Монастырь Святой Екатерины
- 1 year ago
- 0
- 0
« Мистическое обручение святой Екатерины », сокр. « Обручение святой Екатерины » — иконографический сюжет христианской религиозной живописи, связанный с двумя святыми, носившими это имя. Известен с XIV в. Встречается на картинах многих европейских живописцев — святая Екатерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом , что символизирует её духовную связь c ним и то, что она стала «невестой Христовой» ( ).
Святая Екатерина Александрийская — великомученица III в. н. э. из Египта . Один из эпизодов её жития гласит, что она, по преданию, обладала необыкновенной красотой, мудростью, хорошим характером и т. д. Объявила своим родителям, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Мать Екатерины, тайная христианка, отвела её к отшельнику, который поведал девушке о подобном юноше: «Знаю я одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему».
Через некоторое время Екатерина имела видение и приняла крещение . После крещения у неё случилось новое видение: она перенеслась на небеса и предстала перед Иисусом Христом и Девой Марией , которая вручила её руку своему сыну. Иисус вручил ей своё кольцо и назвал своей невестой. (Подобная тема с божеством является типичной для экстатической мифологии восточного Средиземноморья и Анатолии .)
Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть . В православных иконах «Мистическое обручение Екатерины» может быть изображением исключительно этой святой, поскольку лишь она была канонизирована до разделения церквей.
Определённые исследователи предполагают, что возникновение сюжета обручения — результат недоразумения. Фантазия толкователей могла неправильно интерпретировать какое-либо старинное изображение св. Екатерины с традиционным атрибутом её мученичества, колесом. Это колесо могло быть написано маленьким по размеру и быть принятым за кольцо, и к этому изображению мог быть придуман вышеописанный эпизод жития святой. Эта версия не основывается на каком-либо факте.
Святая Екатерина Сиенская — монахиня и Учитель Церкви XIV в. из Италии , католическая святая. В своем подвижническом житии, во многом ориентируясь на пример святой Екатерины Александрийской , в честь которой была крещена, она повторила и эпизод с обручением с Христом.
Произошло это так: в 1367 г., когда весь город Сиена справлял карнавал , девушка предпочла молиться в своей комнатке Господу: «Сочетайся со мной браком в вере!» . И тут перед ней явился Господь, сказавший: «Ныне, когда остальные развлекаются, Я решил отпраздновать с тобой праздник твоей души». У Екатерины случилось видение, во время которого она оказалась на небесах, узрела небесное воинство, Иисуса и Богоматерь.
Дева Мария, также как и в предыдущем случае, протянула руку девушки своему сыну. Он надел ей на руку золотое кольцо с прекрасным алмазом и четырьмя жемчужинами и сказал: «Се, Я сочетаюсь с тобой браком в вере, Я — Творец и Спаситель твой. Ты сохранишь эту веру незапятнанной до тех пор, пока не взойдешь на небо праздновать со Мной вечный брак» . Кольцо это оставалось на руке Екатерины до конца жизни, но было невидимым для всех, кроме неё.
До сих пор в Сиене во время карнавала процессии и горожане в масках не должны проходить по улице Фонтебранда, где была отпразднована эта свадьба. На фронтоне дома есть надпись: «Это дом Екатерины, Невесты Христовой» .
Подчас определить, обручение какой именно святой изображено на картине, если это не обговорено в названии, затруднительно. Обычно помогают атрибуты: Екатерина Сиенская была монахиней, а Александрийская — принцессой, поэтому одна из них может быть изображена в рясе, а другая изображается в роскошных одеждах (как правило, красных — символ мученичества) и царском венце. Вдобавок, тема обручения итальянской святой в несколько раз менее популярна, чем её предшественницы.
Как правило, Иисус Христос -жених изображается в виде младенца (вероятно, чтобы снизить гендерный аспект его восприятия). Его держит Дева Мария, часто восседающая на троне, рядом могут присутствовать другие святые и донаторы . Редкий пример — полотно , на котором Иисус обручается одновременно с обеими Екатеринами.
Варианты названия: англ. «The Mystic Marriage of St Catherine» , итал. «Matrimonio mistico di S. Caterina» , нем. «Mystische Hochzeit der Hl. Katharina (Die mystische Vermählung)» .
В число мастеров, создавших свои вариации на этот сюжет, входят: Пьеро ди Козимо , Герард Давид , Ханс Мемлинг , Кранах , Пинтуриккьо , фра Бартоломео (несколько вариантов), Веронезе (несколько вариантов), Лоренцо Лотто (несколько вариантов), Корреджо (несколько вариантов), Хусепе Рибера , Пармиджанино , ван Дейк и т. д.