Пейн, Джон (актёр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Айрленд ( англ. John Ireland ) ( 30 января 1914 года — 21 марта 1992 года ) — канадский актёр и кинорежиссёр, карьера которого охватила период с 1940-х до начала 1990-х годов.
Айрленд начал карьеру в 1941 году как театральный актёр, сыграв во многих постановках в репертуарных театрах и на Бродвее , часто играя в шекспировских постановках .
В середине 1940-х годов Айрленд «зарекомендовал себя как актёр второго плана в нескольких значимых вестернах , таких как „ Моя дорогая Клементина “ (1946) и „ Красная река “ (1948), и исполнитель главных ролей в малых фильмах нуар , таких как „ Подставили! “ (1947)». В 1950 году Айрленд был номинирован на Оскар за мощную игру в роли газетного репортёра в политической драме « Вся королевская рать » (1949) .
В общей сложности Айрленд сыграл более чем в 200 фильмах, помимо указанных выше, наиболее успешные среди них — « » (1945), « Грязная сделка » (1948), « » (1957), « Девушка с вечеринки » (1958), « Спартак » (1960) и « Прощай, моя красавица » (1975) .
В 1960-90-е годы Айрленд много работал на телевиденни. Его вклад в телеиндустрию был отмечен звездой на Голливудской «Аллее славы» .
Джон Айрленд родился 30 января 1914 года в Ванкувере , Канада , но вскоре вместе с матерью переехал в бедный нью-йоркский район Гарлем , где и вырос . Его мать, шотландская учительница фортепиано Грейси Фергюсон, затем вышла замуж за ирландского водевильщика, Майкла Нуна, и у неё родилось ещё трое детей — Кэтрин, Томми (он стал популярным комическим актёром, сыгравшим заметные роли, в частности, в таких популярных картинах, как комедия « Джентльмены предпочитают блондинок » (1953) и мюзикл « Звезда родилась » (1954) ) и Майкл-младший. Своего биологического отца он никогда не знал и не был уверен, что фамилию Айрленд он получил от него.
Формальное образование Айрленда завершилось в 7 классе, когда он пошёл работать, чтобы семья могла свести концы с концами. В это время Айрленд стал многообещающим пловцом, тренируясь в летних лагерях и в Ист-ривер . Благодаря мастерству пловца Айрленд стал выступать на водном карнавале, выполняя подводные трюки и подрабатывая зазывалой .
Некоторое время спустя Айрленд поступил на работу в театр . Его актёрская карьера началась благодаря случаю. Однажды, проходя мимо Свободного театра Дэвенпорта (Davenport Free Theater) на Манхэттане , Айрленд зашёл внутрь, рассчитывая посмотреть бесплатное шоу. Вместо этого театр дал ему бесплатное обучение актёрскому мастерству. Айрленд остался в театре, он спал в гримёрке и получал один доллар в день за работу за кулисами, одновременно разучивая текст .
В 1941 году он уже дебютировал на Бродвее в « Макбете » с Морисом Эвансом и Джудит Андерсон . В 1941—1948 годах высокий и стройный Айрленд сыграл в девяти бродвейских постановках, одновременно он играл в репертуарном театре и гастролировал с шекспировскими постановками .
В середине 1940-х годов Айрленд начал работать в кино . Его первый крупный прорыв пришёл в 1945 году, когда он появился в роли Винди, тихого, вдумчивого солдата в классическом военном Льюиса Майлстоуна « » (1945) .
В дальнейшем Айрленд много играл «внешне привлекательных и ловких, но коварных, ненадежных или опасных персонажей» . Его часто снимали в ролях второго плана, где он «изображал плохого парня с пессимистичной судьбой» , а также в ролях главных героев в жанровых фильмах категории В .
Он сыграл роли второго плана в нескольких значимых вестернах, таких как « Моя дорогая Клементина » (1946) Джона Форда и « Красная река » (1948) Говарда Хоукса . Сцена из последнего фильма, в которой Айрленд и Монтгомери Клифт сравнивают своё оружие, когда каждый из них по очереди заставляет «ходить» консервную банку с помощью револьверных выстрелов, стала классикой кино.
За ними последовали крупные роли в других вестернах: в « » (1949) он сыграл члена банды Джесси Джеймса , предавшего и убившего своего босса ради любви к девушке, в фильме « » (1949) он сыграл охотника за сокровищами, в фильме « » (1949) — беглого заключённого и в « » (1949) — члена банды грабителей . В фильме «Я застрелил Джессе Джеймса» одним из партнёров Айрленда стал его сводный брат .
Параллельно с вестернами Айрленд много играл в фильмах нуар . Так, он сыграл роль детектива в нуаре « » (1946), запоминающуюся роль грабителя и убийцы — в « Подставили! » (1947) и подручного главаря банды — в « Грязной сделке » (1948), два последних фильма поставил Энтони Манн . Он также сыграл заметные роли второго плана в фильмах нуар « Гангстер » (1947), « Я люблю трудности » (1948) и « Анна Лукаста » (1949) .
В конце 1940-х годов Айрленд также сыграл роль второго плана в исторической драме « Жанна д’Арк » (1948), главные роли в небольшой криминальной драме « » (1948) и криминальной мелодраме « Мистер Простак » (1949).
В 1949 году Айрленд был номинирован как лучший актёр второго плана за игру в политической драме « Вся королевская рать » (1949) . В этом фильме Айрленд сильно сыграл роль Джека Бёрдена, крутого газетного репортёра, который эволюционировал от восторженного сторонника до критически настроенного противника главного героя — популистского политика и демагога Вилли Старка ( Бродерик Кроуфорд ). Айрленд стал первым рождённым в Ванкувере актёром, который когда-либо номинировался на Оскар .
В первой половине 1950-х годов Айрленд продолжал играть преимущественно в вестернах и фильмах нуар. В нуаре « Шарф » (1951) он сыграл главную роль сбежавшего из психиатрического отделения тюремной больницы заключённого в попытке доказать свою невиновность, в шпионском триллере « » (1953) — государственного следователя, а в фильме « Девушка с вечеринки » (1958) — ближайшего подручного крупного мафиозного босса . В вестернах наиболее заметными ролями Айрленда стали роль кавалериста , который заводит роман с женой начальника в вестерне « » (1951), злодея — в « » (1951) и преступника — в « Перестрелка в О. К. Коррал » (1957) .
В эпоху маккартизма Айрленд выдвинул иски против двух телепродюсеров за нарушение условий контракта и клевету. Он обвинил их в отказе снимать его в главной роли в детективном телесериале « » (1950—1952) и в том, что они утверждали, что он политически неприемелем из-за сомнений в его верности Соединённым штатам . Он получил «существенную», но не разглашённую денежную компенсацию .
В 1953 году Айрленд был сопродюсером и сорежиссёром «мини-классики вестерна „ “ (1953)», и кроме того, сыграл в этом фильме главную роль в паре со своей тогдашней женой Джоан Дрю . В общей сложности Айрленд сыграл вместе с Дрю в пяти фильмах, среди них « Вся королевская рать » (1949) и вестерны « Красная река » (1948), « » (1951) и « » (1954) . Вторым режиссёрским опытом Айрленда стал фильм нуар « Быстрые и яростные » (1955), где он также сыграл главную роль невинного человека в бегах. К памятным работам Айрленда 1950-х годов относятся также вестерн « » (1951), где он сыграл одну из главных ролей, криминальный триллер « Хорошие умирают молодыми » (1954) и мелодрама « » (1955).
В 1960-е годы Айрленд иногда появлялся в ролях второго плана в картинах крупных киностудий, в частности, в « Спартак » (1960) Стенли Кубрика он сыграл важную роль гладиатора Крикса. У Айрленда была большая роль второго плана в историческом эпике « 55 дней в Пекине » (1963), а в пеплуме « Падение Римской империи » (1964) Айрленд сыграл вождя германского племени маркоманов Балломара. В 1965 году Айрленд сыграл одну из главных ролей в малобюджетном хорроре Уильяма Касла « Я видела, что вы сделали » (1965) с Джоан Кроуфорд . Это была их вторая совместная работа после « » (1951).
Во второй половине 1960-х годов «карьера Айрленда начала иссякать, и он стал часто появляться во многих низкобюджетных итальянских „халтурных“ фильмах» . В частности, он сыграл главные роли в итальянских вестернах «Око за око» (1967), «Беги, человек, беги» (1968), «Всё для всех» (1968), «Этот жаркий день в огне» (1968), «Месть за месть» (1968) и «Вызов Маккены» (1970), а также в итальянских криминальных триллерах «Одна на другой» и «Ненасытные» (оба — 1969).
Айрленд продолжал работать как актёр на протяжении 1970-80-х годов, часто в фильмах экшна и фильмах ужасов . Он появлялся в крупнобюджетных проектах, таких как « » (1970), и был лейтенантом полиции в истории о частном детективе « Прощай, моя красавица » (1975), ремейке знаменитого фильма нуар « Это убийство, моя милочка » (1944) по роману Рэймонда Чандлера . Главную роль в фильме сыграл Роберт Митчем , который в жизни был соседом и близким другом Айрленда . Другими заметными картинами с участием Айрленда в этот период стали криминальные драмы « » (1977). « Завтра не наступит никогда » (1978) и « » (1979), эротическая мелодрама Тинто Брасса « Салон Китти » (1976) и комедия ужасов « » (1989).
В 1960-62 годах Айрленд сыграл роль в двух эпизодах телевестерна « Сыромятная плеть », а в 1965 году в последнем сезоне этого сериала получил постоянную роль, сыграв в девяти эпизодах. В 1960—1962 годах Айрленд сыграл следователя страховой компании , расследующего случаи мошенничества , в британском телесериале « » (1960-62, 39 эпизодов).
В 1960-70-е годы Айрленд появлялся в отдельных эпизодах таких популярных телесериалов, как « Альфред Хичкок представляет » (1962), « Бонанза » (1967), « Дымок из ствола » (1966—1967), « » (1970) и « Миссия невыполнима » (1972). В 1982 году Айрленд сыграл во всех 11 эпизодах телесериала « », в котором заглавную роль частного детектива сыграла Энджи Дикинсон . В 1980-90-е годы Айрленд сыграл, в частности, в сериалах « Частный детектив Магнум » (1981), « Санта-Барбара » (1984), « » (1984), « » (1988) и « Она написала убийство » (1991).
Айрленд был женат трижды: в 1940—1949 годах — на Элейн Рут Гадмэнд, в браке с которой у него родилось двое сыновей — Джон и Питер. В 1949—1957 годах он был женат на актрисе Джоан Дрю . Наконец, с 1962 года и вплоть до своей смерти — на Дафне Мирик Камерон, в браке с которой у него родилась дочь Дафна и сын Камерон .
Время от времени имя Айрленда попадало в таблоиды в связи с его отношениями с молодыми кинозвёздами, в частности, с Натали Вуд и Сью Лайон . У Айрленда был также роман с Джоан Кроуфорд , когда они совместно снимались в фильме « » (1955). В 1959 году неоднозначную реакцию вызвал роман 45-летнего Айрленда с 16-летней Тьюсдей Уэлд . Как говорил сам Айрленд, «если бы не такая разница в возрасте, я бы сделал ей предложение. Это обстоятельство и её мать были единственными препятствиями, которые меня остановили» .
Позднее Айрленд был владельцем и управляющим собственного ресторана «Айрлендз» в Санта-Барбаре ? но бизнес не задался и в мае 1977 года актёр объявил себя банкротом.
Джон Айрленд умер 21 марта 1992 года в Санта-Барбаре от лейкемии в возрасте 78 лет.
Год | Название | Оригинальное название | Роль |
---|---|---|---|
1945 | A Walk in the Sun | Рядовой Винди Крэйвен | |
1946 | Моя дорогая Клементина | My Darling Clementine | Билли Клэнтон |
1946 | Behind Green Lights | Детектив Энгельхофер | |
1946 | Wake Up and Dream | Говард Уильямс | |
1946 | Это не должно случиться с собакой | It Shouldn’t Happen to a Dog | Бенни Смит |
1947 | Подставили! | Railroaded! | Дьюк Мартин |
1947 | Гангстер | The Gangster | Фрэнк Карти |
1948 | Я люблю трудности | I Love Trouble | Рино |
1948 | Открытый секрет | Open Secret | Пол Лестер |
1948 | Грязная сделка | Raw Deal | Фэнтейл |
1948 | Красная река | Red River | Черри Вэланс |
1948 | Жанна д’Арк | Joan of Arc | Жан де ля Буссак, Сан-Север |
1948 | Южный янки | A Southern Yankee | Капитан Джед Колберн |
1949 | Вся королевская рать | All the King’s Men | Джек Бёрден |
1949 | I Shot Jesse James | Боб Форд | |
1949 | The Walking Hills | Фризи | |
1949 | Roughshod | Леднов | |
1949 | Анна Лукаста | Anna Lucasta | Дэнни Джонсон |
1949 | Мистер Простак | Mr. Soft Touch | Генри Бёрд |
1949 | Дулинсы из Оклахомы | The Doolins of Oklahoma | Генри Бёрд |
1950 | Груз в Кейптаун | Cargo to Capetown | Стив Конвей |
1951 | Vengeance Valley | Хаб Фэскен | |
1951 | Баскетбольный сговор | The Basketball Fix | Пит Ферредэй |
1951 | Шарф | The Scarf | Джон Ховард Бэррингтон |
1951 | Бродяги | The Bushwackers | Джефферсон Уоринг |
1951 | Red Mountain | Генерал Уильям Куантрилл | |
1951 | Little Big Horn | Лейтенант Джон Хэйвуд | |
1952 | Ураган Смит | Hurricane Smith | Ураган Смит |
1953 | Hannah Lee: An American Primitive | Маршал Сэм Рошель | |
1953 | Боевой отряд | Combat Squad | Сержант Кен «Флетч» Флетчер |
1953 | The 49th Man | Следователь Джон Уильямс | |
1954 | Хорошие умирают молодыми | The Good Die Young | Эдди Блейн |
1954 | Southwest Passage | Клинт МакДональд | |
1954 | Стальная клетка | The Steel Cage | Эл |
1954 | Риск безопасности | Security Risk | Ральф Пейн |
1955 | Queen Bee | Джадд Прентисс | |
1955 | Быстрые и яростные | The Fast and the Furious | Фрэнк Уэбстер |
1955 | Стеклянная клетка | The Glass Cage | Пел Пелхэм |
1955 | Горизонт ада | Hell’s Horizon | Капитан Джон Меррилл |
1956 | Стрелок | Gunslinger | Кейн Миро |
1957 | Перестрелка в О. К. Коррал | Gunfight at the O.K. Corral | Джонни Ринго |
1958 | Девушка с вечеринки | Party Girl | Луис Канетто |
1958 | Негде приземлиться | No Place to Land | Джонас Бэйли |
1958 | Штормовой перекрёсток | Stormy Crossing | Гриф Паркер |
1959 | Убийство в багаже | Med mord i bagaget | Джонни Греко |
1960 | Спартак | Spartacus | Крикс |
1960 | Лица во тьме | Faces in the Dark | Макс Хэммонд |
1961 | Дикарь | Wild in the Country | Фил Мэйси |
1961 | Возвращение незнакомца | Return of a Stranger | Рэй Рид |
1962 | Локальная война | Brushfire | Джефф Сэйджур |
1963 | 55 дней в Пекине | 55 Days at Peking | Сержант Гарри |
1963 | Церемония | Ceremony | Тюремный охранник |
1964 | Падение Римской империи | The Fall of the Roman Empire | Балломар |
1965 | Я видела, что вы сделали | I Saw What You Did | Стив Марек |
1966 | День кошмара | Day of the Nightmare | Детектив, сержант Дейв Хармон |
1967 | Форт Юта | Fort Utah | Том Хорн |
1967 | Око за око | Odio per odio | Джеймс Купер |
1967 | А завтра вас бросит в адское пекло | Dalle Ardenne all’inferno | Капитан О’Коннор |
1967 | Кашамбу! | Caxambu! | Винс Нефф |
1968 | Вилья в седле | Villa Rides | Клиент в парикмахерской (в титрах не указан) |
1968 | Че Гевара | El 'Che' Guevara | Стюарт |
1968 | Вкус смерти | Quanto costa morire | Дан Эл |
1968 | Беги, человек, беги | Corri uomo corri | Сантильяна |
1968 | Пистолет для сотни могил | Una pistola per cento bare | Дуглас |
1968 | Умри за доллар | T’ammazzo! — Raccomandati a Dio | Полковник |
1968 | Всё для всех | Tutto per tutto | Оул |
1968 | Этот жаркий день в огне | Quel caldo maledetto giorno di fuoco | Тарпас |
1968 | Месть за месть | Vendetta per vendetta | Майор Бауэр |
1968 | Бродяги Аризоны | Arizona Bushwhackers | Дэн Шелби |
1969 | Одна на другой | Una sull’altra | Инспектор Уолд |
1969 | Дьяволы войны | I diavoli della guerra | Капитан Дженнингс |
1969 | Женабель | Zenabel | Дон Алонсо Имолне |
1969 | Ненасытные | Femmine insaziabili | Ричард Сэлинджер |
1970 | The Adventurers | Мистер Джеймс Хэдли | |
1970 | Цель МакКенны | La sfida dei MacKenna | Джонс |
1972 | К северо-востоку от Сеула | Northeast of Seoul | Флэнаган |
1972 | Побег к солнцу | Escape to the Sun | Джейкоб Кэган |
1974 | Добро пожаловать в Эрроу Бич | Welcome to Arrow Beach | Шериф Дьюк Бингхэм |
1974 | Дом семи трупов | The House of Seven Corpses | Эрик Хартман |
1974 | Реки крови | Dieci bianchi uccisi da un piccolo indiano | Абель Уэбстер |
1975 | Прощай, моя красавица | Farewell, My Lovely | Детектив, лейтенант Налти |
1975 | Мы не ангелы | Noi non siamo angeli | Мистер Шарк |
1976 | Салон Китти | Salon Kitty | Клифф |
1976 | Швейцарский заговор | The Swiss Conspiracy | Дуайт МакГоуэн |
1977 | Выкуп | Ransom | Шеф Хэлибертон |
1977 | Чирлидеры Сатаны | Satan’s Cheerleaders | Шериф |
1977 | Любовь и ночной автосервис | Love and the Midnight Auto Supply | Тони Санторе |
1977 | Идеальный убийца | Quel pomeriggio maledetto | Бенни |
1977 | История падре Кино | Mission to Glory: A True Story | |
1978 | Завтра не наступит никогда | Tomorrow Never Comes | Капитан |
1978 | Кровать на площади | Il letto in piazza | Милтон |
1979 | Delta Fox | Лукас Джонсон | |
1979 | В прямом эфире с капитаном Полночь | On the Air Live with Captain Midnight | Агент Пирсон |
1979 | Гайана: преступление века | Guyana: Crime of the Century | Дейв Коул |
1979 | Облик грядущего Герберта Уэллса | The Shape of Things to Come | Сенатор Смэдли |
1981 | Бордель | Las mujeres de Jeremías | Судья |
1982 | The Incubus | Хэнк Уолден | |
1985 | День Мартина | Martin’s Day | Пивовар |
1985 | Сокровища Амазонки | Treasure of the Amazon | Священник |
1985 | Голем из Майами | Miami Golem | Андерсон |
1986 | Дни грома | Thunder Run | Джордж Адамс |
1987 | Ночь ужаса | Terror Night | Лэнс Хэйуорд |
1988 | Посланник смерти | Messenger of Death | Зинас Бичем |
1989 | Закат: вампир в изгнании | Sundown: The Vampire in Retreat | Итэн Джефферсон |
1990 | Кладбищенская история | The Graveyard Story | Доктор МакГрегор |
1992 | Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени | Waxwork II: Lost in Time | Король Артур |
1992 | Пригвоздить | Hammer Down | Лейтенант Бейтс |