Interested Article - Джатакарман

Джатакарман ( IAST : Jātakarman ) — одна из 16 санскар , предназначенных для индусов ; обряд, связанный с рождением ребёнка.

Раньше совершался сразу после родов, точнее перед обрезанием пуповины . Хотя существовало несколько версий исполнения ритуала, один элемент при этом оставался неизменным — прикасание ребёнка к золоту, гхи и мёду.

Одна версия обряда такова : первая часть ритуала, медхаджанана ( IAST : medhājanana ), состоит в том, что отец дотрагивается губ ребёнка золотым ложкой (или кольцом) с творогом, мёдом и гхи, или только с мёдом и маслом. Иногда к этому добавляют рис, ячмень и даже волоски черного быка. В ухо ребёнка три раза произносилось слово Вач ( IAST : vāc , «речь»). Тем самым родители хотели обеспечить интеллектуальное развитие своего ребёнка. Вторая часть ритуала, аюшья ( IAST : āushya ), состоит в прочтении мантр , призывающих аюс ( IAST : āyus , «жизнь») для ребёнка, который получает тайное имя, известное только родителям, перед прикладыванием к материнской груди.

По второй версии после появления ребёнка совершался ритуал аюшьяни (āushyāni), «наделение жизнью», совершаемый для ободрения и укрепления ребёнка. Далее он очищался с помощью двух камней, которые тёрли об уши новорождённого, а кусок ткани, смоченный маслом, помещался на его голову. Далее в ухо ребёнка произносились молитвы с пожеланием тысячи лет жизни для него. Отец далее касался губ рождённого золотой ложкой, наполненной смесью гхи и мёда, в которую добавлялось несколько волос чёрного быка и золотых песчинок, и читал мантры о богатстве, уме и долгой жизни своего ребёнка. Позолоченная тесьма обвязывалась вокруг запястья новорождённого, а в его руку вкладывали кусочек золота. Далее какой-нибудь золотой предмет клали на землю, сверху топор, а поверх топора — камень. На этот камень уже усаживал ребёнка отец, говоря: «Будь крепким как камень». Затем он грел руки над костром и прикасался снова к ребёнку. Далее отец дотрагивался земли и просил у неё покровительства.

Джатакарман входит в число ритуалов, которые по « Законам Ману » (II.27) очищают для дваждырождённых отцовский и материнский грех .

В отличие от древности сейчас джатакарман совершают после обрезания пуповины.

Примечания

  1. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). — М.: Высшая школа , 1990. — С. 87.
  2. (англ.) / (англ.) , editor in chief. — Vol. 4. S — Z. — Detroit, 2006. — P. 3. — ISBN 0-684-31353-7
  3. Walker B. Hindu World: An Encyclopedic Survey of Hinduism. Vol. II. — New Delhi: Munshiram Manohar Lal, 1983. — P. 241—242.
  4. Законы Ману. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — С. 44. — ISBN 5-04-008975-9 .
Источник —

Same as Джатакарман