Мамедов, Товсиф Мухтар оглы
- 1 year ago
- 0
- 0
Мирза Мухтар Ага Мирза Али Аскер оглы Мамедов ( азерб. Mirzə Muxtar Ağa Mirzə Əli Əsgər oğlu Məmmədov ; 1841 — 1859 , Шуша , Шушинский уезд , Елизаветпольская губерния , Российская империя — 16 января 1929 , Баку , Азербайджанская ССР , СССР ) — азербайджанский актёр, один из создателей театра в городе Шуша , ханенде , поэт, педагог, музыковед, член литературного общества « Меджлиси-фарамушан » .
Мирза Мухтар Мирза Алескер оглы родился в городе Шуша . Год его рождения в различных источниках указан как 1841, 1842, 1852 и 1859 . Его отец, Мирза Али Аскер, был исполнителем на таре и кяманче и был удостоен звания придворного ханенде во дворце Мехдигулу-хана . Мирза Мухтар получил первое образование у своего отца и научился у него мугаму . Он учился сначала в медресе , а через два года в русско-татарской школе, овладев персидским и русским языками . Он был известен как автор лирических стихов и газелей на азербайджанском и персидском языках с подросткового возраста. Кроме того, он активно участвовал в мугамных собраниях Харрата Гулу , исполнял мугамы , , Гатар баятысы. Кроме того, он с ранних лет занимался преподавательской деятельностью в Шуше. Карабахская интеллигенция в знак уважения называла его «Мирза» .
Поскольку Мирза Мухтар знал русский и армянский языки, он регулярно смотрел театральные постановки на русском и армянском, ставившиеся в «Зимнем клубе» в Шуше в 1860-х и 1870-х годах, и в этот период родилась идея подготовки пьесы . В 1870 году спектакль «Гаравелли» , подготовленный по случаю праздника Новруз , был положительно встречен местным населением . В том же году комедия Мирзы Фатали Ахундова «Хаджи Кара» была поставлена во дворце Гаджи Гулулар собравшей интеллигенцию (в основном педагогов), но в силу определённых причин спектакль не увенчался успехом . Он снова подготовил эту комедию для сцены в 1874 году. В последующие годы была поставлена комедия «Хаджи Кара» с участием Мирзы Мухтара . Ещё в 1880 году он играл эту пьесу в казарме, расположенной в Шуше . Начальный этап деятельности Мирзы Мухтара Мамедова до 1883 года был связан с Шушой. В 1883 году Мирза Мухтар переехал в Гянджу и работал там учителем, затем отправился в Тифлис , чтобы учиться в частной гимназии и преподавал в азербайджанско-русской начальной школе. Здесь он продолжил выступать в группе самодеятельности и подготовил к исполнению небольшие фарсы Султан Меджида Ганизаде , Наджаф-бека Везирова , Абдуррахим-бека Хагвердиева . Участвовал в одноактном музыкальном спектакле « » , показанном в 1897 году .
В 1899 году Мирза Мухтар переехал в Баку и стал учителем в одной из здешних школ, где познакомился с любителями театра города. В частности, его связи с Зейналов, , и сделали его известным в театральной среде Баку . В 1905 году Мирза Мухтар перестал преподавать и занялся театральной деятельностью . При этом он стал членом «Второго мусульманского драматического общества» , культурно-просветительских обществ «Хамият», « », « Сафа », «Группы оперных артистов» Гусейнкули Сарабского , «Дирекции братьев Зульфугар-бека и Узеира Гаджибеков » , выступал в театральных труппах «Союза мусульманских артистов» . Абдуррахим-бек Хагвердиев и Узеир Гаджибеков знали Мирзу Мухтара из Шуши как актёра, театрального организатора и певца. Поэтому в конце 1907 года Мирза Мухтар был одним из первых приглашённых для подготовки первой азербайджанской оперы « Лейли и Меджнун » , которая репетировалась в доме просветителя Имрана Гасымова (Кенгерли) и в гостинице « Исламия» . Он исполнил роль Абдула Кайса (отца Меджнуна) в первом исполнении оперы 12 (25) января 1908 года. В следующих оперных премьерах Узеира Гаджибекова он сыграл роль визиря в « Шах Аббас и Хуршид Бану » и шаха Исфахана в « Асли и Керем » .
Из-за отсутствия актрис в преклонном возрасте Мирза Мухтар сыграл тётю Джахан в « Аршин мал алан » Узеира Гаджибекова , Хасангулу-бека и Гюльназ в «Мешади Ибад» , Йетер в «Муже и жене» , комедии Наджаф-бека Везирова «Хаджи Гамбар» Йетер , «Беда-Фахреддина» , Паризад в трагедии « Хюрю» , Гюльджамал в «Шамдан-бек» Наримана Нариманова , в «Вечернее терпение полезно» Султан Меджида Ганизаде . Затем в разножанровых пьесах Сафар-бека, Аракела и Саркиса ( «Хаджи Гара» , Мирза Фатали Ахундов ), Забита и Ширую ( «Демирчи Гава» , Шамседдина Сами), Ибрагима ( «Газават» , С. Ланской) , священника ( «Беглецы» , Фридрих Шиллер ), солдата-добровольца, Акбер-шаха Хинди ( «Родина» и «Чёрная беда» , Намыка Кемаля ), Кайсарова ( «Наполеоновская война или пожар Москвы» , Бахметов), и многих других. Он сыграл большинство этих ролей в нескольких постановках . В 1913 году состоялся юбилейный вечер по случаю 40-летия сценической деятельности Мирзы Мухтара, с участием юбиляра были показаны сцены из опер «Рустам и Зохраб» , «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова . В марте 1918 года во время массовых погромов , учинённых армянскими отрядами в Баку, дом Мирзы Мухтара был разрушен, а его имущество уничтожено. В номере газеты «Басират » от 17 ноября 1918 года была опубликована статья «Артист-попрошайка» . Братья Гаджибековы, узнав о тяжёлых условиях жизни театрального деятеля, назначили ему ежемесячную пенсию в размере 500 манатов . В последние 10 лет жизни Мирзы Мухтара он занимался музыковедением и участвовал в заседаниях учёного совета под названием «мугамная комиссия» , состоявшего из ханенде и музыкантов . Мирза Мухтар Мамедов скончался 16 января 1929 года в Баку .