Interested Article - Марко Берлингьери

Избиение младенцев. Фреска. ок. 1260. Музей базилики Санто Стефано, Болонья

Марко Берлингьери ( итал. Marco Berlinghieri ; известен по документам с 1232 по 1259 год) — итальянский живописец.

Биография и произведения

Марко считают младшим сыном в семействе художника Берлингьеро , поскольку в архивном документе от 1228 года упоминаются только его отец и два брата — Бароне и Бонвентура (вероятно, Марко к этому моменту ещё не достиг совершеннолетия). Однако далее имя Марко появляется в различных юридических бумагах в 1232, 1236 и 1239 годах каждый раз с фамилией Берлингьери, а в документе от 1249 года он обозначен как «depittore» (то есть художник ).

Из архивных сведений следует, что его мастерская находилась в Лукке неподалёку от собора Сан Мартино .

В двух документах, относящихся к 18 и 19 марта 1250, его старший брат Бонавентура выступает гарантом при оплате работ Марко, связанных с иллюминированием «bibliam ecclesiasticam» (церковной Библии). Исследователи считают, что фигурирующая в документе Библия — это Кодекс № 1, который ныне хранится в Библиотеке Капитоларе города Лукка. Она была переписана в 1246 под редакцией Аламанно, ректора госпиталя Сан Мартино в Лукке, и Якопо ди Пьетро да Болонья (оба были ответственны за текст, в то время как инициалы были разрисованы Марко приблизительно между 1248 и 1250 годами).

Художник работал и за пределами Лукки. К нему относятся несколько документов из Болоньи, где между 1248 и 1259 годами «Marchus pictor» фигурирует в списке Societa dei Toschi (список жителей Тосканы), а от 1255 года сохранился акт о выплате денег «Marco pittore de Lucca» (художнику из Лукки Марко) за фреску, выполненную в доме местного подеста — главы городской администрации (фреска не сохранилась). Эти факты отражают политико-экономические связи, существовавшие между Луккой и Болоньей в то время.

Библия из лукканской библиотеки (Кодекс № 1) послужила отправной точкой для атрибуции Марко других произведений. Ему приписывают авторство в иллюстрировании Библии, которая раньше хранилась в монастыре Комальдоли (ныне — в Британской библиотеке , Лондон). Она датируется 1240 годом, имеет отметку о выплате денег за выполненную работу некому «Marco pictor» (художнику Марко), а растительные мотивы в её украшении близки тем, что можно видеть на расписном кресте из Вилла Базилика, который также приписывается этому живописцу.

Марко Берлингьери приписывается фрагмент фрески с изображением «Избиения младенцев» (ок. 1260, 205×350см). Ранее она украшала церковь Сан Сеполькро в Болонье, но была снята со стены, и сегодня хранится в болонском музее базилики Санто Стефано. Стилистика этой фрески близка росписям храмов в долине реки По (в частности, фрескам баптистерия в Парме) и сербской монументальной живописи того времени.

В работах Марко исследователи отмечают разные стилистические тенденции: будучи определённо последователем своего отца, в некоторых иллюминациях он скорее сближается с произведениями брата Бонавентуры, а во фреске «Избиение младенцев» делает акцент на драматизме и патетике изображённого события. Кроме этой фрески и иллюминаций из двух библий, художнику атрибутирован расписной крест из церкви Санта Мария Ассунта в Вилла Базилика (1245—1255, 265×212см). Крест сохранился в обрезанном виде — у него отсутствует табеллоне (поле под перекладиной креста), на котором обычно изображались шесть эпизодов из жития Иисуса. Христос на нём изображён в позе Christus triumphant, то есть Христа, торжествующего над смертью. Крест раньше считался работой отца художника — Берлингьеро ди Миланезе, и был позднее приписан Марко в связи с тем, что лик Христа на нём по своему виду и исполнению очень похож на лицо царя Ирода во фреске «Избиение младенцев» из Болоньи. Это произведение считают последней работой Марко в Лукке перед тем, как он перебрался в Болонью.

Мастерская Берлингьери была крупнейшим художественным предприятием середины XIII века, и среди её членов Марко являлся наиболее разносторонним художником, работавшим в миниатюрной технике по пергаменту, создавая станковые произведения и расписывая фресками стены. Искусство Марко Берлингьери носило более традиционный, нежели новаторский характер. Он был современником Джунта Пизано , но, подобно своим братьям, избежал влияния его искусства, оставшись в русле живописной манеры мастерской, основанной его отцом.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #14154743X // (нем.) — 2012—2016.

Библиография

  • Garrison E. B. A Berlinghieresque Fresco in S. Stefano of Bologna, «The Art Bulletin», XXVIII, 1946. — P. 211—232.
  • Angiola E. M. Nuovi documenti su Bonaventura e Marco di Berlinghiero, «Prospettiva», 21, 1980. — P. 21—34.
  • Concioni G., Ferri C., Ghilarducci G. Arte e Pittura nel Medioevo lucchese. — Lucca, 1994. — P. 258—260.
  • Caleca A. voce «Berlinghieri, Marco». //La Pittura in Italia. Il Duecento e il Trecento. — II. — Milano, 1986. — P. 558.
  • Boskovits M. The Origins of Florentine Painting, 1100—1270. — Firenze, 1993. — n. 146. — P. 73s. e n. 166. — P. 88s.
  • Benati D. La città sacra. Pittura murale e su tavola nel Duecento bolognese, in Duecento. Forme e colori del Medioevo a Bologna, catalogo della mostra (Bologna, 15 aprile-16 luglio 2000), a c. di M. Medica, Venezia, 2000, pp. 87-107, partic. — P. 90—92.
  • D´Amico R. scheda in Duecento. Forme e colori del Medioevo a Bologna, catalogo della mostra (Bologna, 15 aprile-16 luglio 2000), a c. di M. Medica. — Venezia, 2000. — P. 179—181.
Источник —

Same as Марко Берлингьери