Элис, милая Элис
- 1 year ago
- 0
- 0
«Осторожней, моя милая» ( англ. Beware, My Lovely ) — нуаровый психологический триллер режиссёра Гарри Хорнера , вышедший на экраны в 1952 году .
Действие фильма практически полностью происходит в стенах одного дома, где молодая вдова ( Айда Лупино ) нанимает уборщика ( Роберт Райан ), который оказывается сумасшедшим, страдающим провалами памяти и склонностью к насилию. Он запирает хозяйку внутри дома, представляя для неё вполне реальную психологическую и физическую угрозу. «В центре внимания фильма запуганная вдова, оказавшаяся в ловушке одна, в своём доме в спальном квартале вместе с пугающим, несущим угрозу незнакомцем, который, по всей видимости, сумасшедший и который колеблется между непродолжительными актами доброты и проявлениями убийственных намерений» .
Наряду с такими картинами, как « Ребекка » (1940), « Газовый свет » (1944), « Меня зовут Джулия Росс » (1945), « Тайна за дверью » (1947), « Женщина в бегах » (1950) и « Опасность » (1953) фильм относится к категории «женщина в опасности», а наряду с такими картинами, как « » (1936), « Ки Ларго » (1948), « Внезапный » (1954) и « Часы отчаяния » (1955) — к категории «заложники в доме».
Действие фильма происходит в 1918 году. Рабочий Говард Уилтон ( Роберт Райан ) заканчивает ремонт дома и зовёт хозяйку, миссис Уоррен. Не получив ответа, Говард находит причитающуюся ему оплату и собирается уходить, но в последний момент, заглянув во встроенный шкаф, в ужасе видит там мёртвую миссис Уоррен. Говард убегает из дома на железнодорожный узел и садится в первый проходящий мимо состав, добираясь до небольшого городка в одном из южных штатов США.
В этом городке в своём доме военная вдова и учительница, миссис Хелен Гордон ( Айда Лупино ) заканчивает приготовления с детьми к рождественскому празднику. Чтобы привести в порядок свой большой дом, она приглашает Говарда в качестве уборщика. Уолтер Армстронг ( Тейлор Холмс ), который снимает комнату у Хелен, уезжает на рождественские каникулы. Оплачивая аренду вперёд, Армстронг говорит, что, в его отсутствие в его комнату может поселиться на несколько дней один из его друзей. В этот момент на пороге дома Хелен появляется Говард.
Простившись с Армстронгом, Хелен проводит Говарда в дом и просит начать его уборку с полировки полов. Лишь только начав работу Говард переживает странное дежавю, как будто он вновь оказался в доме убитой миссис Уоррен. Затем на одном из столиков среди вещей Хелен Говард видит стоящую в рамке фотографию её мужа в военной форме. Эта фотография приводит Говарда в нездоровее волнение, он переворачивает её лицом вниз. Затем Говард с разрешения Хелен поднимается на второй этаж, чтобы повесить там своё пальто в настенный шкаф. В этот момент Хелен звонит в продовольственный магазин и делает заказ продуктов на вечер.
Когда Говард спускается вниз, он слышит последние слова телефонного разговора, и ему вдруг кажется, что Хелен выражала кому-то недовольство его работой. Постепенно возбуждаясь, он начинает допрашивать Хелен, довольна ли она его работой. Хелен пытается успокоить его, говоря, что вполне довольна, и, видя его отчаянное состояние, обещает несколько раз в неделю приглашать его для уборки дома. Говард удовлетворённо улыбается, но затем мрачнеет, говоря, что никто не приглашает его к себе во второй раз. Чувствуя, что Говард чем-то серьёзно обеспокоен, Хелен просит его рассказать о своих проблемах, но Говард отказывается. Несмотря на то, что у него помутнело сознание, Говард снова начинает натирать полы, а Хелен тем временем поднимается наверх.
В этот момент в дом врывается Рут Уильямс, беспутная и ленивая, но весёлая племянница Хелен старшего школьного возраста, начиная заигрывать и фривольно шутить с Говардом. Когда он не обращает на неё внимания, Рут разбрасывает чипсы прямо на полу перед ним, и говорит, что не один мужчина не стал бы делать такую немужскую работу, которую делает он. Придя в тихую ярость, Говард провожает Рут до входной двери, затем запирает за ней дверь на ключ, который кладёт в нагрудный карман. Затем он запирает также и второй выход из дома во внутренний двор, и ключ также берёт себе.
Спустившись вниз, Хелен видит, что Говард не в себе, он говорит, что, наверное, слишком болен, чтобы продолжить работу. Сочувствие со стороны Хелен вызывает у Говарда неприятные для него воспоминания о том, как его не взяли на службу в армию, посчитав психически нездоровым. Говард откровенно признаётся Хелен, что страдает частыми провалами памяти и видениями мёртвых людей. Когда Говард в порыве откровенности предполагает, что, возможно, кого-то из этих людей он убил, напуганная до смерти Хелен устремляется к входной двери. Она пытается открыть дверь, но та заперта. Хелен говорит, что никогда не запирает днём входную дверь, предполагая, что это сделал Говард, и просит отдать его ключи. Однако Говард утверждает, что ничего такого не делал, и ключей у него нет.
Кое-как Хелен удаётся успокоить Говарда, у которого, видимо, заканчивается очередной приступ, и он просит разрешения у Хелен пожить в её доме несколько недель. Хелен отказывает ему, говоря, что единственную свободную комнату снимает Армстронг. Однако она обещает поговорить с Армстронгом, когда тот вернётся, после чего позвонит Говарду. Говард, уже забывший о том, что Армстронг уехал в отпуск, попадается на уловку Хелен и соглашается уйти. Пока Хелен уходит на второй этаж, чтобы принести пальто Говарда, на пороге дома появляется знакомый Армстронга, который спрашивает у Говарда, может ли он временно пожить в освободившейся комнате Армстронга. Говард, говорит ему, что комната уже занята и запирает дверь. Затем он набрасывается на спускающуюся по лестнице Хелен, обвиняя её в обмане.
Несколько раз подряд звонит телефон, однако Говард запрещает ей отвечать на звонки, и требует, чтобы она отправлялась на кухню. Оставшись на кухне одна, Хелен разбивает окно и пытается сбежать, но Говард затаскивает её обратно в гостиную. В этот момент на пороге дома появляется группа учеников Хелен с рождественскими подарками для неё. Чтобы не вызывать подозрений, Говард запирает Хелен в подвале, а сам впускает детей в дом. Говард говорит им, что Хелен больна и не сможет выйти к ним, однако на рождественский праздник обязательно придёт. Дети оставляют подарки и уходят. Когда они оказываются на улице, Хелен пытается окликнуть одного мальчика, он как будто слышит её голос, но затем решает, что это ему показалось.
Вновь придя в более спокойное состояние, Говард приводит Хелен в гостиную комнату и с гордостью показывает ей, как он украсил рождественскую ель. Говард предлагает ей пойти на кухню и немного поесть, рассказывая ей о своём одиночестве. Воспользовавшись его меланхоличным настроением, Хелен пытается расположить его к себе. Она говорит, что Говард может временно пожить в комнате Армстронга, но перед этим она должна там убраться. Говард поднимается вслед за Хелен в комнату Армстронга. В комоде он случайно находит военную шинель мужа Хелен. Он бережно надевает её, а затем пытается обнять и поцеловать Хелен. Хотя она твёрдо отстраняет его, Говард воспринимает это спокойно и даже благодарит её за её доброту.
В этот момент в дверь дома звонит Даг, посыльный из продовольственного магазина, который привёз заказ Хелен. Опасаясь реакции Говарда, Хелен говорит Дагу, что выпишет чек в оплату продуктов и уходит в другую комнату. Хелен пишет на обратной стороне чека, что она в опасности и просит спасти её. Однако заподозрив что-то, Говард расплачивается с мальчиком своими наличными деньгами и быстро выпроваживает его. Затем он идёт в комнату Хелен и видит, как она пишет записку с просьбой о спасении.
Хелен убегает от него наверх в спальную комнату, где хватает большие ножницы, чтобы защититься, однако Говард отнимает их у неё. Он начинает душить Хелен, и когда она теряет сознание, у Говарда заканчивается очередной приступ. Придя в себя и видя неподвижную Хелен, Говард решает, что убил её и выбегает из комнаты. Через некоторое время Хелен приходит в себя и спускается вниз. Она видит, что Говард собрался уходить, совершенно забыв обо всём, что произошло в течение дня.
Говард отдаёт ей ключи от дома, и уже собирается уйти, когда на пороге появляется телефонный мастер Стивенс, которого направили озабоченные знакомые, которые не могли дозвониться до Хелен. Хелен утверждает, что с телефоном у неё всё в порядке и уговаривает Стивенса подвезти Говарда на своём автомобиле. Оставшись наедине со Стивенсом после ухода Говарда, Хелен быстро говорит ему, что Говард сумасшедший и удерживает её в доме в качестве заложницы. В подтверждение своих слов Хелен показывает Стивенсу разбитое окно на кухне, через которое она пыталась бежать. В этот момент Говард тихо возвращается в дом и поднимается на второй этаж, чтобы забрать своё пальто. Не зная о том, что Говард вернулся, Стивенс идёт к машине, а затем быстро возвращается, чтобы сообщить, что Говард исчез.
После отъезда Стивенса Хелен с ужасом видит спускающегося по лестнице Говарда. Однако Говард совершенно спокоен, и тихо попрощавшись, выходит на улицу. За дверью виден свет автомобильных фар, возможно, подъехавшей к дому полиции.
В конце 1940-х годов, когда Айде Лупино было уже за тридцать, и она была признанной и уважаемой актрисой, она «начала новую карьеру по другую сторону камеры. В 1949 году вместе со своим тогдашним мужем, продюсером она основала собственную компанию „Филмейкерс“ и начала выпускать низкобюджетные, снятые на натуре фильмы, построенные вокруг напряжённых межличностных и психологических конфликтов» . Многие из них были поставлены самой Лупино, но «Осторожней, моя милая» (1952) они решили дать возможность поставить художнику-постановщику Гарри Хорнеру , который завоевал Оскар за художественную постановку фильма « Наследница » (1949) и произвёл на Лупино впечатление своей художественной постановкой её первой режиссёрской работы « Оскорбление » (1950) . В работе над фильмом «Лупино оказывала новому режиссёру значительную помощь, дав согласие сыграть главную роль в фильме и даже самостоятельно поставив несколько сцен, когда Хорнер был вынужден провести некоторое время со своей женой в больнице» .
Наиболее заметными работами Хорнера как режиссёра стали фантастический фильм « Красная планета Марс » (1952), нуар « » (1953), триллер « » (1955) и криминальная драма « Бурная вечеринка » (1956) .
Сценарий фильма написал по собственной пьесе «Человек». «К этому времени Динелли был признанным создателем саспенса , написав сценарии таких фильмов, как „ Винтовая лестница “ (1946), „ Окно “ (1949) и „ Момент безрассудства “ (1949). Его достижения в жанре фильм нуар были признанными благодаря работе с такими режиссёрами, как Фритц Ланг и Роберт Сиодмак » .
На роль Говарда Лупино выбрала Роберта Райана . В том же году они вместе сыграли главные роли в другом (и по мнению многих, намного превосходящем) нуаровом триллере « На опасной земле » (1952) режиссёра Николаса Рэя . Хотя Райан не считался звездой уровня ведущих киногероев, тем не менее у него была долгая, крепкая и успешная карьера благодаря его умению создавать сложные образы неоднозначных и неуравновешенных крутых парней" . Свои наиболее заметные нуаровые роли Райан сыграл в фильмах « Перекрёстный огонь » (1947), « Акт насилия » (1948), « Подстава » (1949), « На опасной земле » (1951), « Плохой день в Блэк-роке » (1955) и « Ставки на завтра » (1959) .
Райан поддержал решение Лупино пригласить в качестве оператора Джорджа Е. Дисканта, который снимал « На опасной земле », а ранее — ещё одну картину с участием Райана — « Рэкет » (1951) . У Дисканта за спиной было несколько впечатляющих нуаровых работ — « Они живут по ночам » (1949), « Узкая грань » (1952) и « Тайны Канзас-сити » (1952) .
По информации Роба Никсона, фильм был снят всего за 18 дней, но его выход на экраны был задержан студией RKO Pictures на год. Как предположил Райан, это было связано с тем, тогдашний владелец студии Говард Хьюз «решил похоронить фильм из-за активно и явно выражаемых левых политических взглядов Райана» . «Когда фильм, наконец, вышел в Нью-Йорке, он был поставлен в одну программу с восьмью водевильными номерами. После премьеры он был понижен до статуса демонстрируемого перед главным фильмом в сдвоенном сеансе, и находился в прокате совсем недолго» .
Фильм получил неоднозначные отзывы критиков, однако операторская работа, а также актёрская игра Айды Лупино и Роберта Райана получила в основном высокие оценки. Журнал « TimeOut » назвал фильм «небезынтересным триллером на тему „женщина в опасности“, достойным просмотра благодаря Лупино и Райану» , а Хэл Эриксон — «напряжённым саспенс-фильмом, идеально подогнанным под таланты Айды Лупино и Роберта Райана» . С другой стороны Деннис Шварц, охарактеризовал его как «неприятный криминальный триллер о женщине в опасности без какой-либо отдачи или чего-либо стоящего, что можно было бы о нём сказать» .
Кинокритик Босли Кроутер в « Нью-Йорк таймс » заключил, что фильм «прямо направлен на демонстрацию актёрского мастерства, где сама история совершенно очевидно надумана и выстроена с единственной целью вызывать спинную дрожь. И успех этого достойного предприятия будет зависеть полностью от того, насколько вы восприимчивы к лишённым логики маленьким уловкам со смутными тенями и сжатыми руками» . Далее он пишет: «Мел Динелли, который написал сценарий (и театральную пьесу „Человек“, на которой он основан), был просто озабочен созданием растянутого невинного, заставляющего кровь застывать в жилах, нервного возбуждения. Он ставит героиню в эту рискованную ситуацию с непредсказуемым человеком и затем в течение часа с лишним он поддразнивает леди и публику избитым саспенсом» . « TimeOut » отметил, что фильм «разочаровывает своей задумчиво вялой режиссёрской работой (дебют художника-постановщика Гарри Хорнера ) и сценарием, который вязнет в повторяющихся событиях вместо того, чтобы исследовать характеры», а его «неспешный, лишённый кульминации финал надо было сделать мощнее» . Шварц также считает, что «фильм поставлен скучно» .
Отметив экспрессионистскую операторскую работу Джорджа Дисканта, Деннис Шварц пишет, что фильм «снят в традиционном для фильма нуар стиле, где визуальные решения намного интереснее, чем сама история и недостаточно проработанные образы» . Никсон подчёркивает, что «всё то незначительное внимание, которое привлёк к себе фильм, в основном касается работы Дисканта, особенно, использование им отражений и наложений изображений для подчёркивания ощущения угрозы и безумия, хотя Райана также хвалили за привнесение чувствительности и симпатии в образ своего по сути крайне негативного персонажа» . Ханс Воллстейн отмечает, что «оператор Джордж Дискант задействует несколько интересных ракурсов в фильме, так, например, снимает Роберта Райана таким образом, что он кажется нависающим над испуганной Айдой Лупино даже когда он находится в своей мягкой спокойной фазе» . Но, продолжает Воллстейн, «это, однако, единственный аспект, выделяющий этот психологический триллер среди многочисленных аналогичных телесериалов, которые уже появились на телевидении к 1952 году» .
Шварц считает, что «единственная причина смотреть этот фильм заключается в Айде Лупино и Роберте Райане , которому удаётся искусно сделать своего угрюмого персонажа выглядящем где-то по-человечески — это немалое искусство» . Воллстейн также отмечает, что в фильме «есть и ожидаемые выдающиеся актёрские работы как со стороны как Райана, так и Лупино, но окончательный результат остаётся тем не менее каким-то неоднозначным и неудовлетворяющим» . Кроутер пишет: «В роли психопата Роберт Райан выполняет компетентную, обычную „угрожающую“ работу, разносторонне демонстрируя разгулявшегося таблоидного злодея. Он то ведёт себя с джентльменской благопристойностью, то щурит глаза, опускает челюсть и втягивает голову в плечи, когда надо схватить за горло. От него не отстаёт и Айда Лупино в роли леди, подвергающейся угрозам и запугиваниям, она пучит глаза и делает жесты, обозначающие глубокий страх» .