Interested Article - Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником
- 2021-04-04
- 2
«Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником» — советский короткометражный мультипликационный фильм, снятый Андреем Хржановским в 1987 году. Над мультфильмом работал потомок Юло Соостера — Тенно-Пент Соостер. В 1990 году вышло продолжение — «Школа изящных искусств. Возвращение», а позже обе части были смонтированы в полнометражный фильм «Школа изящных искусств». Стихи и прозу читают Сергей Юрский , Алла Демидова и Эдуард Назаров . О художнике рассказывают Илья Кабаков , Тенно-Пент Соостер и М. Калле.
Сюжет
О трагической судьбе эстонского художника Юло Соостера и о его творчестве.
Создатели
сценарий | Андрея Хржановского |
кинорежиссёры | Андрей Хржановский , Валерий Угаров |
музыка | Альфред Шнитке |
художник-постановщик | Валерий Угаров |
при участии | Ильи Кабакова |
кинооператор | Кабул Расулов |
звукооператор | Владимир Кутузов |
стихи и прозу | Анной Ахматовой , Юрия Герчука , Николая Заболоцкого , Осипа Мандельштама , Владимира Набокова , Бориса Пастернака , Геннадия Шпаликова |
читают | Алла Демидова , Сергей Юрский , Эдуард Назаров |
над фильмом работали: | Тенно-Пент Соостер, М. Александрова, Юрий Норштейн , Елена Малашенкова, Андрей Игнатенко , Ольга Новосёлова, Анатолий Абаренов , Анна Вронская, Любовь Горелова, Георгий Дорн, К. Ершова, Арво Ихо, Т. Колосова, Людмила Крутовская, В. Пономарёва, Н. Саратова, Илья Фрэз-младший, Т. Холостова, Евгения Цанёва |
и ансамбль народной музыки под руководством | Дмитрия Покровского |
о художнике рассказывают: | Илья Кабаков , Тенно-Пент Соостер, М. Калле |
в фильме использована музыка | Вельо Тормиса |
и песня | Владимира Высоцкого |
монтажёры | Любовь Георгиева , Маргарита Михеева |
редактор | Раиса Фричинская |
директор съёмочной группы | Р. Соколова |
О мультфильме
В фильме Школа изящных искусств симфоническая музыка Шнитке мирно уживается с гитарными переборами Высоцкого, а лекция Лотмана — с клоунадой Полунина… То, что «не соединилось» бы в ином фильме, соседствует здесь легко и весело, как атрибуты мастерской художника, создающие обаятельный мир артистичного «беспорядка». Шуршит и потрескивает магнитофонная пленка, с которой Окуджава поет про любовь незадачливого Ваньки Морозова, шалят и щебечут беззаботные натурщицы, собираются шумные застолья единомышленников, под взрывы хохота рассказывается «политический» анекдот. Глина словно сама скручивается в затейливые спирали, и певуче изгибаются линии на холстах, вторя очертаниям гибких тел подруг.
— Ковалов О.[Андрей Хржановский] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 3. СПб, 2001
Сделанные в конце восьмидесятых фильмы Хржановского по рисункам и живописи своего умершего товарища Юло Соостера, снова были неожиданны для отечественной анимации. Дело в том, что знаменитый эстонец Соостер (один из главных героев московского нонконформистского искусства, разгромленный Хрущёвым на знаменитой Манежной выставке и зарабатывавший вместе с Ильёй Кабаковым рисунками в научно-популярных журналах) — тяготел к сюрреализму. И фильм Хржановского, соединивший живопись и графику Соостера с документами и натурными съёмками, естественно последовал за причудливой фантазией художника.
— Дина Годер Русская анимация: продолжение следует
Стихи и музыка
В фильме были использованы стихи Пастернака , Ахматовой , Мандельштама , Заболоцкого , Шпаликова , а также прозвучала песня Высоцкого «Банька по-белому».
Награда
- 1996 — Международный Фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве — Приз жюри «За высочайший артистизм в показе трудной судьбы художника» (Андрей Хржановский).
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 23 апреля 2018. Архивировано из 2 февраля 2017 года.
- . Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано из 25 апреля 2018 года.
Ссылки
- на « Аниматор.ру »
- на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
- 2021-04-04
- 2