Джейланьяр Ханым-эфенди
- 1 year ago
- 0
- 0
Неваре́ Ханы́м-эфе́нди ( тур. Nevare Hanım Efendi ), во втором браке известна как Айше́ Сёнмезле́р ( тур. Ayşe Sönmezler ) и Лейла́ Сёнмезле́р ( тур. Leyla Sönmezler ; 4 мая 1901 года , Адапазары или Дербент — 13 июня 1992 года , Дербент) — жена последнего османского султана Мехмеда VI Вахидеддина .
Турецкий историк указывает имя «Неваре́» ( тур. Nevare ) с титулом , дававшимся султана, однако он отмечает, что она могла носить титул третьей жены — кадын-эфенди . Другой турецкий историк Чагатай Улучай также указывает имя «Неваре́» ( тур. Nevare ), однако называет её третьей женой с титулом кадын-эфенди . Османист Энтони Олдерсон, как и Сакаоглу с Улучаем, даёт ей имя «Неваре́» ( тур. Nevare ) . Придворная дама главной жены Мехмеда VI Эмине Назикеды Кадын-эфенди указывает имя «Невваре́» и титул ханым-эфенди . Турецкий мемуарист Харун Ачба также указывает имя «Невваре́» ( тур. Nevvare ) и называет её главной икбал с титулом ханым-эфенди : он пишет, что поскольку у Неваре не было детей от султана, она не получила титул кадын-эфенди .
Недждет Сакаоглу предполагал, что Неваре родилась в 1901 году в Адапазары и происходила из местных черкесов . Энтони Олдерсон указывает датой рождения Неваре 4 мая 1901 года ; эту же дату указывает и Чагатай Улучай, отмечая, что она была черкешенкой и родилась в Адапазары . Лейла-ханым пишет, что родилась Неваре в 1901 году в Дербенте, отцом её был абхазский бей Мустафа Чихба , а матерью Капба Хафице-ханум . Харун Ачба указывает 4 мая 1901 года датой рождения Неваре , при этом публикуя в своей книге «Жёны султанов: 1839—1924» фотографию, согласно которой Неваре родилась в 1900 году ; он также указывает местом рождения деревню Дербент близ Измита , при этом указывая именем при рождении «Айше» , а её родителями — Мустафу Чихбу (1857—191?) и Хафизе Кап (1870—195?), дочь Невруза Капа .
Сакаоглу также пишет, что историк Йылмаз Озтуна установил, что Неваре приходилась племянницей второй жене Мехмеда VI Шадие Мюведдет Кадын-эфенди . Лейла-ханым же сообщает, что Неваре была «дочкой дяди Мюведдет» — то есть, приходилась Шадие Мюведдет кузиной, а не племянницей . Харун Ачба указывает, что дед Неваре Сулейман Чихба и дед Мюведдет были родными братьями; таким образом, Ачба подтверждает версию Лейлы-ханым о степени родства двух жён султана .
Харун Ачба пишет, что помимо Неваре в семье было ещё шестеро детей: Шефика-ханым (1892—19??), Ахмет Шюкрю-бей (1894—1962), Хасан-бей, Фикри-бей (1904—1969), Халиме-ханым (1905—197?) и Хаджер Нювит-ханым (1908—1913) . Когда Неваре стала женой султана, Ахмет Шюкрю вошёл в число приближённых Мехмеда Вахидеддина .
Знакомство Неваре с султаном произошло благодаря Шадие Мюведдет, хотя и против воли последней. Когда в 1918 году после смерти единокровного брата Мехмеда V Решада Мехмед Вахидеддин взошёл на престол под именем Мехмед VI, Мюведдет получила титул второй жены ( кадын-эфенди ) . Лейла-ханым пишет, что сразу после этого она забрала Неваре под свою опеку из Ченгелькёя, где та была служанкой, и сделала её своей придворной дамой. Лейла добавляет, поскольку Неваре также была невообразимой красоты, Мюведдет понимала, что рано или поздно султан обратит на неё внимание, поэтому отправила девушку в Долмабахче . Однако это не помогло, и султан пожелал взять Неваре в жёны. Мюведдет умоляла мужа не делать этого, поскольку не смогла бы любить родственницу как раньше, если бы та стала её соперницей. Однако Мехмед VI не внял мольбам второй жены .
Брак был заключён в Долмабахче 20 июня 1918 года ; Сакаоглу пишет, что церемония состоялась через 15 дней после его джюлюса согласно всем дворцовым традициям , тогда как Лейла Ачба без указания даты пишет, что Неваре стала женой султана на 14 день после его восшествия на престол , а Харун Ачба — что произошло это за 13 дней до того, как Мехмед Вахидеддин стал султаном . Улучай отмечает, что на момент заключения брака Неваре было 17 лет .
Лейла-ханым так пишет о третьей жене Мехмеда Вахидеддина: «Невваре-ханум высокого роста, голубые глаза, длинные чёрные волосы, белокожая, она была превосходно красивой девочкой… Она жила в одном из зданий парка дворца Йылдыз . Но насколько она была добросердечной, настолько же была чрезмерно надменной» . Харун Ачба однако отмечает, что надменность Неваре перекрывалась её добросердечием и сострадательностью; она была честной, авторитетной госпожой, которая не вмешивалась ни в чьи дела, при этом действовала согласно со своими принципами . С главной женой Мехмеда Эмине Назикедой Кадын-эфенди у Неваре были чисто формальные отношения, однако с её дочерьми и внуками она была дружна и даже получила от них прозвище «красивая мама» ( тур. Cici Anne ) . Неприязнь у Неваре возникла лишь с последней женой Мехмеда VI Невзад Ханым-эфенди ; впрочем, неприязнь эта была взаимной, и женщины старались не пересекаться во дворце Йылдыз .
1 ноября 1922 года правительство в Анкаре приняло решение о разделении халифата и султаната и упразднении последнего. Сакаоглу пишет, что в первые дни после упразднения султаната Вахидеддин провёл тайные приготовления и 17 ноября 1922 года сбежал, при этом его семья и невольницы, не знавшие о происходящем, остались в гареме дворца Йылдыз беззащитными. Согласно Сакаоглу и Улучаю, заботу о них взял на себя новый халиф Абдулмеджид-эфенди , поселивший женщин брата в покоях дворца в Ортакёе . Однако Лейла Ачба сообщает, что ещё 15 ноября вечером Мехмед вызвал к себе главную жену Назикеду и предупредил её о предстоящем отъезде; позднее он также оповестил о поездке остальных жён и дочерей . Отъезд бывшего султана держался в тайне, поскольку во дворце опасались, что правительство в Анкаре отдаст приказ о казни всей его семьи . В половине восьмого утра 17 ноября Мехмед Вахидеддин покинул дворец; по воспоминаниям Лейлы-ханым, никакого личного прощания с жёнами не было — домочадцы свергнутого султана, в числе которых была Неваре, спустились в его покои и из окна наблюдали, как Мехмед с небольшой свитой покидает дворец .
18 ноября анкарское правительство потребовало освободить дворец Йылдыз. В качестве места жительства, согласно Лейле-ханым, Абдулмеджид предоставил женщинам дворец Ферие . Поскольку других вариантов не было, женщины Мехмеда VI согласились на переезд . Лейла-ханым пишет, что когда она с другими женщинами прибыла в Ферие, она пришла в ужас от увиденного: в покоях, предназначавшихся главной жене Мехмеда VI, из обстановки были только кровать и табуретка, в комнатах других жён, свиты и слуг не было и этого . Кроме того, Лейла-ханым пишет, что, поскольку правительство не взяло на себя обязательств по содержанию гарема свергнутого султана, женщины голодали; позднее выяснилось, что средства на питание выделялись из казны регулярно, однако из-за интриг управляющей Ферие Махмуре-ханым деньги эти до адресатов не доходили. Помимо скудных средств из казны Неваре и её спутницы тратили золото, скопленное ими до свержения султаната . Поскольку содержать большой штат прислуги было нецелесообразно, в течение двух месяцев с позволения башкадын Назикеды из 60 женщин половина покинула дворец .
Обитательницам Ферие было запрещено выходить из дворца, как и принимать в нём кого-то извне . Навещать женщин разрешалось только дочерям главной жены и их придворным дамам . Несмотря на это, Харун Ачба сообщает, что узниц навещала бывшая придворная художница Эсмерай-ханым, нарисовавшая портреты женщин, заключённых в Ферие . Также за дворцом был установлен полицейский надзор . В феврале 1923 года женщинам, и без того отрезанным от внешнего мира, запретили писать письма; этот запрет удалось обойти только благодаря тому, что падчерицы Неваре и их придворные дамы тайком проносили корреспонденцию в своих одеждах . 12 октября 1923 года в Анкаре было созвано Великое национальное собрание Турции , провозгласившее создание Турецкой республики . Примерно 3 декабря башкадын-эфенди было объявлено, что государство более не может содержать гарем бывшего султана и свиту придётся распустить .
В 1924 году был издан указ о высылке членов династии Османов за пределы страны . 4 марта в 8 утра обитательницы Ферие были собраны в одной из комнат дворца, где им было объявлено, что все члены семьи Мехмеда VI должны покинуть страну; мужчинам давалось 24 часа, женщинам — 10 суток. Те, кто не уедет добровольно в установленный срок, будут выдворены из страны силой . Ранее тем же утром тайно вывезен из страны был халиф Абдулмеджид со своей семьёй . Лейла-ханым пишет, что к этому моменту у обитательниц дворца уже почти не было ни денег, ни драгоценностей, которые можно было продать . 5 марта женщины стали свидетельницами разграбления особняка сына Абдул-Азиза шехзаде , примыкавшего к Ферие; грабёж этот, по словам Лейлы, происходил под руководством полиции . Башкадын-эфенди распорядилась, чтобы оставшиеся ценности спрятали в одеждах. Вечером того же дня надзиравший за дворцом Шукрю-бей самолично открыл двери и впустил толпу для разграбления Ферие . Лейла-ханым отмечает, что хотя самих их не тронули, благодаря храбрости и заступничеству главной жены, в тот день из Ферие вынесли всё, в том числе мебель и личные вещи, кроме тех, что были надеты на самих женщинах .
На следующий день было принято решение об отъезде жён Вахидеддина к нему в Сан-Ремо. Организацией поездки занимались падчерицы Неваре Улвие и Сабиха . С главной женой Мехмеда Вахидеддина, помимо Неваре, в изгнание собиралась отправиться также её родственница Шадие Мюведдет; самая младшая из жён, Невзад , приняла решение вернуться к родителям . Однако вечером того дня Неваре заболела и, поскольку состояние её не позволяло отправиться в путь, её забрали к себе родители в Дербент. Харун Ачба отмечает, что Неваре пришлось переодеть в наряд служанки, чтобы она могла свободно покинуть дворец . Сакаоглу пишет, что Неваре всё же поехала в Сан-Ремо к мужу, однако Вахидеддин развёлся с ней и отправил её обратно в Турцию . Однако Харун Ачба пишет, что Неваре не покидала родительского дома в Дербенте и именно оттуда написала мужу письмо с просьбой о разводе . Согласно Сакаоглу, развод состоялся 20 апреля 1924 года , тогда как Улучай и Ачба пишут о 20 мая того же года .
Сакаоглу пишет, что после развода Неваре вышла замуж в Дербенте за одного их местных . При этом Улучай пишет, что Озтуна считал, что Неваре со вторым мужем жила в Стамбуле . Сакаоглу также пишет и о третьем браке с неким торговцем, изначально проживавшем в стамбульском районе , а затем переехавшим с женой в Анкару . Однако Харун Ачба приводит иную версию: после развода Неваре вернулась в Стамбул, в 1926 году вышла замуж за торговца Мевлюта Сёнмезлера (1895—1974 ) и сменила имя на Лейла — в честь Лейлы Ачбы, с которой была дружна в период своего первого брака . Вместе со вторым мужем до 1940 года Неваре проживала в его доме в , затем переехала в Шишли , а в 1970-х годах, вероятно уже овдовев, приобрела дом в родном Дербенте .
Сакаоглу пишет, что Озтуна, побывавший в Измите в 1983 году узнал, что Неваре на тот момент всё также проживала в деревне Большой Дербент . Харун Ачба отмечает, что Неваре скончалась 13 июня 1992 года в Дербенте и была похоронена на местном кладбище .