Interested Article - Николо-Шартомский монастырь
- 2021-03-01
- 1
Нико́ло-Шарто́мский монасты́рь — мужской монастырь Шуйской епархии Русской православной церкви , расположенный на реке Молохте в селе Введеньё Шуйского района Ивановской области России .
Крупнейший монастырь епархии и области. Возвращён Церкви в 1990 году, одним из первых в СССР .
В XV - XVI веках являлся родовой усыпальницей князей Горбатые-Шуйские , где " из старины все их прародители " " легли у Николы Чюдотворца на Шархтме ".
История монастыря
Точная дата и обстоятельства основания монастыря не известны. Монахи считают, что монастырь возник не позднее XIV века . По преданию, некая благочестивая крестьянка обрела небольшую икону святителя Николая Чудотворца у реки Шахмы , которая тогда ещё называлась Шартомой, после чего недалеко от этого места была заложена обитель святителя Николая. По другой версии, монастырь был основан иноками , бежавшими из Суздаля после татаро-монгольского нашествия .
Первое документальное упоминание о монастыре находится в духовной грамоте 1425 года (или 1444 года ), подписанной архимандритом Шартомского монастыря Кононом, в которой удельная княгиня Мария (в монашестве Марина) передаёт во владение некоторые свои земли суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю . В грамоте княгиня отдаёт также некоторые из своих земель во владение Шартомскому монастырю . Подаренные земельные участки и наличие архимандрита указывает на то, что к тому времени монастырь уже приобрёл значительный вес в обществе. В 1506 году великий князь Василий III даровал монастырю несудимую грамоту , а в 1553 году царь Иван IV отдал монастырю во владения деревни из отчины князей Горбатых , что указывает на дальнейший рост значимости монастыря.
XVII век был менее благоприятным для монастыря. Во время Смуты обитель сильно пострадала от набегов польско-литовского иноземного войска. Из «допросных речах шуйского земского старосты Федора Иванова, соборного попа Парфёна Данилова, и всех шуйских посадских людей»:
Въ нынѣшнемъ 127 году, Польские и Литовские люди, Черкасы и съ Вязниковъ воры, и Казаки, въ вотчинѣ у Николы Чудотворца были, и войною по селамъ и по деревням стояли, и на монасырѣ, и монастырскую вотчину разорили; и въ церквѣ образы обдирали и сосуды церковные брали, и ризы, и шапку архимандричью, и всю службу взяли, и лошади монастырския побрали, и рогатую скотину большую и малую побили, и братью, и служки, и крестьянъ посѣкли; и села монастырские пожгли; и хлѣбъ стоячий и молоченой побрали; и всякомъ разорениемъ монастырь и монастырскую вотчину разорили; и слугъ и крестъянъ въ полонъ поимали. — То наши и рѣчи .
В 1624 году монастырь был вновь ограблен разбойниками, которые убили нескольких монахов и похитили казну .
В 1645 году, при архимандрите Иоасафе, монастырь, как сказано в одном старинном акте, «изволением Божиим, от молнии, до основания выгорел» . После этого пожара обитель стали возводить вновь, но на этот раз в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. Первым каменным строением монастыря стал Никольский собор .
Со временем монастырь потерял значение. Секуляризационная реформа 1764 года , нанёсшая удар по монастырям России, подорвала его материальное благосостояние. Были отобраны значительные монастырские владения, закрыты и обращены в приходские храмы и небольшие, подчинённые монастырю обители, среди которых были Шуйский Троицкий монастырь (сейчас городское кладбище), Козмодамианская пустынь во Владимирском уезде , Богоявленский мужской монастырь в Мстёрской слободе , Городищевская пустынь Суздальского уезда , Казанский монастырь в Кохме . Обитель превратилась в третьеклассный (самый низший класс) монастырь, со штатом в 12 монахов, управлявшийся уже не архимандритами, а игуменами.
До середины XIX века у монастырских стен ежегодно проходила Никольская ярмарка, привлекавшая купцов из окрестных регионов. В XVIII веке обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля , Ростова Великого , Кинешмы и Шуи.
В XIX веке, в связи с проведением железной дороги потеряли свое значение и ярмарки, что негативно отразилось на благосостоянии монастыря. В конце ХІХ века он даже не имел возможности поддерживать благолепие зданий и неоднократно вынужден был обращаться за помощью в Святейший синод и к православным жертвователям и благотворителям. В конце XIX века монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако, несмотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя — Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно беднела.
В середине 1920-х годов обитель была закрыта, кельи превращены в жилые помещения жителей села Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз «Шуйский») разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х годов.
Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря был поставлен под государственную охрану федерального (общероссийского) значения в 1960 году. Осенью 1990 года Николо-Шартомский монастырь был возвращён Русской православной церкви . К этому времени часть зданий уже превратилась в руины. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х годов, их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени — монастырская братия .
- Архимандриты
- Конон (после 1425, при великом князе Василии Васильевиче)
- Михаил (1458)
- Иоанникий (1463)
- Максим (1485)
- Константин (1506)
- Тимофей (бывший, упом. 1519)
- Тихон (1535—1538)
- Иона (1553)
- Геласий (1578)
- Тихон (1618)
- Феодосий (1623)
- Онисифор (1630 — 23 августа 1634)
- Варсонофий (16 сентября 1634 — 1635)
- Иоасаф (1639—1650)
- Макарий (1651 — июнь 1654)
- Павел (1658—1661)
- Иаков (упом. февраль 1663 — упом. 1664)
- Савватий (упом. 1666 — упом. 1668)
- Иона (упом. 1671 — упом. 1672)
- Нафанаил (1675—1676)
- Симеон (упом. 1678 — упом. 1680)
- Моисей (упом. 1683)
- Матфей (упом. 1683 — упом. 1686)
- Александр (1700—1710)
- Павел (1710—1712)
- Сильвестр (1713—1720)
- Нафанаил (1721—1734)
- Кирилл (1735 — 20 марта 1736)
- Лев (1736—1740)
- Макарий (1740—1746)
- Филарет (1748 — ?)
- Феодосий (1754—1756)
- Филарет (упом. 1757)
- Феофилакт (упом. 1759)
- Иоасаф (Шестаковский) (10 января 1761 — 1763)
- ? Димитрий и Кирилл (ректоры семинарии)
- Анания (1764—1767)
- Игумены
- Венедикт (1768—1770)
- Никодим (1770—1771), архим.
- Соломон (Доброгорский) (1771—1772)
- Арсений (Изографов) (1772—1774)
- Порфирий (упом. 1776—1779)
- Филарет (1779—1780)
- Иоасаф (1780 — 29 августа 1786 )
- Виктор (1786—1797)
- Гавриил (1797—1822)
- Филарет (упом. 1825)
- Макарий (упом. 1828)
- Назарий (упом. 1829)
- Аарон (1830 — ?)
- Иларион (упом. 1844)
- Алексий (упом. 1845)
- Гедеон (упом. 1853 — упом. 1856)
- Иларион (упом. 1857—1867)
- Петр (упом. 1869)
- …
- Наместники при архимандритстве Иваново-Вознесенских архиереев (1990 — 4 октября 2012)
- Никон (Фомин) (1 февраля 1991 — 4 октября 2012)
- Наместники при архимандритстве Шуйских архиереев (с 4 октября 2012)
- (с октября 2012 — н.в.) .
Современность
По числу насельников (более 100 человек) это один из крупнейших мужских монастырей России. Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, осуществляет и духовно-просветительскую деятельность. Ежедневно совершается богослужение по монастырскому чину. В 2012 году в обители обосновалось епархиальное управление новоучреждённой Шуйской епархии .
Несколько храмов в городах Иваново , Шуе, Юрьевце и посёлке Палех являются подворьями Николо-Шартомского монастыря. В Иванове создан детский приют для мальчиков . На подворьях ведётся духовно-просветительская работа, внебогослужебные беседы.
Часовня на берегу реки
На историческом месте близ деревни Фёдосово на берегу Шартомы (Шахмы), которое издревле почиталось в народе, в XIX веке стояла небольшая каменная часовня, и бил целебный источник, и каждый год на праздник перенесения мощей святителя Николая в Бари монастырская братия вместе с местными жителями читала у часовни акафист святителю Николаю. В советское время память об этом святом месте почти исчезла, часовня была разрушена.
В праздник рождества святителя Николая 11 августа 2011 года наместник монастыря архимандрит Никон благословил провести крестный ход из села Введеньё к этому месту. Старинная традиция малого крестного хода была возобновлена. Ныне крестный ход на Шартому совершается в первое воскресенье после 11 августа. На берегу реки был установлен небольшой крест. В 2014 году был найден фундамент разрушенной часовни, и рядом с ним была установлена деревянная крест-часовня с памятной надписью о чудесном явлении на этом месте иконы святителя Николая Чудотворца .
Сооружения
- Никольский собор (1650-е годы)
- Церковь Казанской иконы Божией Матери (1678)
- Надвратная Спасо-Преображенская церковь (1783—1813)
- братские кельи и ограда с башнями (середина XIX века)
- пятиярусная колокольня (XVII—XIX века)
Никольский собор
Ансамбль Шартомского монастыря сформировался в целом во второй половине XVII — первой половине XIX века. Никольский собор является самым древним строением монастыря и центром его архитектурного ансамбля.
В челобитной Алексею Михайловичу архимандрит Иоасаф рассказывает, как монастырский мирской староста, который собирал деньги у народа на нужды монастыря, после пожара 1649 года был убит и ограблен «Иваном Ахметевым» . Эта челобитная свидетельствует, что средства на монастырские постройки в середине XVII века были в основном собраны с крестьян монастырских вотчин . Царь оставил прошение без ответа, и средства были вновь собраны с крестьян, так как уже в 1651 году новый каменный собор был освящён по благословению архиепископа Суздальского и Тарусского Серапиона . Нельзя с уверенностью говорить, что в названном году было завершено строительство собора, так как данная дата взята с водружального креста, который мог быть освящён ранее или во время воздвижения самого храма. Поэтому, несмотря на принятую дату основания — 1651 год, возможно, монастырь был достроен только ко второй половине 1650-х годов .
Никольский собор разделил судьбу Шартомского монастыря: упадок конца XVIII века, когда монастырь потерял все свои владения, расцвет второй половины XIX века и разруху XX столетия.
Примечания
- от 5 января 2018 на Wayback Machine Интернет-портал по истории и генеалогии.
- Николо-Шартомский монастырь : буклет. — Иваново: Евроальянс, 2011. — 47 с.
- ↑ Никольский собор. Николо-Шартомский монастырь (Ивановская обл.) // Православные храмы. Путешествие по святым местам. — № 74. — 2014.
- Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. — М.: Б. и., 1851. — С. 191.
- Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. — М.: Б. и., 1851. — С. 192—193.
- ↑ Борисов В. Описание города Шуи и его окрестностей, с приложением старинных актов. — М.: Б. и., 1851. — С. 193.
- В синодике святителя Митрофана Воронежского значится период с 1675 по 1679 год. См.: Поликарпов Н. И. Синодик святителя Митрофана Воронежского // Воронежская старина. — 1903. — Вып. 3. — С. 142.
- Убит.
- от 20 июля 2013 на Wayback Machine Журнал № 92. Патриархия.Ru
- Ивановская область. По «Золотому кольцу России». — Иваново: Издат. дом «Референт», 2007.
- . Шуйская епархия (11 августа 2016). Дата обращения: 10 апреля 2019. 10 апреля 2019 года.
Литература
- Николо-Шартомский монастырь. — Иваново: Евроальянс, 2011. — 47 с.
- Бутрин Е. С. Вотчины Николо-Шартомского монастыря в XV—XVII вв // Костромской край и сопредельные территории в древности, Средневековье и в Новое время : Научные труды участников межрегиональной научной конференции, к 110-летию со дня рождения П. Н. Третьякова, Кострома, 4 декабря 2019 года. — Кострома: Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», 2019. — С. 102—110.
- , иером. Значение князей Горбатых-Шуйских в формировании вотчинного хозяйства Николо-Шартомского монастыря // Суздальский сборник за 2022 год : Сборник научных статей Всероссийских научно-краеведческих чтений. Всероссийская научно-краеведческая конференция, Суздаль, 21 октября 2022 года. — Владимир: ООО «Транзит-ИКС», 2022. — С. 57-65.
- Бутрин Е. С. // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. — 2022. — Вып. 3 (19) . — С. 61—76 .
- 2021-03-01
- 1