Interested Article - Национальный памятник Бисмарку

Национальный памятник Бисмарку на площади Большая Звезда в Берлине
Национальный памятник Бисмарку в обрамлении фонтанов перед Рейхстагом на Кёнигсплац . 1909

Национальный памятник Бисмарку ( нем. Bismarck-Nationaldenkmal ) — памятник архитектуры в Берлине , монумент первому рейхсканцлеру Германии Отто фон Бисмарку , последняя крупная работа Рейнгольда Бегаса . Изначально был установлен в 1901 году перед Рейхстагом на площади Кёнигсплац, современной площади Республики . В 1938 году памятник Бисмарку перенесли на площадь Большая Звезда . Наряду с аллеей Победы и национальным памятником кайзеру Вильгельму этот памятник Бисмарку является одним из типичных образцов вильгельминистских традиций в скульптуре.

В конкурсе на проект памятника Бисмарку с участием более 90 человек победителя определить не удалось, и кайзер Вильгельм II поручил возвести памятник Бисмарку в восточной части Кёнигсплаца своему любимому скульптору Рейнгольду Бегасу. Ансамбль национального памятника высотой 15 метров с основанием в 20 на 12 метров возводился перед Рейхстагом в 1897—1901 годах. Его изначально украшали две полукруглые чаши фонтанов по бокам и скульптурные группы из песчаника тритонов и наяд работы . Торжественная церемония открытия национального памятника Бисмарку состоялась 16 июня 1901 года.

Бронзовая фигура Отто фон Бисмарка высотой 6,6 м установлена на цоколе из полированного красного гранита. Рейхскацлер изображён в мундире хальберштадтского кирасира, так он обычно появлялся на заседаниях старого рейхстага . Левая рука крепко держит эфес палаша , правая рука покоится на грамоте об учреждении Германской империи. С лицевой стороны на цоколе выбито «Бисмарк», тыльная сторона оформлена посвящением «Первому рейхсканцлеру. Германский народ. 1901». Правую сторону цоколя украшает бронзовый барельеф с изображением юноши с факелом и юноши с фанфарой перед гермой Бисмарка, которых осыпают цветами парящие мифологические гении . На барельефе с левой стороны изображена сова с пером в когтях в окружении ворон.

В общественном мнении того времени рейхсканцлер Бисмарк представал сверхчеловеком, и одна центральная скульптура не могла воплотить в бронзе его героизированный образ. Ещё четыре скульптуры на цоколе вокруг постамента раскрывали величие Отто фон Бисмарка. Титаническую силу Бисмарка и мировой масштаб его личности отражает образ коленопреклонённого атланта с земным шаром на плечах перед постаментом. Позади постамента Зигфрид на коленях выковывает имперский меч , которым Бисмарк подчинил врагов империи. С левой стороны цоколя Сивилла , аллегория государственной мудрости, восседает на спине сфинкса , обратив свой взгляд в книгу истории в левой руке, и олицетворяет духовное значение Бисмарка. С правой стороны цоколя властительница со скипетром и короной, предположительно аллегория Германии или государственного принуждения, усмиряет леопарда раздора и смуты, поясняя непобедимую мощь Бисмарка. Леопард является ранней работой ученика Бегаса Августа Гауля . После открытия новый национальный памятник подвергся критике. Ценителям искусства не понравились четыре боковые скульптуры и бронзовые барельефы по их качеству и по пропорциям образов.

Выступы цоколя памятника Бисмарку до реконструкции 1958 года с лицевой стороны украшали три барельефа, посвящённых подготовке к учреждению Германской империи в 1871 году. На левом барельефе «Как Германия учится ходить» первые шаги под руководством матери делал пухлый мальчик на помочах, предположительно немецкий Михель . На барельефе посередине «Как Германия просыпается» женщина будила спящего на медвежьей шкуре немецкого Михеля в ночном колпаке и домашних туфлях и указывает ему на войска других народов в засаде на заднем плане. На правом барельефе «Германия в образе юного Геркулеса» немецкий Михель представал победившим воином. С тыльной стороны фонтанов ещё три барельефа символизировали завершение дела Бисмарка. На левом барельефе торжествующая Германия на триумфальной колеснице возвращалась домой, а впереди неё радостную весть спешил донести юноша. На барельефе посередине в окружении аллегорий труда и искусства Германия на троне водружала себе императорскую корону. На последнем барельефе Германия спускалась с квадриги, неся народу блага мира.

В 1938 году национальный памятник Бисмарку вместе с колонной Победы, скульптурами на аллее Победы и памятниками Альбрехту фон Роону и Гельмуту Мольтке были перенесены в северную часть площади Большая Звезда , чтобы освободить место для спроектированной Альбертом Шпеером для « Столицы мира Германии » . На площади Большая Звезда планировалось создать форум Второго рейха, то есть кайзеровской Германии, учреждённой в 1871 году. При установке национального памятника Бисмарку на новом месте расстояние между второстепенными скульптурами и постаментом было сокращено приблизительно на метр, а количество ступеней цоколя сокращено с семи до трёх, что усилило диспропорции между отдельными скульптурами и ухудшило общий облик. Послевоенная реставрация памятника была произведена в 1958—1960 годах, при этом памятник лишился шести бронзовых рельефов цоколя, они считаются утраченными.

Литература

  • Маркина Л. Г., Муравлёва Е. Н., Муравлёва Н. В. BISMARCK-DENKMAL ПАМЯТНИК БИСМАРКУ // Культура Германии: лингвострановедческий словарь: свыше 5000 единиц / под общ. ред. проф. Н. В. Муравлёвой. — М. : АСТ , 2006. — С. 109. — 1181 с. — 3000 экз. ISBN 5-17-038383-5 .
  • Das National-Denkmal für den Fürsten Bismarck vor dem Reichstagsgebäude in Berlin. In: Baugewerks-Zeitung, 33. Jahrgang, Nr. 72 (7. September 1901), S. 1233—1234.
  • Peter Bloch (Herausgeber): Ethos und Pathos: die Berliner Bildhauerschule 1786—1914, Teil: Beiträge mit Kurzbiographien Berliner Bildhauer, Gebrüder Mann Verlag, Berlin 1990. ISBN 3-7861-1598-2 , S. 200 f

Ссылки

Источник —

Same as Национальный памятник Бисмарку