Тимков, Николай Ефимович
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Ефимович Роговин ( 20 ноября 1891 , Москва — 17 мая 1957 , Москва ) — русский и советский живописец и график, архитектор, преподаватель, историк архитектуры.
Родился в Москве 20 ноября 1891 года в семье Ефима Самуиловича Роговина (1860—1913), инженера-технолога . Отец был обеспеченным человеком, в 1905 году он купил имение, площадью 447 десятин земли, в селе Лески Екимовской волости Рязанского уезда . Но на исходе первой русской революции, в 1908 году, усадьбу сожгли крестьяне, и Е. С. Роговин продал большую часть земли Крестьянскому поземельному банку .
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении. Даты учебы точно неизвестны, но в 1913/1914 году еще был студентом .
Был близок к кругу Михаила Ларионова . Выставил 4 свои работы ( Натурщица, Ритм, Натурщица, Портрет ) на выставке « Бубновый валет » в декабре 1910 — январе 1911 годов . Участвовал в выставке « Союза молодежи » в 1911 году . В 1912 году выставлялся на организованной Ларионовым и Гончаровой на выставке « Ослиный хвост », на ней у Роговина экспонировалось 12 работ: Религиозная композиция; Изида; Мужики; Чаепитие; Самоубийство; Изида (рисунок); Иллюстрация к Shildburger’ам; Мещанка у фотографа; Шуты; Сатира на картины и истина; Шуты (акварель); Эскизы к народному театру . В 1912 году совместно с Н. Гончаровой, М. Ларионовым и В. Татлиным проиллюстрировал книгу Велимира Хлебникова «Мирсконца», ему принадлежат в ней 4 иллюстрации. В том же году А. Е. Кручёных привлёк Роговина вместе с Ларионовым, Гончаровой и А. В. Шевченко к работе над серией литографированных открыток . В 1913 году участвовал в третьей «ларионовской» выставке «Мишень» (4 работы, названия в каталоге не приведены) .
Был известен как коллекционер старообрядческих лубков. Лубки из его собрания (в том числе «Сцена из Апокалипсиса», «Страшный суд», «Повесть о бесе, оскверненном на блудном месте» и другие) экспонировались на выставках лубков, организованных в 1913 году Н. Д. Виноградовым и М. Ф. Ларионовым .
27 марта 1919 года Роговин вместе с В. П. Киселёвым был направлен Наркомпросом на работу в Рязанские государственные свободные художественные мастерские (РГСХМ). Художники приехали в Рязань и 19 апреля присутствовали на коллегии Губпроса. На том же заседании решался вопрос о работе в РГСМХ известного художника-рязанца Ф. А. Малявина , он сказал, что продолжать работу в мастерских он не может из-за мелочных придирок руководства. Молодых москвичей также ждала неудача . На этом заседании коллегии Роговин выдвинул своего рода педагогическое кредо:
Я нахожу необходимым ознакомить учащихся с мировой живописью (с исторической живописью, с лучшими образцами старых мастеров), а не писать с учениками лошадок. Нужно объяснить учащимся откуда они могут почерпать материал для письма. Живопись должна быть органически связана с внутренним миром учащихся, как это мы наблюдаем на детских рисунках. Образование для учащихся не обязательно, нужно культивировать не ум, а дух учащихся .
В Рязани московские художники были приняты в штыки, их рассматривали как «присланных футуристов» и не утвердили в должностях. Позже 22 апреля Роговин на очередной коллегии Губпроса утверждал, что «ни к какому направлению… себя не причисляет», а из старых мастеров почитает более всего Леонардо , Полайоло , Домье , Коро и Сезанна . И наконец только 6 мая 1919 года Рязанский Губпрос утвердил Роговина и Киселёва в должностях. Роговин был избран членом Совета мастерских. Но неожиданно 10 июля 1919 года руководители мастерских по живописи Роговин и Киселёв были призваны на военную службу. А художественные мастерские в связи с этим были временно закрыты. Как пишет современный рязанский историк «В конкуренции незаурядного с ординарным рязанские власти (как и во многих других случаях) встали на сторону заурядности» .
Неясно какое влияние оказала эта рядовая (но хорошо исследованная) неудача на Роговина, однако в начале 1920-х он писал Михаилу Ларинову:
Сейчас, по-моему, должен возродиться новый реализм — мощный, добрый, веселый, ценный подлинным пониманием цвета, поверхности и всех тех вещей, которые культивировало левое искусство .
В советское время, по-видимому, свои работы на выставках не экспонировал. Его область интересов сместилась в сторону архитектуры. В 1920 году, когда появился указ об ускоренных выпусках инженеров, Роговин поступил в Московский политехнический институт и в июне 1921 года окончил его со званием инженера-архитектора . Преподавал в Московском Архитектурном институте . С конца 1930-х работал на кафедре истории и теории архитектуры, а с 1946 на кафедре истории архитектуры и искусства. Читал архитектонический анлиз, вёл семинары по анализу композиции .
В конце 1930-х — начале 1940-х годов публикует составленные им альбомы архитектурных увражей; участвует в написании первых томов «Всеобщей истории архитектуры».
Умер 17 мая 1957 года . Похоронен вместе с отцом и братом на Новодевичьем кладбище (участок 3, ряд 6, могила 1) .
Судьба живописного наследия неизвестна, работы по теории архитектуры в большинстве своём остались не опубликованными. Только в 1989 году один из его учеников, В. Тальковский, опубликовал в журнале «Архитектрура и строительство в России» не изданную статью Роговина «Инструменты античных мастеров» (№ 6, с. 20) .