Аминта (сын Антиоха)
- 1 year ago
- 0
- 0
Амале́к ( Амали́к ; др.-евр. עמלק ; Amalek) — библейский ветхозаветный персонаж; сын Элифаза , внук Исава ; считается родоначальником ханаанейского племени амалекитян (амаликитян), хотя об этом народе упоминается ещё задолго до рождения Амалика ( Быт. ) .
Амалек — первый враг, напавший на евреев после того, как они, свободные, вышли из Египта . В Пятикнижии дважды упоминается как враг еврейского народа, с которым должно бороться, пока память о нём на земле не будет совершенно изглажена . Вследствие вековой вражды между евреями и амалекитянами, имя Амалека стало у позднейших каббалистов синонимом начала зла и нечистой силы .
У арабов существует предание, что он был сыном Хама .
Амалек был сын Элифаза и его наложницы (другие имена: Фимна, Тимна, Timna), происходившей из племени пещерных жителей хоритов (хорреян; хорреев; Быт. ) .
Имя Амалека часто служит в Библии названием всего бедуинского племени амалекитян (амалик), также как имя Иакова — Израиль — обозначает и . Библия сообщает, что здесь речь, вероятно, идёт не о генеалогии всего народа, а об отдельной его ветви, возникшей от смешения эдомитян и настоящих амалекитян . Согласно книге Бытия ( ), победив амалекитян, царь Эламский во время Авраама — Кедорлаомер , предпринявший, в союзе с тремя другими царями Востока, поход на Палестину, чтобы наказать возмутившихся царей пяти городов на месте нынешнего Мёртвого моря ( Содома , Гоморры , Адмы , Цевоим и Белы ) , — оттеснил их от источника «Мишпат», который есть Кадес , и от Хацацона-Тамар (ныне Эйн-Геди ). Итак, эта народность уже во времена патриарха Авраама должна была уйти к западу и к юго-западу от Мёртвого моря вплоть до Синайского полуострова. А в книге Чисел ( ) Валаам называет Амалека первенцем народов (ראשית גוים) .
В таннаитской агаде первого столетия под Амалеком подразумевается Рим , хотя последний довольно часто отождествляется также с Эдомом (более известным как Исав ), от которого произошёл Амалек ( Быт. ). Будучи в родстве с Израилем, Амалек всё же питал к нему ненависть; он унаследовал её от Исава , брата Иакова . Другие племена не решались наносить вред избранному Богом народу, но дурной пример Амалека ободрял их, и они присоединялись к его набегам. « Подобно разбойнику он поджидал Израиля на большой дороге, словно рой пчелиный или пиявка, жаждущая крови »; « как ядовитые мухи охотнее пристают к язвам на теле человека, так и Амалек высматривал слабые стороны еврейского народа, чтобы там поразить его ». Амалек спешил за сотни миль, чтобы преградить путь Израилю: « Получив из египетских архивов список колен израильских , Амалек стал поимённо вызывать одно колено за другим, якобы с целью вступить с ними в переговоры, а затем предательски напал на них; впрочем, он умертвил только грешных, судьба которых была уже предопределена » .
Некоторые думают, что Амалек прибегал к чародейству , чтобы обеспечить себе победу . « Более того, он издевался над их трупами и насмехался над знаком Авраамова союза » . В раввинской литературе этому эпизоду приписывается чисто моральное значение. Амалек был лишь бичом в руках Господа для наказания Израиля, ставшего « слабым и утомлённым » ( Втор. ) в исполнении заповедей Божиих. У них ослабела вера (игра слов: « рефидим » = рафу ядаим, «руки ослабели»), и потому они говорили: « Есть ли Господь среди нас или нет? » ( Исх. ). Грешившие перед Господом израильтяне вернулись к Нему снова, как только Амалек пришёл, чтобы подобно собаке укусить их. Тогда Моисей постился и молился, говоря: « О Господи, кто в будущем будет распространять закон твой, если Амалеку удастся уничтожить народ сей? » И с воздетыми руками, держа свой жезл против неба, Моисей воодушевлял Иисуса Навина и народ своей верой, пока не была одержана победа .
Как ни жестоко было повеление истребить память Амалека, Талмуд находит ему оправдание в том, что благодаря снисходительности, оказанной царём Саулом Агагу , царю амалекитян ( 1Цар. ), стало возможным появление на свет Амана , потомка Агага ( Есф. ). Поэтому ежегодно в ближайшую перед Пуримом субботу в синагогах читается отрывок Писания: « Помни, как поступил с тобою Амалек » ( Втор. ) .
Относительно замечательной клятвы « Так рука на престоле Господа : у Господа война против Амалека из рода в род » талмудисты говорят: « Никогда престол Господа — Бога правды, правосудия и любви — не будет упрочен, пока семя Амалека, воплощение злобы и преступления, не будет искоренено навсегда » . С этого времени имя Амалека стало нарицательным для именования еврейских врагов .