Interested Article - Шеффель, Фридрих

Фри́дрих Ше́ффель ( нем. Friedrich Scheffel , латыш. Frīdrihs Šefels ; 1865 (по др. сведениям, 1862) , Либава , Российская империя 1913 ) — российский архитектор и инженер немецкого происхождения, совладелец строительной компании «Шель и Шеффель», автор проектов около 35 жилых и общественных зданий в стиле модерн в Риге .

Биография

de . Конец XIX века

Фридрих Шеффель родился в 1865 (по др. сведениям, 1862 ) году в Либаве . Получил образование в Германии , в de , однако профессионального архитектурного образования не имел . В 1899 году в Петербурге получил свидетельство на право проводить строительство зданий в Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел Российской империи .

Не позднее 1900 года поступил учеником к академику архитектуры Генриху Шелю , совместное бюро получило название «Шель и Шеффель» ( нем. Scheel&Scheffel ; латыш. Šēls un Šefels ). Оно стало пионером рижского модерна . Компания просуществовала до 1904 года, после её закрытия Шеффель осуществлял самостоятельные строительные работы в Риге .

Параллельно с архитектурной работой в Риге держал табачный магазин в Любеке .

Умер в 1913 году. По одним сведениям, местом кончины Фридриха Шеффеля была Рига , по другим — он скончался на пути в Любек от сердечной недостаточности .

Архитектурные проекты

Дом Детмана на улице Тиргоню , 4 (1900)
Улица Альберта , 1 (1901)
Дом Боброва на улице Смилшу , 8 (1902)
Дом Зихмана на улице Театра , 9 (1903—1904)
Улица Блауманя , 12а (1908)
Дом с чёрными котами на улице Мейстару , 10 (1909)
Амбулаторное и больничное здание Рижской общины сестёр милосердия Красного Креста на улице Яня Асара , 3 (1912—1913)

В творческом содружестве с Генрихом Шелем и самостоятельно Фридрих Шеффель спроектировал в общей сложности около 35 жилых и общественных зданий в стиле модерн , возведённых в Риге в начале XX века .

В числе известных работ архитектора — дом Генриха Детмана на улице Тиргоню , 4 (1900) ; дома на улицах lv , 86 (1900) , Альберта , 1 (1901) , Шкюню , 10/12 (1902) ; дом торговца колониальными товарами купца Тупикова на улице Гертрудес , 10—12 (1902) ; дом купца Ильи Боброва на улице Смилшу , 8 (1902) ; книготорговый дом Карла Зихмана на улице Театра , 9 (1903—1904; с 1992 года в здании размещается Итальянское посольство) , дома на улицах Базницас , 5 (1907) и Блауманя , 12а (1908), Дом с чёрными котами на улице Мейстару , 10 (1909), амбулаторное и больничное здания Рижской общины сестёр милосердия Красного Креста на улице Яня Асара , 3 (1912—1913 ) и др.

Шеффель также руководил строительством производственных корпусов завода « Унион » по проекту Петера Беренса на улице Бривибас , 214 (1913; с конца 1920-х годов там размещался завод « VEF ») .

Постройки в Риге
1900
1902
1903
  • Доходный дом с магазином (книготорговый дом Карла Зихмана; с 1992 года в здании размещается посольство Италии — улица Театра , 9)
1904
1905
1907
1908
1909
1910
1911
1912
  • Амбулаторное и больничное здание Рижской общины сестёр милосердия Красного Креста ( улица Яня Асара , 3)
1913

Творческая манера

Компания «Шель и Шеффель». 1900—1904

Улица Тербатас, 86 (1900)

Историк архитектуры Янис Крастиньш отмечает появление признаков модерна в творчестве Генриха Шеля и Фридриха Шеффеля начиная с 1900 года, когда архитекторами был выполнен проект дома на улице Тербатас, 86, пространственное решение которого «резко отличается от доходных домов предыдущей эпохи». Ряд художественных особенностей здания (два фасада , эркер ) обусловлены такими утилитарными задачами, как увеличение полезной площади и улучшение освещённости ориентированного на северо-запад строения. Объёмная композиция здания подчёркнута орнаментальным декором, отдельные детали фасада выполнены в готических мотивах .

В проекте дома на улице Шкюню, 10/12 (1902) Крастиньш отмечает отход архитекторов от композиционных приёмов и деталей эклектизма и «поиски современных рациональных форм» — архитектурный облик здания, формируемый остеклёнными витринами первого этажа, перекликающимися с оконными проёмами второго уровня и арочными перекрытиями, ассоциируется с вокзальными сооружениями 2-й половины XIX века .

Указывая на присутствие тенденций рационализма в творчестве архитекторов, Крастиньш отмечает также ряд работ, выполненных в эклектично-модернистской манере, в их числе доходные дома на улицах Альберта, 5 (1900; под проектом подпись только Ф. Шеффеля), Тиргоню, 4 (1900), Гертрудес, 10—12 (1902), Смилшу, 8 (1902), Театра, 9 (1903) и др., в решениях которых присутствуют «богатые орнаментальные мотивы модерна в сочетании с композиционными приёмами эклектизма» .

Индивидуальное творчество. 1904—1913

В числе особенностей собственного художественного языка Фридриха Шеффеля Крастиньш выделяет асимметричное решение фасадов и их рациональную разработку, важную роль оконного проёма в композиции фасадов, «сдержанное применение» или полное отсутствие орнаментики , активное использование отделочных материалов и фактур штукатурки, функциональность и продуманность планировки .

Асимметричная композиция шеффелевских фасадов, как правило, продиктована решением внутренней планировки зданий и назначением помещений — к примеру, «если лестничная клетка ориентирована на улицу, то её окна сдвинуты по вертикали в соответствии с перепадом уровня промежуточных площадок лестницы относительно уровня междуэтажных перекрытий» .

Показательным примером функциональности и удобства планировки, согласно Крастиньшу, служит выполненный Шеффелем проект доходного дома на улице Бривибас, 93 (1908), ставшего одним из первых жилых домов в Риге, где ванная комната расположена в глубине квартиры, рядом со спальными помещениями .

В качестве «наиболее выдающегося» примера «высокого уровня архитектурно-художественной выразительности» работ Шеффеля Крастиньш приводит проект доходного дома на улице Базницас, 5 (1907) с асимметричным фасадом и массивными эркерами, завершающимися фронтонами с плавно изогнутыми контурами. В композиции фасада здания учёный видит «тенденци[ю] к вертикальной направленности форм , их выраженной „перпендикулярности“», которая проявляется в «архитектурной интерпретации эркера», «формах и организации оконных проёмов» .

Улица Базницас, 5 (1907)

Рисунок утопленного в поверхность штукатурки рельефного орнамента фасада составлен из «напряжённо изогнутых» линий и геометрических фигур, «будто вытекающи[х] из плоскости стены и снова исчезающи[х] в её гладкой поверхности» .

Задача орнамента — выявить утилитарные пространственно-конструктивные элементы и архитектурные детали здания — эркеры, оконные проёмы, входной портал и лоджии, сохраняя органичную связь с архитектурной формой, сливаясь с ней и доводя характер этой связи до уровня синтеза искусств .

Память и наследие

Cвыше 50 предметов, связанных с жизнью Фридриха Шеффеля, находятся в Лиепайском музее истории и искусства , в их числе — студенческая фуражка Шеффеля с эмблемой « Eckernförde », золотое кольцо с сапфировым камнем, подаренное им будущей жене Луизе в день помолвки, подаренный им другу портсигар, фотографии и открытки из семейного архива и др.

Архитектурные постройки Фридриха Шеффеля, сохранившиеся в Риге по сей день , считаются образцами раннего рижского модерна , многие из них стали городскими достопримечательностями .

Комментарии

  1. Совместно с Г. Шелем и В. Гааном ( нем. W. Hahn ) .
  2. Совместно с Г. Шелем (« Šēls un Šefels »).
  3. По др. сведениям, 1910 .
  4. Совместно с А. Гизеке и Г. Шелем .
  5. По др. сведениям, 1910.
  6. Руководство строительством по проекту Петера Беренса .
  7. Поступили в коллекцию в 2017 году .

Примечания

  1. , p. 127—128.
  2. (латыш.) . irLiepaja (27 июня 2017). Дата обращения: 20 октября 2018. 22 октября 2018 года.
  3. .
  4. Крастыньш, Янис . Стиль модерн в архитектуре Риги / Т.А. Гатова. — Монография-справочник. — Москва: Стройиздат, редакция литературы по градостроительству и архитектуре, 1987. — С. 49, 75, 93-99, 103, 105, 193-194, 216, 222-227, 232-233, 235-238, 240, 240-248.. — 275 с. — 25 000 экз.
  5. , с. 262.
  6. Grosa S. (латыш.) . Latvijas mākslas vēsture (14 апреля 2009). Дата обращения: 20 октября 2018. Архивировано из 27 октября 2019 года.
  7. (латыш.) . Jūgendstils Rīgā. Дата обращения: 20 октября 2018. 2 января 2018 года.
  8. , с. 93—98, 262.
  9. , с. 247, 252.
  10. , с. 223.
  11. , с. 93—98.
  12. (латыш.) . Jūgendstils Rīgā. Дата обращения: 20 октября 2018. 30 октября 2018 года.
  13. Orekhov А. (англ.) . Мир модерна / Art Nouveau World (21 марта 2017). Дата обращения: 20 октября 2018.
  14. (латыш.) . Рига и её история (3 марта 2015). Дата обращения: 20 октября 2018.
  15. , с. 216, 236.
  16. , с. 222, 223, 225, 226, 227, 232, 233, 235—238, 240, 243, 244, 246—248.
  17. , с. 93, 227.
  18. , с. 93—94.
  19. , с. 94.
  20. , с. 94—96.
  21. , с. 98.
  22. , с. 96—98.
  23. , с. 98—100.
  24. , с. 98, 100.
  25. , с. 100.

Литература

На русском языке
На иностранных языках
  • / red.: I. Sproģe / еd. I. Sproģe. — Rīga: Veiters Ltd, 2014. — 155 p. (латыш.) / (англ.)
  • (латыш.) // Diena . — Rīga, 2017. — 28 jūnijs.

Ссылки

  • Grosa S. (латыш.) . Latvijas mākslas vēsture (14 апреля 2009). Дата обращения: 20 октября 2018.
  • (латыш.) . Rīgas Jūgendstila centrs . Дата обращения: 20 октября 2018.
  • Orekhov А. (англ.) . Мир модерна / Art Nouveau World (21 марта 2017). Дата обращения: 20 октября 2018.
Источник —

Same as Шеффель, Фридрих