Interested Article - Рваные башмаки

«Рва́ные башмаки́» — первый советский детский звуковой художественный фильм Маргариты Барской об участии детей рабочих в забастовочном движении. Вышел на экраны СССР 17 декабря 1933 года .

Сюжет

Действие происходит в начале 30-х годов. Трёхлетний Бубби, сын безработного, разыскивает на помойках всякую рухлядь, которую можно было бы продать. На эти жалкие гроши вынуждена жить вся семья. Каждый день выходит Бубби «на работу» в огромных рваных башмаках своего старшего брата-школьника. Дети пролетариев уже со школьной скамьи вовлекаются в революционную борьбу, которую ведут их отцы и старшие братья. Помогая забастовке докеров, ребята преследуют штрейкбрехеров. В школе, где учится брат Бубби, они бойкотируют сыновей штрейкбрехеров. Наёмные палачи, прислужники капиталистов стремятся жестоко подавить революционное движение. Фашисты стреляют в безработных демонстрантов. От фашистской пули гибнет маленький Бубби.

Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том II. 1961

История создания

Сценарий был написан М. Барской в 1931 году , толчком послужила газетная заметка о рабочей забастовке в Германии . На тот момент как такового оригинального детского кино, сыгранного для детей детьми, не существовало, были лишь экранизации сказок. Как бывшая актриса-травести в детстве, Барская знала всю фальшь этого амплуа, потому поставила для себя цель показать детей, остающимися на экране самими собой, без актёрских штампов и повадок .

Если вы спросите ребёнка: «Как тебя зовут?», то <…> он поступит так: нога дрыгнет в сторону, голова склонится к плечу, или нос уткнётся в грудь, руки задёрут платьице выше пупа, или палец моментально в раздумье заковыряет глаз, нос, ухо или ухватит волосы, животик выпятится вперед, и только после этих сложных операций — он вам скажет: «Коля». У нормального взрослого человека скупая пластика. У ребёнка пластика в переизбытке, часто без всякой логики. И эта пластика — общая для них всех — индивидуализирована у каждого в отдельности. Этот-то переизбыток накопленной мускульной энергии, расходуемый в вычурных и почти беспрерывных движениях ребёнка, я и называю «пластическим фольклором». Маргарита Барская , « Киноведческие записки » № 94—95 2010

Кадр из фильма
Бубби, кадр из фильма

Барская работала не с вундеркиндами, а с обычными детьми, считая, что всякий ребёнок талантлив, нужно только уметь показать это на экране. Именно она настаивала, чтобы дети снимались не более 4 часов в день, эта норма позже официально была утверждена советским трудовым законодательством .

Детские реплики писались «вживую» на съёмочной площадке, так впервые на экране возникли дети со всей бережно сохранённой индивидуальной психофизикой каждого ребёнка .

Тогда же состоялось роковое знакомство М. Барской с К. Радеком — поиски консультанта по жизни в европейских странах привели её в редакцию газеты « Известия », где он тогда работал . В картину вошли кадры из иностранной хроники (демонстрации и прочее) .

В ролях

Имена исполнителей детких ролей Бубби, Петера, «Воробья», Эммы, Вальтера и других в титрах не указаны .

В эпизодах

Съёмочная группа

Рваные башмаки (1933)

Критика

Фильм тов. Барской пробивает брешь в своеобразном бойкоте детской тематики нашей кинематографией. Это не картина о детях для детей и не «о маленьких для больших». Общественные просмотры «Рваных башмаков» показывали, что фильм одинаково захватывает и школьника и взрослого зрителя. И тем и другим он дает большую интернациональную зарядку. Разбивая предрассудок о том, что картина, создаваемая для детской аудитории, неинтересна взрослому, она показывает, какие большие возможности раскрываются перед нашими киномастерами в игнорируемой ими до сих пор детской тематике.

Л. Гинзбург, « Правда » 10 декабря 1933

…в детских сценах Барская разрывает кинематографические шаблоны и, применяя новый принцип работы с детьми, компенсирует недостатки общего кинематографического мастерства картины и создаёт своё свежее рождающееся мастерство.
Здесь Барская как будто заново для многих раскрывает простейший секрет художественного творчества: уметь увидеть и показать большое через малое, конкретное, неповторимое, индивидуальное.

Хрисанф Херсонский , «Советское кино» № 1—2 1934

…это уникальная по трагической остроте картина, которая заканчивалась гибелью трёхлетнего ребёнка от случайной пули во время разгона рабочей демонстрации, причём подружка-сверстница героя пыталась растормошить его уже мёртвого. Некоторый, отчасти экспрессионистский, надрыв сцены снимался безупречной органикой детской игры.

Если приписывать фильм к какому-нибудь направлению, то, конечно, к немецкому экспрессионизму.

Михаил Трофименков , «Коммерсантъ Weekend» № 25 2016

Факты

В 1969 году при восстановлении фильма на киностудии имени М. Горького (режиссёр Г. Шепотинник, звукооператор К. Амиров) он был сокращён на 22 минуты и переозвучен. Бубби и Эмма заговорили голосами актрис, озвучивающих мультфильмы: Клары Румяновой и Марии Виноградовой .
В Госфильмофонде Российской Федерации картина хранится в оригинальной режиссёрской версии .

Примечания

  1. , с. 34.
  2. , с. 35.
  3. Барская М. // Киноведческие записки : журнал. — 2010. — № 94—95 . — С. 241—279 . — ISSN . 12 августа 2020 года.
  4. Барская Е. . chapaev.media.ru . Проект журнала « Сеанс ». Дата обращения: 2 апреля 2021. 10 мая 2021 года.
  5. Трофименков Михаил. // Коммерсантъ Weekend : журнал. — 2016. — 22 июля ( № 25 ). — С. 20 . 3 марта 2021 года.
  6. , с. 240.
  7. Тюрикова Н. . chapaev.media.ru . Проект журнала « Сеанс » (2000). Дата обращения: 3 апреля 2021.
  8. Тюрикова Н. . chapaev.media.ru . Проект журнала « Сеанс » (2000). Дата обращения: 3 апреля 2021. 10 мая 2021 года.
  9. Ковалов Олег. . cinematheque.ru . Синематека. Дата обращения: 2 апреля 2021. 16 февраля 2011 года.
  10. Мамедов Афанасий. // Лехаим : журнал. — 2010. — Апрель ( № 4 (216) ). — ISSN . 9 сентября 2017 года.
  11. // Очерки истории советского кино // В 3 т. / Под ред. Ю. С. Калашникова. — М. : Искусство, 1959. — Т. 2. — 869 с.
  12. Нестеренко Мария. . gorky.media.ru . Горький (4 декабря 2019). Дата обращения: 2 апреля 2021. 1 марта 2021 года.
  13. Гинзбург Л. // Правда : газета. — 1933. — 10 декабря. 25 октября 2021 года.
  14. Херсонский Х. // Советское кино : журнал. — 1934. — № 1—2 . 21 ноября 2021 года.
  15. Марголит Е. // Киноведческие записки : журнал. — 2002. — № 59 . — С. 61—80 . — ISSN . 2 июля 2022 года.
  16. , с. 234.
  17. Литинский Г. // Советский экран : журнал. — 1971. — Май ( № 9 ).

Комментарии

  1. М. Барская принципиально не указывала в титрах имена детей, чтобы защитить их от «звездизма» .

Литература

  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — С. 34—35. — 784 с. — 3000 экз.
  • Турицын В. Н. Маргарита Барская // 20 режиссёрских биографий . — М. : Искусство, 1971. — 391 с. — (Мастера советского кино).
  • Милосердова Н. // Киноведческие записки : журнал. — 2010. — № 94—95 . — С. 234—240 . — ISSN .

Ссылки

  • Майоров Николай. . cinemafirst.ru . Первые в кино (15 февраля 2020). Дата обращения: 2 апреля 2021.
Источник —

Same as Рваные башмаки