —
М.
: Вече, 2002. — С. 24. — 272 с. —
ISBN 5-7838-1131-9
.
Французская книжная иллюстрация XVIII века в собрании Эрмитажа: Каталог выставки. Вступительная статья и аннотации Л. Т. Исаченко. — Л.: Эрмитаж, 1982.— С. 6
(неопр.)
.
Louvre: Inventaire du département des Arts graphiques
. Дата обращения: 5 января 2018.
5 января 2018 года.
(неопр.)
. Les musеes de Senlis. Дата обращения: 8 марта 2018. Архивировано из
19 июля 2016 года.
, с. 401.
Литература
Очерки жизни и творчества. Каталоги выставок
Шварцман Н. А.
Грезы и миражи в садах Версаля / Н. А. Шварцман. —
М.
: Воскресный день, 2013. — 480 с. : ил. —
ISBN 978-5-7793-4400-5
.
Morton M., et al.
: Portraits of Exotic Animals in Eighteenth-Century Europe :
[
англ.
]
: Issued in connection with an exhibition organized by the J. Paul Getty Museum in conjunction with the Staatliches Museum, Schwerin, Germany, on view at the Getty Museum, Los Angeles, May 1-September 2, 2007, and at the Museum of Fine Arts, Houston, October 7, 2007-January 6, 2008 / edited by Mary Morton ; with essays by Colin B. Bailey ... [et al.]. — Los Angeles, CA : J. Paul Getty Museum, 2007. — xv, 151 p. : ill. (some col.). —
ISBN 978-0-89236-879-2
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Opperman H. N.,
Rosenberg P.
J. B. Oudry : 1686–1755 :
[
фр.
]
: [exposition], Galeries nationales du Grand Palais, Paris, 1er octobre 1982 — 3 janvier 1983 / [catalogue par Hal Opperman et Pierre Rosenberg]. — Paris : Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1982. — 287 p. : ill. en noir et en coul., couv. ill. en coul. —
ISBN 2-7118-0207-8
. —
OCLC
.
Opperman H. N.
:
[
англ.
]
: exhibition catalogue, Kimbell Art Museum, Fort Worth, TX, February 26 to June 5, 1983; Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, KS, July 15 to September 4, 1983 / by Hal Opperman. — Fort Worth, TX : Kimbell Art Museum, 1983. — 222 p. : ill. —
ISBN 0-912804-12-2
. —
LCCN
. —
OCLC
.
Словари и энциклопедии
Власов В. Г.
Удри Жан-Батист // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 401. — 655 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-010-6
. —
OCLC
.
Золотова Н. Ю.
Удри, Жан-Батист / Н. Золотова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия :
в 3 т.
/ автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). —
М.
: Белый город, 2006. — Т. III : П—Я. — С. 326–328. — 511 с. —
3000 экз.
—
ISBN 5-7793-0920-5
. —
ISBN 5-7793-0924-8
(т. III).
Кудрикова С. Ф.
Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. —
СПб.
: Азбука-Классика, 2010. — С. 152, 153, 190, 191, 193, 226, 367, 441, 488, 490, 529–536, 554. — 588, [2] с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). —
ISBN 978-5-9985-0610-9
.
// Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 60–62. — 792 p. —
ISBN 2-7000-0156-7
. —
OCLC
.
Opperman H. N.
/ H. N. Opperman //
:
[
англ.
]
:
in 34 vol.
/ edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. —
. — P. 666–669. — XIII, 912 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. —
ISBN 1-884446-00-0
. —
LCCN
. —
OCLC
.