Храм Христа Спасителя
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Святи́теля Никола́я у Соло́менной сторо́жки — православный храм , принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви . Находится в Тимирязевском районе Северного административного округа города Москвы . Деревянный шатровый храм был построен в 1916 году в неорусском стиле по проекту архитектора Фёдора Шехтеля изначально как церковь Николая Чудотворца 675-й Тульской пешей дружины в Петровско-Разумовском у Соломенной сторожки . Являлась первым построенным в России храмом-памятником Первой мировой войны . В советское время церковь была снесена. Воссоздана в 1997 году с использованием оригинального проекта на новом месте.
Имеет статус Патриаршего подворья .
В начале XX века местность, где располагался храм, представляла собой дачный посёлок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом находились лесные угодья Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева ). Для охраны южной границы леса там стояла сторожевая будка с соломенной крышей — от неё храм и получил своё название .
По соседству с сельскохозяйственной академией размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой войны здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт . Вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили построить на пожертвования летний храм. Главными инициаторами были командир дружины полковник А. А. Мозалевский и В. И. Заглухинский , который жертвовал церкви свои средства и позднее стал её старостой. Деньги на строительство церкви жертвовали как офицеры, так и дачники Петровско-Разумовского . Всего было собрано 3000 рублей . Архитектором храма стал Ф. О. Шехтель .
Строительство храма заняло около месяца. Храм был освящён 20 июля 1916 года епископом Можайским Димитрием . На торжественной церемонии присутствовали Великая княгиня Елизавета Фёдоровна , генерал-губернатор Москвы, командующий войсками Московского военного округа , командиры ополченческих бригад, офицеры 675-й Тульской дружины и местные жители . Профессор богословия священник И. А. Артоболевский произнёс речь о том, какое значение имеет этот храм .
Московские газеты в 1916 году так писали об этой церкви: « Представляя собой археологическую ценность как собрание редчайших икон, этот храм является в то же время первой в России церковью-памятником переживаемых событий » .
После Октябрьской революции храм, изначально созданный для нужд дружины, стал приходским. 6 апреля 1922 года из храма было изъято 7 фунтов серебра . Храм оставался действующим сравнительно долго. После закрытия окрестных церквей его приход возрос с 300 до 2000 человек . Фёдор Шехтель, живший неподалёку, часто посещал храм .
В 1920-х годах церковь значилась памятником архитектуры и присутствовала в охранных списках как собрание древних икон . Несмотря на это, техническое состояние церкви постепенно ухудшалось. В середине 1920-х годов архитектор Шехтель обратился к властям с предложением о реконструкции церкви, однако оно было оставлено без внимания .
В церкви служили священники, которые позднее были причислены к лику святых как священномученики : Василий Надеждин , Владимир Амбарцумов , , . Василий Надеждин был рукоположён во иерея в храме у Соломенной сторожки в 1921 году и служил там до своего ареста в 1929 году . По просьбе прихожан — профессоров Сельскохозяйственной академии — он занимался духовно-нравственным воспитанием их детей. Василий Надеждин организовал церковный хор, по субботам выступал с проповедями. В 1928 году в церковь пришёл Владимир Амбарцумов, а после ареста Василия Надеждина он стал настоятелем. Вскоре он привлёк к службам Михаила Шика. Они стали проводить службы по очереди. Владимир Амбарцумов и Михаил Шик ушли на покой в 1931 году, не желая признавать митрополита Сергия патриаршим местоблюстителем . В 1932 году настоятелем храма стал Михаил Славский, но на следующий год его арестовали .
В 1935 году храм был закрыт, шатёр и колокольня сломаны. Однако, по свидетельствам старожилов, там ещё некоторое время велись службы и крестили детей. Затем здание церкви было превращено в общежитие. К 1960 году окончательно разрушившееся здание храма было снесено, а на его месте был построен блочный 15-этажный жилой дом для работников милиции ( улица Дубки , дом № 4) .
22 декабря 1995 года местные верующие бизнесмены обратились к префекту Северного округа с просьбой восстановить храм . В 1996 году Дёмин рассказал об этой идее настоятелю церкви Знамения в Ховрине Георгию Полозову, и он согласился заняться восстановлением церкви . Для строительства храма префектура отвела 33 сотки земли на окраине парка « Дубки » в 300 метрах от места его первоначального нахождения . 19 ноября 1996 года Правительством Москвы « в связи с многочисленными просьбами граждан » было принято распоряжение о « восстановлении памятника русского деревянного зодчества конца XIX века » (хотя храм построили в начале XX века).
Проект восстановления храма был разработан архитектором А. В. Бормотовым с использованием сохранившихся чертежей. Курировал проект архитектор-реставратор , ответственным за строительство был священник Георгий Полозов . На строительство храма было выделено 140 000 долларов . Закладка состоялась 10 декабря 1996 года . Строительство заняло несколько месяцев, и 20 апреля 1997 года храм был освящён .
В ходе строительства не были соблюдены некоторые принципы научной реставрации. По сообщениям прессы, не были проведены все необходимые экспертизы и согласования. Священник Георгий Полозов прокомментировал это так: « Да, я поторопился. Но у меня не было иного выхода, кроме как нарушать инструкции. Иначе бы я никогда его не построил » .
Проект деревянного храма вместимостью 100 человек в стиле шатровых церквей Вологодского края был разработан академиком архитектуры Ф. О. Шехтелем . Архитектор высоко оценивал собственный проект: «По-моему, лучшая из моих построек», — написал на подаренной И. П. Машкову открытке с изображением церкви тяжелобольной Шехтель в 1925 году .
Храм был построен в неорусском стиле . Образцами для архитектурного решения храма стали деревянные шатровые церкви русского Севера XVI — XVIII веков — Успенская в Варзуге , Покрова Божией Матери в Заостровье и Климентовская в Уне . Шехтель практически воссоздал в своём проекте традиционные композиционные приёмы и архитектурные детали прототипов . Исключение составила звонница — на Севере колокольни ставились отдельно от храма . Конструкция храма также отлична от традиционной — она каркасная, а не бревенчатая (поэтому церковь была неотапливаемой ). Шатровый храм крестообразный в плане. К нижнему четверику приделаны четыре бочки , образуя крест. Пространство под бочками расширено, благодаря чему храм может вместить большее количество молящихся. Венчает храм высокий шатёр с небольшой главкой .
Боковые помещения храма органично соединяются с центральным пространством. Гармонично вписываются в интерьер малые архитектурные формы: лавки, ограждения клиросов , аналои и подсвечники . В центральной части подвешено большое паникадило . Внутренняя отделка и роспись храма выполнялись по эскизам архитектора в стиле убранства Феропонтова монастыря . Для иконостаса собирались подлинные иконы XVI — XVII веков , наиболее ценные из которых украсили царские врата , представляющие собой точную копию царских врат Феодоровского собора в Царском Селе . Работы по росписи храма производили дети архитектора — выпускники живописного отделения МУЖВЗ Лев Фёдорович и Вера Фёдоровна.
Современный храм построен с использованием подлинных чертежей, но, несмотря на это, имеются некоторые отступления от проекта. В отличие от старого каркасного храма, новый выстроен из бруса . Помещение отапливается в зимнее время. Кровля нового храма покрыта медью. Новый храм стоит не на земле, а на каменном подклете. Имеется подвальный этаж .
Главный престол храма освящён в честь святителя Николая . В 2000 году освящён придел Людмилы Чешской — единственный в Москве .
Святыни храма: Тихвинская икона Божией Матери , Иверская икона Божией Матери , икона Святителя Николая Явленского, икона преподобного с частицей мощей и с частицами мощей преподобного Феодора , праведного воина Феодора Ушакова , преподобноисповедника .
К церкви святого Николая у Соломенной сторожки приписано два храма . Статус приписных означает, что они организационно подчинены храму святого Николая.
При храме действует воскресная школа для детей от 4 до 15 лет. Есть курсы сестёр милосердия. Проводятся встречи молодёжного клуба и катехизаторские беседы. Имеется православная библиотека. Настоятель храма — протоиерей Владимир Новицкий .
Храм святого Николая у Соломенной сторожки расположен по адресу Ивановская улица , дом 3 у южной окраины парка « Дубки ». В 400 м восточнее храма находится выход станции метро « Тимирязевская » Серпуховско-Тимирязевской линии . В 200 м к юго-западу от храма расположена остановка «Префектура САО» трамвая № 27, следующего по маршруту метро « Войковская » — метро « Дмитровская ».