Interested Article - Дом-музей Лейтона

Дом-музей Лейтона , также Лейтон-хаус ( англ. Leighton House Museum ) — мемориальный художественный музей в Лондоне ( боро Кенсингтон и Челси , район Холланд-парк ). Бывший дом-студия английского художника Фредерика Лейтона, 1-го барона Лейтона (1830—1896), построенный на заказ между 1866 и 1895 годами по проекту (англ.) .

Главные достопримечательности музея — интерьеры, оформленные в ориентальном стиле , в том числе великолепный Арабский зал ( (англ.) ), и собрание живописи, включающее картины художников-прерафаэлитов и работы самого Лейтона.

История

Фредерик Лейтон много лет мечтал построить для себя отдельный дом-студию и превратить её в идеальный «дворец искусства» . В 1864 году он приступил к осуществлению этого замысла, поручив работу над проектом своему давнему другу — профессору архитектуры (англ.) (1825—1810), члену Королевской академии и президенту Королевского института британских архитекторов .

Дом

Первый этап (1865)

В 1864 году Лейтон арендовал участок земли на Холланд-парк-роуд и на следующий год распорядился о начале строительных работ . Строительство по проекту Эйтчинсона продолжалось в отсутствие Лейтона, пока тот путешествовал по Испании и Италии; стоимость работ составила 4500 фунтов стерлингов . К концу 1865 года художник вернулся в Лондон и въехал в новый дом — двухэтажный, из красного саффолкского кирпича и с облицовкой из серого (англ.) . Дому был присвоен № 2 по Холланд-парк-роуд (ныне № 12). Южный фасад , обращённый к улице, был выполнен в сдержанном классическом стиле, по образцу фасадов итальянских палаццо . Главной деталью северного фасада, обращённого на сад, стало большое окно студии на втором этаже. Внутренняя планировка также отличалась простотой: на первом этаже располагались столовая, гостиная, салон для завтрака и прихожая, на втором — большая художественная студия и скромная спальня . В полное владение Лейтона участок с домом перешёл в 1866 году .

Второй этап: расширение студии (1869—1870)

На этом этапе основным помещением дома оставалась студия с большим центральным окном, выходившим на север и обеспечивавшим хорошее естественное освещение. Через три года после переезда в новый дом Лейтон внёс в его планировку ряд изменений и дополнений. Чтобы расширить студию, восточную стену снесли и перестроили заново; ширина дома при этом увеличилась примерно на 5 метров. Кроме того, дом был оборудован кладовкой для холстов, в которую можно было спуститься через люк в полу студии, и дополнительным чёрным ходом для моделей , ведшим с улицы непосредственно в студию . При жизни Лейтона студия служила не только для работы: здесь художник принимал гостей и устраивал музыкальные концерты .

Третий этап: Арабский зал (1877—1881)

В 1867 году Лейтон побывал в Турции , в 1867-м — в Египте , а в 1873-м посетил Сирию . В этих путешествиях он собирал ткани, ковры, керамику и прочие произведения декоративно-прикладного искусства, впоследствии выставленные в комнатах дома. Поездка в Дамаск в 1873 году положила начало великолепному собранию изразцов , впоследствии украсивших стены Арабского зала. Предметы для коллекций привозили Лейтону и другие путешественники, в том числе знаменитый Ричард Бёртон .

К строительству двухэтажного Арабского зала Лейтон приступил в 1877 году. Это был грандиозный и дорогостоящий проект, главным источником вдохновения для которого послужил интерьер нормандского дворца (англ.) в Палермо ( Сицилия , XII век) . Для оформления зала Лейтон и Эйтчинсон собрали группу специалистов, в которую входили керамист Уильям де Морган , художник и архитектор-декоратор Уолтер Крейн , скульптор Джозеф Бём и художник-иллюстратор Рэндольф Колдекотт .

В декоре были использованы дамасские изразцы XVII века из коллекции Лейтона, сочетающиеся с деревянными оконными решётками того же происхождения и того же периода. Также в оформлении присутствуют крупные турецкие изразцы XVI века , а обшитая деревом ниша в западной стене украшена изразцами XIV столетия .

Со старинными ближневосточными элементами декора соседствуют викторианские : капители малых колонн сработаны Бёмом по проектам Эйтчинсона, а резные (в форме птиц) позолоченные капители больших колонн — Колдекоттом. Мраморная отделка работы Джорджа П. Уайта ( George P. White ) была создана в Лондоне, как и все мозаики, кроме золотого мозаичного фриза , изготовленного Крейном в Венеции и по частям доставленного в Лондон морем . Коридор, ведущий в зал, облицован изразцами работы де Моргана. Куполообразный потолок украшен изысканной росписью, а в центре зала располагается фонтан.

По завершении работ в 1881 году Арабский зал занял главенствующее место в интерьере Лейтон-хауса и стал самым известным из его помещений . Экстерьер здания дополнился куполом в турецком стиле, венчающим Арабский зал .

Четвертый этап: зимняя студия (1889—1890)

Ежегодная выставка в Королевской академии художеств проводилась в конце марта или начале апреля, и многие лондонские художники, готовившие работы к этому событию, сталкивались с трудностями из-за частых зимних туманов и смога . Лейтон решил проблему естественного освещения, пристроив к основной студии с восточной стороны большую зимнюю студию со стеклянной крышей и двумя остеклёнными стенами .

Заключительный этап: Шёлковая комната (1894—1895)

Последним дополнением к дому стала Шёлковая комната, переоборудованная из террасы на крыше всего за несколько месяцев до смерти Лейтона, скончавшегося в 1896 году. Эта комната с верхней подсветкой и стенами, обитыми зелёным шёлком, была задумана как картинная галерея, в которой разместились работы самого Лейтона и многих ведущих художников того времени, таких как (англ.) Джон Эверетт Милле , Джордж Фредерик Уоттс , Джон Сингер Сарджент и Лоуренс Альма-Тадема .

Таким образом, в окончательной форме дом объединил в себе жилые помещения с мастерской и выставочным залом. Уже после смерти художника, 26 января 1899 года, его сёстры отправили в газету « Таймс » письмо, в котором, среди прочего, утверждали:

Этот дом он [Лейтон] построил ради собственного удовольствия, какое может доставлять художнику произведение искусства. Он пёкся всей душой о каждом камне, лёгшем в эти стены, и радовался своему дому до последнего вздоха .

Музей и галерея Перрин

После смерти Лейтона, в 1896 году, содержимое дома (включая не менее тысячи рисунков самого художника и обширные собрания живописных работ, гравюр, эстампов и керамики) было выставлено на продажу на аукционе « Кристис » и приобретено (англ.) . Восстановление коллекции, продолжающееся по сей день, началось благодаря «Комитету Лейтон-хауса», основанному в 1897 году, и усилиям писательницы Эмилии Баррингтон ( Emilie Isabel Barrington , 1841—1933), проживавшей по соседству с Лейтоном и написавшей его биографию .

В 1927 году, по проекту (англ.) и на средства миссис Иды Саутвелл Перрин ( Ida Southwell Perrin , 1860—1953) — художницы и ботаника, мастера ботанической иллюстрации — к зданию была пристроена еще одна галерея, из коричневого кирпича. Это выставочное пространство миссис Перрин посвятила памяти своей дочери — Мюриэль Иды Перрин ( Muriel Ida Perrin ), художницы и скульптора, закончившей Королевский колледж искусств , во время Первой Мировой войны , работавшей в каталожном отделе британской авиастроительной компании и умершей в 1919 году от испанки .

Дом-музей Лейтона и галерея Перрин открылись для посетителей в 1929 году .

В 1958 году Городской совет Лондона почтил память Лейтона синей табличкой на стене дома . В 2012 году музей удостоился премии Европейского Союза ( European Union Prize for Cultural Heritage / Europa Nostra Awards ) в категории «Сохранение культурного наследия» .

В настоящее время Лейтон-хаус объединён под общим руководством с другим викторианским домом-студией — (англ.) .

Коллекция

В постоянную экспозицию музея входят картины художников- прерафаэлитов , в том числе Джона Эверетта Милле , Эдварда Бёрн-Джонса и Джорджа Фредерика Уоттса , несколько работ итальянских мастеров XV—XVI веков, а также 81 живописное полотно самого Лейтона.

Живописные работы Лейтона (неполный перечень)

  • «Голова старой итальянки» ( Head of an Old Italian Woman , ок. 1850)
  • «Смерть Брунеллески» ( The Death of Brunelleschi , 1852)
  • «Мальчик, спасающий младенца из когтей орла» ( A Boy Saving a Baby from the Clutches of an Eagle , ок. 1852)
  • Портрет Чарльза Эдварда Перуджини ( Charles Edward Perugini , 1855)
  • Портрет доктора Септимуса Лейтона, отца художника ( Dr Septimus Leighton , ок. 1855)
  • «Ла Нанна (Павлин)» ( La Nanna (Pavonia) , 1859)
  • «Итальянский вид» ( A View in Italy , ок. 1860)
  • «Деревенская музыка» ( Rustic Music , 1861)
  • «Орфей и Эвридика» ( Orpheus and Eurydice , ок. 1864)
  • «Итальянец» ( An Italian Man , ок. 1864)
  • «Благородная дама из Венеции» ( A Noble Lady of Venice , ок. 1865)
  • «Испанский вид» ( A View in Spain , ок. 1866)
  • «Римская матрона» ( A Roman Mother , ок. 1867)
  • «Голова араба» ( Head of an Arab , ок. 1868)
  • «Вид на Нил» ( View on the Nile , ок. 1868)
  • «Геракл борется со Смертью за тело Алкесты» ( Hercules Wrestling with Death for the Body of Alcestes , 1869—1871)
  • «Дамаск (лунный свет)» ( Damascus (Moonlight) , 1871)
  • «Улица Дамаска» ( A Street in Damascus , 1873)
  • «Клитемнестра смотрит со стен Аргоса на сигнальные огни, возвещающие о возвращении Агамемнона» ( Clytemnestra from the Battlements of Argos Watches for the Beacon Fires Which Are to Announce the Return of Agamemnon , ок. 1874)
  • Портрет миссис Генри Эванс Гордон ( Mrs Henry Evans Gordon , 1877)
  • Портрет профессора Джованни Косты ( Professor Giovanni Costa , 1878)
  • «Клития» ( Clytie , 1878—1879)
  • Портрет графини Браунлоу ( The Countess of Brownlow , ок. 1878—1879)
  • «Бьянка» ( Bianca , 1881)
  • «Елисей воскрешает сына Сонамитянки» ( Elisha Raising the Son of Shunamite , 1881)
  • «Весталка» ( The Vestal , ок. 1882—1883)
  • «Дездемона» ( Desdemona , 1889)
  • Портрет (англ.) (урождённой Лейтон), сестры художника, в возрасте 53 лет ( Alexandra Sutherland Orr , 1890)
  • «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём…» ( And the sea gave up the dead which were in it , ок. 1891—1892)
  • «Коринна из Танагры» ( Corinna of Tanagra , ок. 1893)
  • «Внутренний двор, Алжир» ( Courtyard, Algiers , ок. 1895)

В 2016 году пуэрто-риканский (англ.) предоставил Лейтон-хаусу для временной выставки самую знаменитую картину Лейтона — « Пламенеющий июнь » ( Flaming June ). Картина экспонировалась в той самой студии, в которой была написана в 1895 году .

Другие работы Лейтона

  • 5 альбомов и блокнотов с рисунками и акварелями
  • 27 акварельных работ
  • 54 эстампа с работ Лейтона
  • 14 личных предметов мемориального характера (документы, сувениры, вышивки, эмали и карикатуры)
  • три статуэтки: «Напрасные тревоги» ( Needless Alarms , 1886, бронзовая отливка 1896 года) и уменьшенные бронзовые отливки статуй «Атлет, удушающий питона» ( Athlete Strangling a Python , 1874, отливка ок. 1903—1911) и «Лентяй» ( The Sluggard , 1900, отливка с макета 1890 года)

Работы других художников

  • Эдвард Бёрн-Джонс, «Гирлянда: девушка, ухаживающая за цветами» ( The Garland: A Girl tending Flowers , 1866, холст, масло). Картина по мотивам эскизов для витража, созданного Бёрн-Джонсом для Зелёной столовой музея Виктории и Альберта
  • Фрэнк Бернард Дикси , «Конец странствия» ( The End of the Quest , 1921, холст, масло)
  • (англ.) , оригинальный макет статуи Антероса , установленной на площади Пикадилли в Лондоне
  • (англ.) , «Вечерние тени» ( Shades of Evening , ок. 1870, холст, масло)
  • Дж. Э. Милле , портрет Роберта Рэнкина ( Portrait of Robert Rankin , 1889, холст, масло). Этот портрет, не входивший в первоначальную коллекцию; был подарен музею в 1955 году супругой Роберта Рэнкина .
  • Антонио Росселино , «Мадонна с канделябрами» ( итал. La Madonna dei candelabri , конец XV века, терракота , раскрашенный рельеф). Эта работа, проданная после смерти Лейтона, была снова приобретена музеем в 2006 году
  • Андреа Скьявоне , «Нимфы в пейзаже» ( Nymphs in a Landscape , дерево, масло, ок. 1540—1550). Эта картина, купленная Лейтоном до 1885 года, была продана после его смерти и снова приобретена музеем в 2014 году
  • Фредерик Сэндис , «Береника, царица египетская» ( Bernice, Queen of Egypt , 1867, холст, масло)
  • Тинторетто , «Портрет старика» ( Portrait of an Elderly Gentleman , 1590, холст, масло). Лейтон приобрёл этот портрет с помощью (англ.) , британского художника, коллекционера и торговца предметами искусства. В настоящее время он выставлен в Шёлковой галерее над камином — там же, где находился и при жизни художника. В общей сложности Лейтон собрал семь работ, авторство которых с той или иной степенью уверенности приписывается Тинторетто
  • Дж. Ф. Уоттс , портрет Фредерика Лейтона (1871, холст, масло)
  • Дж. Ф. Уоттс, «Брюнхильда» ( Brynhild , 1880, холст, масло)
  • Люк Филдс , эскиз к картине «Вдовец» ( The Widower , 1875—1876, холст, масло)
  • Байем Шоу , «Безмолвный полдень» ( Silent Noon , 1894, холст, масло)

В популярной культуре

Интерьеры Лейтон-хауса использовались для съёмок кино- и телефильмов, таких как « (англ.) » (2002), « Бразилия » (1985), « Крылья голубки » (1997), « Цветы любви » (1997), эпизоды телесериалов « Призраки » и « Пуаро Агаты Кристи » ( 2-й эпизод 10-го сезона , 2006 год), а также видеоклипов на песни групп The Stranglers (композиция Golden Brown ) и Spandau Ballet (композиция Gold ) . В помещениях дома проводились фотосъёмки для журналов Elle и Cosmopolitan и для британских сетевых супермаркетов (англ.) и (англ.) .

Примечания

  1. (англ.) . European Heritage Awards / Europa Nostra Awards . Дата обращения: 24 февраля 2022. 24 февраля 2022 года.
  2. (англ.) . Leighton House. Sambourne House . Дата обращения: 24 февраля 2022. 24 февраля 2022 года.
  3. , p. 60.
  4. , pp. 126—150.
  5. (англ.) . Historic England . Дата обращения: 24 февраля 2022. 24 февраля 2022 года.
  6. (англ.) . The Royal Borough of Kensington and Chelsey . Дата обращения: 25 февраля 2022. 24 февраля 2022 года.
  7. (англ.) . Leighton House. Sambourne House . Дата обращения: 24 февраля 2022. 25 февраля 2022 года.
  8. , passim .
  9. (англ.) . Wikidata . Дата обращения: 25 февраля 2022. 23 марта 2019 года.
  10. (англ.) . Church of Saint Peter. Bushey Heath, Hertfordshire . Дата обращения: 25 февраля 2022. 26 января 2022 года.
  11. , p. 12.
  12. (англ.) . Дата обращения: 24 февраля 2022. 24 февраля 2022 года.
  13. (англ.) . European Heritage Awards / Europa Nostra Awards . Дата обращения: 24 февраля 2022. 24 февраля 2022 года.
  14. (англ.) . European Commission . Дата обращения: 24 февраля 2022. 10 февраля 2022 года.
  15. (англ.) . Smartify: Explore a World of Art and Culture . Дата обращения: 25 февраля 2022. 25 февраля 2022 года. .
  16. Alastair Sooke. (англ.) . BBC Culture (16 ноября 2016). Дата обращения: 25 февраля 2022. 25 февраля 2022 года.
  17. (англ.) . Virtual Museum – The History of the Royal Borough of Kensington and Chelsea . Дата обращения: 25 февраля 2022. 25 февраля 2022 года.
  18. (англ.) . Smartify. Explore a world of art and culture . Дата обращения: 3 марта 2022. 3 марта 2022 года.
  19. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 25 февраля 2022. 24 февраля 2022 года.
  20. (англ.) . British Film Locations . Дата обращения: 25 февраля 2022. 25 февраля 2022 года.

Литература

  • Barrington, Russell, Mrs (Emilie Isabel Barrington). The life, letters and work of Frederic Leighton. — London, UK: George Allen, 1906. — Т. I. — 406 с.
  • Barrington, Russell, Mrs (Emilie Isabel Barrington). The life, letters and work of Frederic Leighton. — London, UK: George Allen, 1906. — Т. II. — 407 с.
  • Dakers, Caroline. . — New Haven, Connecticut, USA: Yale University Press, 1999. — 312 с. — ISBN 978-0-30008-164-0 .
  • Millner, Arthur. Damascus Tiles: Mamluk and Ottoman Architectural Ceramics from Syria. — London, UK: Prestel, 1906. — 320 с. — ISBN 978-3-7913-8147-3 .
  • Parkin, Bryon. The Arts and Crafts of Bushey Heath. — Bushey, Hertfordshire, UK: Bushey Museum Trust, 2003.
  • Robbins, Daniel. Leighton House Museum: Holland Park Road, Kensington. — London, UK: Kensington & Chelsea Libraries & Arts Service, 2005. — 96 с. — ISBN 978-0902242234 .
  • Robbins, Daniel and Dakers, Caroline. George Aitchison: Leighton's architect revealed. — London, UK: Kensington & Chelsea Libraries & Arts Service, 2011. — ISBN 978-0902242791 .

Статьи

  • Sheppard, F. H. W. (ed.). The Holland estate: Since 1874 // Northern Kensington (Survey of London). — London: Athlone Press on behalf of the Greater London Council, 1973. — Т. XXXVII . — С. 126—150 .

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Дом-музей Лейтона