Никольская, Татьяна Львовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Татьяна Львовна Пиле́цкая (ур. Урлауб, род. 2 июля 1928 , Ленинград , СССР ) — советская и российская актриса. Народная артистка Российской Федерации ( 1999 ).
Родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде в семье инженера-химика немца Людвига Львовича (Людвиговича) Урлауба (1893—1973) и Евгении Давидовны Урлауб (1895—1959), домохозяйки. Старший брат Владимир (1921—1941, погиб на фронте ).
Крёстным отцом Татьяны Пилецкой был художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин . Когда девочке было девять лет, художник написал её портрет. Картина получила название «Девочка с куклой» («Портрет Татули») . В настоящее время хранится в коллекции Художественного музея Куму в Таллине (Эстония).
Когда Урлауб училась в Вагановском училище , её запечатлел в фарфоровой фигурке Ломоносовского завода скульптор Алексей Фёдорович Пахомов . Фигурка балерины хранится в Русском музее . [ источник не указан 376 дней ]
В 1941 году была выслана с семьёй по причине немецкого происхождения из Ленинграда , в город Молотов . В 1945 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой , затем училась в студии ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (мастерская Ольги Георгиевны Казико ) . После окончания войны Татьяна Пилецкая с матерью вернулась в Ленинград. В 1943 году Л. Л. Урлауб был переведен в Краснотурьинск, где проживал на поселении. Здесь он пробыл до 1958 года. Был реабилитирован посмертно в 1998 году .
В 1945—1948 годах была актрисой эстрады и Ленинградского театра музыкальной комедии , а также актрисой киностудии « Ленфильм » и театра «Патриот», одновременно работая в танцах в Высшем военно-морском инженерном училище имени Ф. Э. Дзержинского .
Благодаря Козинцеву роль Даши Севастопольской в «Пирогове» оказалась заметной, и после неё актриса стала получать другие приглашения.
Среди поклонников Татьяны, которых было большое число, особое внимание обращал на себя Александр Вертинский. Не отличавшийся особой красотой, невероятно высокий и элегантный, он производил сногсшибательное впечатление на женщин. Публика принимала его на ура. Познакомились Татьяна с ним на одном из концертов с лёгкой руки маминой подруги, после чего Вертинский стал часто её приглашать на свои выступления. Иногда она ходила с ним в рестораны и даже попробовала первый раз жульен, от которого была в полнейшем восторге. Пилецкая Татьяна Львовна, биография которой имеет как взлёты, так и падения, обязана ему ролью Веры в фильме «Княжна Мери», снимавшемся по произведению Лермонтова «Герой нашего времени». Вертинский передал фотографии Тани режиссёру Анненскому, и та после долгих совещаний худсовета таки была утверждена на роль. После этого, с лёгкой руки Вертинского, у Татьяны было ещё несколько хороших работ: «Олеко Дундич», «Дело № 306», «Невеста» и, конечно же, «Разные судьбы» - фильм Леонида Лукова, сделавший актрису популярной.
Её первым испытанием стало участие в фильме «Принцесса Мэри», после чего она сыграла важные роли в фильмах «Мать» и «Дело № 30б». Наконец, она получила главные роли в фильмах «Невеста» и «Разные судьбы».
В 1956 году на экраны вышел фильм « Разные судьбы », где Пилецкая сыграла одну из самых известных своих ролей. [ источник не указан 376 дней ]
О себе Татьяна Львовна говорила: «В дальнейшем каждая кинопроба стоила мне невероятных усилий, нервов. И в «Зелёной карете», и в «Прощании с Петербургом», и в «Сильве» приходилось доказывать, что ты что-то можешь, что ты лучше других».
В кино Татьяна Пилецкая вернулась в 80-х годах. Тогда ее вновь заметили режиссеры. У Яна Фрида она снялась в трех картинах: "Зеленая карета", "Прощание с Петербургом", "Сильва".
В период с 1962 по 1990 год — актриса Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне — театр « Балтийский дом »). С 1990 по 1995 год работала в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот» РОСТО . В 1996 году вернулась в театр « Балтийский дом ». Также играла в Санкт-Петербургском театре « Приют комедианта » и Санкт-Петербургском театре имени Андрея Миронова .
7 сентября 2018 года в её родном театре состоялась премьера спектакля «Ма-Мурэ» по пьесе Жана Сармана , где у Пилецкой главная роль . 21 сентября 2018 года в « Балтийском доме » прошёл юбилейный вечер Пилецкой .
В 2021 году состоялся творческий вечер в историко-краеведческом музее Ессентуков, куда её пригласили Почётной гостьей на IV-й Открытый фестиваль популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ».
В мае 2023 года приняла участие в открытии фестиваля «Виват кино России!» у концертного зала «Октябрьский».
Сентябрь 2023 года в Театре-фестивале «Балтийский дом» назвали месяцем Татьяны Пилецкой. В афише собраны все спектакли с участием легендарной актрисы, которая 2 июля отметила 95-летие. 25 сентября на Большой сцене «Балтийского дома» состоялся бенефис Татьяны Львовны. Зрители увидели премьеру спектакля «Рок-н-ролл на закате», поставленного к юбилею народной артистки России.
Автор книг «Серебряные нити» (1998), «Хрустальные дожди» (2005), «Да, у всех судьбы разные, или Биографические эскизы» (2009), «Всегда с Вами» (2016), «Навстречу ветру» (2019). Пишет стихи. [ источник не указан 376 дней ]
Прапрапрабабушка — Луиза Графемус-Кессених (1786—1852), женщина-офицер, участница войны с Наполеоном 1812—1815 годов, прусский уланский вахмистр. В тогдашних газетах её называли «второй Дуровой » .
Дед по отцу — Людвиг Федорович Урлауб.
Бабушка по отцу — Екатерина Николаевна Урлауб (Кессених; умерла в блокаду), владела в свое время домом в Петербурге на Таврической улице .
Брат деда — Егор Федорович Урлауб , художник, был дружен с Ильей Репиным, с которым вместе учился в Императорской академии художеств.
Отец — , инженер-химик, работал на заводе «Фармакон», из-за немецкого происхождения в начале войны был выслан из Лениграда.
Брат — (1921—1941), окончил архитектурное училище, погиб на фронте летом 1941 года .
Крёстный отец — Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939), живописец, писатель, педагог. Когда Татьяне Урлауб было девять лет, он написал её портрет «Девочка с куклой» («Портрет Татули»).
Первый супруг (с 1946 по 1961) — (1925—2014), военнослужащий , капитан 1-го ранга , участник Северных морских конвоев и испытаний первых атомных подводных лодок. Награжден орденами и медалями. В браке прожили 15 лет.
« Я в восемнадцать лет вышла замуж. Когда мы учились в хореографическом училище, то по вечерам бегали в Военно-морское инженерное училище, где устраивались танцевальные вечера. Так, практически все девушки нашего учреждения выскочили замуж за курсантов. Конечно же, я не стала исключением ».
Состояла в романтических отношениях с советским и российским актером театра и кино Олегом Басилашвили , что стало причиной его развода с Татьяной Дорониной в 1963 году.
Второй муж — Вячеслав Фёдорович Тимошин (1929—2006), народный артист РСФСР, солист Ленинградского театра музыкальной комедии.
« С Тимошиным я прожила в браке около десяти лет. Наше расставание было настолько сложным, что мне и сегодня об этом сложно вспоминать ».
Третий муж — Борис Дмитриевич Агешин (1940—2018), заслуженный артист России , мим . Одно время он работал с Эдитой Пьехой и Александром Броневицким в ансамбле « Дружба ». Были в браке с 1978 года до его смерти в 2018 году.
« Мы очень любили друг друга. Нас связывала не только любовь, но и понимание, и уважение, и обычная дружба. Борис был очень талантливым мимом. Я могла на него рассчитывать не только в личной жизни, но и в профессиональном направлении. Я очень благодарна Борису за то, что сделал меня очень счастливой ».