Interested Article - Out 1

« Out 1 », также известный под названием « Out 1: не прикасайся ко мне » ( фр. Out 1: Noli Me Tangere ) — французский экспериментальный фильм, поставленный Жаком Риветтом в 1971 году по мотивам сборника «История Тринадцати», входящей в состав « Человеческой комедии » Оноре де Бальзака . Один из (продолжительность — около 13 часов). Также у «Out 1» имеется сокращенная четырёхчасовая киноверсия «Out 1: Призрак».

По ряду причин в течение десятилетий фильм был малодоступен для широкого зрителя, что породило вокруг него отдельный культ (критик Питер Лим из The New York Times назвал работу Риветта « Святым Граалем синефилов» ).

Сюжет

Тома и Лили руководят двумя театральными труппами. Труппа Тома ставит « Прометея Прикованного » Эсхила , труппа Лили — « Семерых против Фив ». Представляющийся глухонемым молодой человек Колен бродит по Парижу и собирает милостыню в экстравагантной форме. Уличная воровка Фредерика знакомится с мужчинами и обманом выманивает у них деньги (как правило, небольшие). Однажды в жизнь Колена вмешивается случай: незнакомая женщина (на самом деле, актриса из труппы Тома) передаёт ему странное послание. Дешифруя его, молодой человек узнаёт о существовании в Париже тайного Общества Тринадцати и пускается на поиски. Об Обществе узнаёт и Фредерика. Действия молодых людей приводят в непредсказуемое движение давно распавшееся Общество.

История создания

Идея и принципы

После экспериментальной картины «Безумная любовь» Риветт задумал фильм, который полностью состоял бы из импровизации . Сценария — в привычном понимании — у картины не было, вместо него была составлена таблица «пересечений» актёров на площадке. Содержание сцен, все реплики, а также внешний вид, имена и характеристики персонажей отдавались на усмотрение актёров. Продюсером картины выступил Стефан Чалгаджиефф, мечтавший поработать с Риветтом после «Безумной любви». Огромную часть организации съёмочного процесса взяла на себя Сюзанн Шиффман. Вклад её оказался так значителен, что в титрах Риветт обозначил её своим сорежиссёром.

Название

Первоначальное название фильма было просто «Out 1». По словам Жака Риветта, в те времена самым модным словом Франции было «in», и всем хотелось быть вовлечённым, «в теме». Соответственно, фильм Риветта — о тех, кто находится вовне, выключен из процесса . Цифру «1» Риветт шуточно объяснял тем, что в случае успеха можно было бы снять «Out 2».

Подзаголовок для длинной версии «Не прикасайся ко мне» — знаменитый сюжет из Евангелия от Иоанна . Риветт говорил, что это словосочетание идеально описывает отношения героев и героинь в этом фильме .

Съёмки и монтаж

Несмотря на свободный стиль повествования, съёмки уложились в 6 недель. Оператором картины выступил Пьер-Уильям Гленн, исполнивший многочисленные длинные планы при помощи ручной камеры «Кутан». Гленн вспоминал впоследствии, что Риветт практически не давал ему советов, как снимать, и на площадке предпочитал держаться в стороне от процесса, добиваясь того, чтобы фильм начал порождать себя сам. [ источник не указан 1982 дня ]

При монтаже 13-часовой версии Риветт принципиально оставил практически нетронутыми длинные импровизационные планы , а также многочисленные «шероховатости» (вроде тени от камеры, прохожих, заглядывающих в кадр, или актёров, начинающих смеяться посреди импровизации).

В ролях

Труппа Тома

  • Майкл Лонсдейл Тома
  • Эдвин Моатти — Беатрис
  • Бернадетт Онфруа — Бергамот
  • Сильвен Корте — Ашиль
  • Кристиана Корте — Роз
  • Моник Клеман — Фон

Труппа Лили

  • Мишель Моретти — Лили
  • Эрмин Карагёз — Мари
  • Пьер Байо — Кантэн
  • Марсель Бозонне — Папа/Тео/Арсеналь
  • Карен Пюиг — Элен

Заговорщики

Список серий

Название серии Синопсис Продолжительность
1 От Лили к Тома Труппы Тома и Лили репетируют. После разговора с актёрами Тома заключает, что переход от движений к словам в «Прометее» происходит неестественно. Немой Колен и воровка Фредерика занимаются своей рутинной уличной деятельностью. 1 ч 26 мин
2 От Тома к Фредерике Труппа Тома разбирает «Прометея» и пробует новое упражнение: создание ситуации опасности. Фредерика встречает Ханимуна, и тот рассказывает о парне-завсегдатае кафе, в которого он влюблён. Мари передаёт Колену записку с шифром. Колен опознает цитаты из Кэрролла и Бальзака. Лили тайно встречается с Люси де Граф. Они обсуждают странную активность некоего Пьера. 1 ч 45 мин
3 От Фредерики к Саре Колен обращается за помощью к профессору-бальзаковеду, однако тот не принимает всерьёз его слова о существования Общества 13 в наши дни. Тогда Колен начинает скитаться по Парижу, декламируя отрывки из повести. Это приводит его в магазин «Угол случайности», где он впервые видит Полин. Тома разыгрывает несколько вербальных отрывков, вдохновленных «Прометеем» и, осознав кризис, едет в Обаду к Саре, живущей в уединении и пытающейся написать новый роман. Он уговаривает Сару вернуться в Париж. 1 ч 44 мин
4 От Сары к Колену Папа приводит в труппу Лили нового человека — Рено, и он быстро втягивается в репетиционный процесс. Колен, выдав себя за журналиста, входит в круг молодых людей «Угла случайности» и влюбляется в Полин. Фредерика встречает неизвестного шахматиста и крадёт у него письма, содержание которых кажется ей странным. 1 ч 42 мин
5 От Колена к Полин Фредерика пытается шантажировать участников переписки, но терпит неудачу с Этьеном и Люси де Граф. Платит ей только Полин, которой кажется, что там может быть весточка от её мужа Игора. При этом она грубо игнорирует Колена, который пытается объясниться ей в любви. Рено окончательно перехватывает бразды правления в труппе Лили. Кантэн выигрывает миллион на скачках, однако Рено похищает эти деньги и скрывается. 1 ч 26 мин
6 От Полин к Эмили Труппа Лили разбредается по Парижу, тщетно пытаясь найти Рено. Во время этих поисков исчезает Лили. Колен посещает труппу Тома и беседует с последним об Обществе 13. Фредерика встречается с Ханимуном, который показывает ей предмет своих воздыханий. Это Рено. Вслед за Лили Полин тоже сбегает из города, предварительно порвав с Коленом и разослав в газеты компромат на Пьера. Этьен, Тома и Люси договариваются остановить её. Колен продолжает изыскания по поводу Общества 13 и обнаруживает зашифрованное в послании имя — Варок. 1 ч 36 мин
7 От Эмили к Люси Фредерике удаётся соблазнить Рено. Последний проговаривается о том, что он — член тайного общества деворантов. Кантэн примыкает к труппе Тома. Лили и Полин воссоединяются в Обаде. Полин делится своими подозрениями, что Игор на самом деле тайно проживает в этом особняке. Здесь их настигает Тома, приехавший в компании своих актёров Ашиля и Роз. Колен встречается с Сарой, которая уговаривает молодого человека оставить его поиски. 1 ч 34 мин
8 От Люси к Мари Компания проводит мучительную ночь в Обаде. Полин никак не может решить, что делать дальше. Внезапно ей звонит Игор. Вместе с Лили Полин отбывает в Париж. Варок и Люси встречаются и вспоминают славное прошлое Общества 13. Их навещает Колен и заявляет, что чувствует себя прекрасно и возвращается к прежней деятельности. Фредерика решает проследить переговоры Рено с сообщниками и погибает от пули Рено. Оставленный всеми Тома переживает истерику на пляже. Последний кадр фильма — Мари у статуи Афины, всматривающаяся в даль. 1 ч 18 мин

Культурные аллюзии

Кино

Главным источником вдохновения Риветт называл рабочую версию фильма «Мало-помалу» Жана Руша , имевшую хронометраж около 4 часов . Руш демонстрировал её в течение одного вечера в парижском кинотеатре (впоследствии этот вариант картины был утрачен ) Опыт этого сеанса Риветт положил в основу своего 13-часового фильма.

Эпизоды, в которых Фредерика облачается в маску, являются отсылками к приключенческому фильму «Жюдекс» Луи Фейада .

Во время монтажа Риветт рассматривал вариант создания двух версий одной и той же истории на манер «Супружеской жизни» Андре Кайата , но позже отказался от этой идеи.

Литература

«Историю Тринадцати» Бальзака как идею литературной основы предложил Риветту Эрик Ромер (в самом фильме он сыграл профессора-бальзаковеда). Сам Риветт и ни один из актёров на момент съёмок не читал «Историю Тринадцати» , поэтому в фильме от неё используется лишь предисловие.

Идеи использовать «Семерых против Фив» и «Прометея» принадлежали актёрам, игравшим Тома и Лили — Майклу Лонсдейлу и Мишель Моретти.

В фильме цитируется стихотворный отрывок, атрибутированный как фрагмент из « Охоты на Снарка ». Однако, в поэме Кэрролла подобный отрывок отсутствует, его сочинил сам Жак Риветт в подражание любимому автору .

Театр

Большую часть в фильме занимают репетиции театральных трупп. В их упражнениях частично используются практики « театра жестокости », наработки Питера Брука , Ежи Гротовского и труппы Living Theatre . Играющие в этих эпизодах Майкл Лонсдейл, Бернадетт Онфруа и Сильвен Кортей действительно играли у Питера Брука в «Буре», а Онфруа сотрудничала с Гротовским.

Прокатная судьба

Полная версия

Несмотря на то что Риветт держал в уме именно кинотеатральную форму показа, первоначально «Out 1» предполагался для показа по телевидению. Руководство канала отказалось от этой идеи. Первый показ черновой версии без титров прошёл в Доме культуры Гавра . Сеанс продолжался два дня.

Впоследствии Стефан Чалгаджиефф разорился и был вынужден продать права на многие спродюсированные им работы, включая «Out 1». Вследствие этого фильм на долгие годы будто канул в небытие. Лишь в конце 1980-х Чалгаджиеффу удалось поправить дела, выкупить фильм и призвать Риветта завершить работу. Итоговая 8-серийная лента была показана на Берлинском и Роттердамском фестивалях 1990—1991 годов. В течение последующих двух десятилетий «Out 1» демонстрировался в рамках точечных ретроспектив. Зафиксировано также 3 случая показа фильма по телевидению. С трансляции по итальянскому каналу Rai3 была сделана запись, и долгое время «Out 1» ходил среди синефилов именно в такой версии.

В 2015 году компания Carlotta Films отреставрировала фильм Риветта. С этого момента началось активное возвращение «Out 1» к зрителю: картина удостаивалась специальных показов по всему миру и вышла в ограниченный прокат в США, собрав в 4-х залах $31,539 .

Out 1: Призрак

В 1971 году Риветт создал новую версию «Out 1», сокращенную до 4 часов и предназначенную для кинопроката. Режиссёр настаивал, что это не просто сокращенная версия, но фактически новый, переосмысленный фильм . Этот вариант картины получил название «Out 1: Призрак».

Многие сцены полной версии в этом фильме сокращены, иногда даны лишь врезками фотографий. Центральным персонажем сделан Колен (фильм завершается его крупным планом). Опущена линия любви Рено и Фредерики, соответственно в финале героиня Жюльет Берто остаётся в живых.

«Призрак» демонстрировался в нескольких парижских кинотеатрах в 1974 году .

Вырезанная сцена

Несмотря на то что окончательный монтаж 13-часовой версии включает в себя большое количество материала, в том числе длинные планы импровизаций, которые сами актёры не считают особенно удачными, у «Out 1» имеется вырезанная сцена. Это сцена «Отчаяние Колена» — длинный план «психодрамы» (по определению Джонатана Розенбаума ) в исполнении Жана-Пьера Лео. Критик описывал сцену так:

Согласно мои записям с показа в Роттердаме, в вырезанном эпизоде, перемежаемом чёрным экраном, Колен плакал, вопил, выл, как зверь, бился головой о стену, ломал дверь шкафа, извивался на полу, затем успокаивался и подбирал губную гармошку. После, отбросив все три секретные послания, которые он пытался расшифровать в течение всего сериала, он начинал играть на гармошке экстатически, выбрасывал в коридор свою одежду и пожитки, пускался в маниакальный пляс, а затем снова играл на гармошке.

Согласно воспоминаниям оператора картины, Пьера-Уильяма Гленна, Лео в какой-то момент даже открыл окно и собрался оттуда выпрыгнуть. Тогда, бросив камеру ассистенту, Гленн вбежал в кадр и втянул актёра обратно в комнату.

Известно, что на момент показа на Роттердамском фестивале 1989 года эта сцена присутствовала в фильме. Впоследствии Риветт исключил эпизод навсегда .

Критика

В связи с чрезвычайной труднодоступностью ленты, «Out 1» долго не мог получить широкого критического осмысления (характерно, например, отсутствие упоминания о нём в «Кино» Жиля Делёза , где дан весьма подробный анализ мотивов почти всех фильмов Риветта). Известны статьи Джонатана Роуда, который заявлял: «После этого фильма ничто не будет прежним — ни кино, ни я сам». Большой вклад в популяризацию картины внёс Джонатан Розенбаум , неоднократно вносивший «Out 1» в свои списки лучших картин , а также написавший о нём в книге «Риветт: статьи и интервью», на долгое время сделавшейся единственным источником информации о фильме.

После возвращения фильма к зрителю фильм быстро набрал критическую массу. Обозреватели отмечают « капсулу времени », созданную этим фильмом и признают работу Риветта одним из ключевых фильмов пост-новой волны, наряду с « Мамочкой и шлюхой » Жана Эсташа . Также известны работы Б. Кайта, проанализировавшего многие аспекты картины . Критик Джон Хьюз, разбирая «Out 1», обнаружил там переклички с важными философскими и эстетическими идеями того времени — теорией «швов» (sutures) Жана-Пьера Удара, статьёй « Стадия Зеркала » Лакана . В интервью, которое Хьюз брал у самого Риветта, режиссёр признался, что из всех перечисленных работ на момент съёмок он читал только Лакана, но обилие зеркал в его фильме было обусловлено лишь тем, что они оказывались в местах, где велись съёмки. Риветт заявил, что все эти идеи в то время «витали в воздухе, и между ними, определённо, имелась связь», но ничьего конкретного влияния на фильм, тем не менее, не было .

Факты

  • Колен, герой Жана-Пьера Лео, представляется глухонемым, а по ходу действия картины он начинает говорить. Это отражают финальные титры: в первых трёх сериях, где Колен нем, он обозначен как «глухонемой юноша», в последующих — как «Колен» .
  • Некоторые фразы Сары и Колена во время их диалога в финале 7-й серии даны в обратной перемотке .
  • Роль Марлона, байкера, избивающего Фредерику, стала первой актёрской работой в кино для Жана-Франсуа Стевенена . Жюльет Берто показалось, что Стевенен похож на Марлона Брандо и ей захотелось, чтобы такой персонаж возник в фильме. Риветт выполнил её просьбу.
  • Каждая серия полной версии начинается с короткого слайдшоу из фотографий, сделанных на съёмках эпизодов предыдущей серии. В «Призраке» эти фотографии буквально вторгаются в фильм посреди действия. Автор снимков — Пьер Зюкка, впоследствии ставший режиссёром (известен также по роли фотографа в фильме Франсуа Трюффо « Американская ночь »).
  • Мишель Берто, играющий единственного друга Фредерики, в жизни был супругом Жюльет Берто.
  • В фильме на правах камео появляются многие деятели так или иначе связанные с кинопроцессом тех лет: режиссёры Эрик Ромер и Барбе Шредер , критики Бернар Эйзеншиц и Мишель Делайе, а также один из основателей Cahiers du cinema Жак-Дониоль Валькроз и Гийом Шиффман (будущий оператор играет здесь ребёнка, которого Колен встречает в опустевшем магазинчике «Угол случайности»).

Примечания

  1. Lim, Dennis (2006-06-04). . The New York Times . 0362-4331. из оригинала 17 ноября 2017 . Дата обращения: 11 апреля 2017 .
  2. (фр.) . Le Monde.fr. Дата обращения: 11 апреля 2017. 23 февраля 2018 года.
  3. B. Blind. (23 ноября 2015). Дата обращения: 11 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  4. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 11 апреля 2017. 11 апреля 2012 года.
  5. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 10 апреля 2017. 11 апреля 2012 года.
  6. Brenda Baugh, Craig Johnson, Documentary Educational Resources. . der.org. Дата обращения: 10 апреля 2017. 6 июня 2013 года.
  7. Richard I. Suchenski. (англ.) . — Oxford University Press, 2016-01-01. — 337 p. — ISBN 9780190274115 . 11 апреля 2017 года.
  8. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 11 апреля 2017. 11 апреля 2012 года.
  9. Daniel Fairfax. . HorsChamp (июль 2016). Дата обращения: 10 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  10. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 11 апреля 2017. 9 апреля 2016 года.
  11. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 10 апреля 2017. 23 августа 2017 года.
  12. . www.berlinale.de. Дата обращения: 10 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  13. . www.berlinale.de. Дата обращения: 10 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  14. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 11 апреля 2017. 15 мая 2017 года.
  15. (англ.) . www.boxofficemojo.com. Дата обращения: 10 апреля 2017. 27 апреля 2017 года.
  16. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 10 апреля 2017. 25 декабря 2016 года.
  17. . www.carlottavod.com. Дата обращения: 10 апреля 2017. Архивировано из 11 апреля 2017 года.
  18. (англ.) . www.jonathanrosenbaum.net. Дата обращения: 10 апреля 2017. Архивировано из 11 апреля 2017 года.
  19. (англ.) . www.jonathanrosenbaum.net. Дата обращения: 11 апреля 2017. Архивировано из 11 апреля 2017 года.
  20. (англ.) . MUBI. Дата обращения: 11 апреля 2017. 18 февраля 2015 года.
  21. Admin. . www.cineticle.com. Дата обращения: 11 апреля 2017. 20 марта 2017 года.
  22. . www.dvdbeaver.com. Дата обращения: 11 апреля 2017. 25 декабря 2016 года.
  23. . www.rouge.com.au. Дата обращения: 11 апреля 2017. 18 февраля 2017 года.
  24. (18 ноября 2015). Дата обращения: 11 апреля 2017. 11 апреля 2017 года.
  25. Hoffman, Jordan (2015-10-28). . The Guardian (англ.) . из оригинала 11 апреля 2017 . Дата обращения: 11 апреля 2017 .

Ссылки

Источник —

Same as Out 1