Харальд III Суровый
- 1 year ago
- 0
- 0
Ха́ральд Ве́льцер ( нем. Harald Welzer ; 27 июля 1958 , , Ведемарк , Нижняя Саксония , ФРГ ) — немецкий социолог и социальный психолог , специалист по исторической памяти, насилию и влиянию климата на перемены в обществе.
Изучал социологию, психологию и литературу в Ганноверском университете . Там же в 1988 году получил степень доктора по социологии, в 1993 году хабилитированного доктора по социальной психологии и 2001 году хабилитированного доктора по социологии.
В 1988 — 1993 годы — младший научный сотрудник кафедры истории, философии и социальных наук Ганноверского университета.
В период с 1994 по 1995 и 1997 — 1998 — директор Института психологии Ганноверского университета.
С 2004 года — директор Центра междисциплинарных исследований памяти (до 2011 года входил в состав , с 2012 — в составе )
С 2006 года — научный сотрудник MARIAL-центра Университета Эмори .
В 2007 — 2011 годы — член Совета Эссенского института культурологии.
В 2008 — 2013 годы — руководитель проектов «Память стихийных бедствий» и «Сдвиги базисных линий» Эссенского института культурологии.
С 2012 года — профессор , а также директор Центра Норберта Элиаса трансформационного дизайна и исследований.
Профессор социальной психологии
.Соучредитель и директор благотворительного фонда «Futurzwei», целью которого является разработка новым способом устройства экономической и общественной жизни.
В своей книге «Дедушка не был нацистом» ( нем. Opa war kein Nazi ) обращается к истории нацистской Германии как социально-психологическому феномену и исследует поведение немцев в повседневной жизни в этот период через семейные воспоминания. Лишь небольшая часть исследованных семей соглашалась с виновностью и ответственностью свои родственников за те вещи, которые они совершили во время Второй мировой войны. Частым явлением были преуменьшения и якобы незнание об этом. Более того они сами себя изображали в качестве жертв и героев.
В книге «Виновники. Как становились массовыми убийцами простых людей» ( нем. Täter. Wie aus ganz normalen Menschen Massenmörder ) Вельцер углубил раннее исследование американского историка Холокоста о мотивации будущих нацистских преступников при вступлении в айнзацгруппы , как и причинах преступной деятельности имевших хорошее социальное происхождение Франца Штангля и Вернера Беста . Вельцер проводит сравнение массовых убийств людей в Третьем рейхе с подобными событиями во Вьетнаме, Руанде и Югославии.
В книге «Климатические войны» ( нем. Klimakriege ) Вельцер рассматривает глобальное потепление как всё ещё недооценённая угроза для человеческого существования. По его мнению стихийное бедствие является спусковым крючком для социальных потрясений, поскольку а таких обстоятельствах насилие рассматривается как стратегическое средство борьбы. Крушение общественного и политического порядка во многих уголках мира приводит к . Это было возможно избежать, если бы зажиточные слои населения изменили бы свой нынешний уровень потребления.
В книге «Самомыслие. Руководство в сопротивлению» ( нем. Selbst denken. Eine Anleitung zum Widerstand ) Вельцер выступил в защиту плодотворного образа жизни, где на первое место поставлены не потребительские материальные блага, а счастье и жизнеспособность. Он критикует нынешний образ жизни построенный на нескончаемом росте потребления материальных благ. Вельцером представлены различные виды успешного самоуправления и самомыслия, направленные на общее благо, а не на стремление к личной выгоде и использования других в собственных корыстных целях.
В совместной с историком Зенке Найтцелем Вельцер представил исследование «Солдаты Вермахта. Подлинные свидетельства боёв, страданий и смерти» ( нем. Soldaten. Protokolle vom Kämpfen, Töten und Sterben ) основанное на анализе протоколов прослушиваний немецких военнопленных в специальных центрах Великобритании и США, которые хранятся в Национальных архивах Великобритании и США. Исследование получилось междисциплинарным, поскольку Найцелю потребовался коллега, специализирующийся на методах истории ментальности и истории повседневности. Исследование проводилось три года. За это время были собраны все необходимые источники и проведён их анализ на стыке истории и психологии. Кроме того исследовательская группа из 8 участников опубликовала сборник статей, посвященный анализу протоколов. В общей сложности было изучено более 100 тысяч листов протоколов прослушиваний около 15 тысяч немецких военнопленных, в большинстве своём попавших в плен в Африке, Италии и Западной Европе. Анализ исторических документов проводился по тематическим блокам, впоследствии ставших подразделами книги: сбивание (самолётами), власть ради власти, приключения, эстетика разрушения, наслаждение, охота, затопления (вражеских судов), убийство с точки зрения оккупанта, преступления в отношении военнопленных, представление об уничтожении, участие в расстрелах, слухи, чувства, секс, техника, вера в победу, вера в фюрера, идеология, военные ценности. Кроме того, в отдельных подразделах книги проведён сравнительный анализ основного массива документов с протоколами прослушивания итальянских и японских военнопленных, как и служащих Ваффен СС .
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины отмечает, что книга « не оставляет сомнений относительно непосредственного участия вермахта в преступлениях ». Кроме того она пишет:
Итогом книги стали размышления о представлениях о войне в целом и особенностях действий в войне вермахта как армии национал-социализма . Авторы пришли к выводу, что преступление было нормой для солдат вермахта, из перспективы солдата его преступные действия не были преступлениями, в отличие от аналогичных действий врага. Повседневность преступления вызвала неприятие его как чего-то неординарного, наоборот, рутина преступных практик привела к тому, что военнослужащие получали удовольствие от них, как от хорошего выполнения своей «работы». Если война сама по себе имеет такую особенность, за короткий срок превращать нормальных людей в убийц, то Вторая мировая война все же имела отличия в этом от других. Хотя в других войнах также были распространены убийства военнопленных и другие преступления, расово мотивированное уничтожение миллионов военнопленных от голода выпадает из представлений о «нормальной войне» и вместе с убийствами евреев характеризует эти преступления, в понимании авторов, как типично национал-социалистическую политику уничтожения. Впечатляющим стал также резонанс, вызванный книгой среди историков. Все рецензии были одобрительными, в особенности, относительно критического отношения авторов к источнику, междисциплинарного анализа, осмысления авторами понятия нормы в войне. Существенные критические замечания касались только ограниченного круга различий политики уничтожения национал-социализма по сравнению с другими войнами и необходимости большего обоснования некоторых обобщений.