Денисов, Андрей Иванович (дипломат)
- 1 year ago
- 0
- 0
Васи́лий Ива́нович Дени́сов ( 1862 , Царство Польское , Российская империя — 1 мая 1922 , Загорск , РСФСР ) — художник- символист : пейзажи, декоративные панно, портреты, фантастические композиции; сценограф.
Родился в семье священника 1 ( 13 ) января 1862 года в Замостье Люблинской губернии в Царстве Польском .
В 1880 году окончил по классу валторны Варшавский институт музыки . В начале 1890-х годов переселился в Москву, где стал работать в оркестре Русской частной оперы С. И. Мамонтова. После её закрытия состоял на службе в оркестре Русского драматического театра Ф. А. Корша. Одновременно, с 1895 года начал самостоятельно заниматься живописью. В 1897–1898 годах обучался живописи в частной мастерской К. А. Коровина , в 1899—1900 годах — в школе Е. П. Званцевой и А. А. Хотяинцевой у К. А. Коровина, В. А. Серова , Н. П. Ульянова .
С 1894 года принимал участие в выставках Московского общества любителей художеств (до 1899, с перерывами), с 1901 года — в выставках Московского товарищества художников , с 1905 года входил в состав членов Товарищества. С 1903 года участвовал в выставках объединения художников « Мира искусства ». Тогда же сблизился с мастерами объединения « Голубая роза », творчество которых оказало значительное влияние на формирование его индивидуального стиля. Начал создавать фантастические композиции в духе символизма. В 1905 году прошла его совместная с Н. П. Ульяновым выставка в Дрездене .
Во второй половине 1890-х — начале 1900-х занимал должность художника в Итальянской опере и Оперном театре С. И. Зимина. К работе в театре был привлечен В. Э. Мейерхольдом . Использовал в сценографии основные приемы своей живописи — плоскостно-декоративные панно с «панперспективной композицией» (элемент созданного им художественного метода). Его стилистика отвечала принципам «условного» театра Мейерхольда этих лет, его обращению к символистской драматургии. Художник работал над оформлением постановок в Театре-студии на Поварской : «Снег» С. Пшибышевского и «Комедия любви» Г. Ибсена (1905); в Театре В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург): «Вечная сказка» Пшибышевского (1906), «Пеллеас и Мелисанда» М. Метерлинка , «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда , «Победа смерти» Ф. К. Сологуба , «Комедия любви» (новый вариант), все — 1907 г. Оформил спектакли Введенского народного дома в Москве («Снегурочка» и «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова , 1906). Оформлял также оперные спектакли. Его рукопись «К театру Мейерхольда» хранится в архиве Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина в Москве.
В 1906—1907 годах принимал участие в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909—1910 годах выставлялся в Салоне В. А. Издебского , в 1911 и 1913 годах — в « Московском салоне ». После смерти М. А. Врубеля создал ряд графических композиций по мотивам картины « Демон поверженный », получивших название «Памяти Врубеля». В 1910 году состоялась первая персональная выставка художника в Москве.
В 1912 году путешествовал вместе с С. Т. Конёнковым , И. Ф. Рахмановым и А. Ф. Микули по Греции и Малой Азии. В том же году в московском художественном бюро Н. Е. Добычиной состоялась совместная выставка Денисова и Розы Рюсс, в 1915 году прошла его персональная выставка в галерее Н. Е. Добычиной в Петрограде.
В 1913–1915 года В. И. Денисов работал в Санкт-Петербургском (Петроградском) Театре музыкальной драмы. Оформил литературно-художественный сборник «1914 год». В 1917 году его акварели демонстрировались на персональной выставке в салоне «Единорог».
После Октябрьской революции 1917 года он был привлечён к созданию плакатов и панно для торжественных съездов и заседаний в Большом театре . В 1920 году вместе с Конёнковым и своим сыном, В. В. Денисовым, оформил театрализованное представление «Самсон-победитель» в Первом Госцирке на Цветном бульваре в Москве. В 1919—1921 годах сотрудничал с театром Генриетты Паскар.
В 1919 году жил в Липецке ; в 1921 году переехал в Загорск , где и умер 1 мая 1922 года .
В. И. Денисов создавал визионерские композиции большого формата (близкие декоративным панно), отразившие его увлечение искусством итальянского Раннего Возрождения; в Государственной Третьяковской галерее находятся его работы — «Грех» (из цикла «Из песен Рая», 1901—1902), «Вестник Победы» (1915), в Государственном Русском музее — «Скорбь (Джотто)» (1904), «Пророк» (1912). Его произведения находятся также в ряде музейных и частных собраний.