Ришельё, Арман Жан дю Плесси
- 1 year ago
- 0
- 0
Арман Сеген (полное имя — Арман Феликс Абель Сеген ; фр. Armand Félix Abel Seguin ; 15 апреля 1869, Париж — 30 декабря 1903, Шатонёф-дю-Фау , Бретань , Франция ) — французский художник.
Выходец из буржуазной семьи. Родители — Арман Феликс Абель Сеген (1799—1873) и его жена, Шарлотта Элмор. Дед — Арман Жан Франсуа Сеген (1767—1835), ученик и сотрудник великого химика Антуана Лавуазье , разбогател благодаря изобретению химического процесса, ускорявшего дубление кож, необходимых для французской революционной армии. В эпоху Наполеона дед Сегена стал богатейшим промышленником, но разорился из-за приобретения в собственность роскошных замков, особняков, организации приёмов и других непомерных трат. Завод, основанный Сегеном для выделки кожи, на острове посреди Сены недалеко от Парижа, которому промышленник , много позже был перестроен в головной автомобильный завод « Renault » (снесён в 2004—2005 годах в рамках программы реновации парижских пригородов).
Хотя дед Сегена успешно промотал большую часть своего состояния, нельзя сказать, чтобы его потомкам не осталось совсем ничего. Семья, в которой появился на свет художник, была вполне буржуазной. Когда в юноше был замечен интерес к искусству, он поступил в парижскую академию Жюлиана . В 1893 году Сеген впервые принял участие в выставке Салона Независимых , оппозиционного официальному Парижскому Салону . Испытав влияние импрессионизма , Сеген присоединился к группе художников, позднее названной искусствоведами школа Понт-Авена , важнейшим представителем которой был Поль Гоген . Позднее Сеген внёс свою лепту в основание художественного кружка, члены которого позиционировали себя в качестве последователей Гогена — так называемой группы Наби .
В 1880-х годах Сеген жил в Париже и работал в студии на улице Лепик , которая за несколько лет до этого принадлежала Винсенту Ван Гогу . В 1890-х годах он регулярно проживал в Понт-Авене , во французской Бретани , на атлантическом побережье. Сеген считался современниками мастером офорта и акватинты , причём предполагается, что именно он обучил своего приятеля Гогена этим двум техникам . На манеру Сегена, как и в случае с рядом других его современников, оказала влияние традиционная японская гравюра . Столкнувшись с недостатком средств, Сеген занимался гравированием и созданием иллюстраций к произведениям Байрона , Бодлера и Бертрана . Однако главной его страстью являлась живопись. Когда современники говорили о нём в первую очередь как об иллюстраторе, рисовальщике или гравёре, Сеген тяжело это переживал, и был, в сущности, прав, так как его живописные произведения отличала немалая самобытность.
Армана Сегена принято считать «летописцем школы Понт-Авена». В 1903 году он написал три большие статьи о составе и целях этой группы. Однако из-за отсутствия издателя художник не смог опубликовать их полностью. Часть рукописи издана не была и в дальнейшем исчезла. Тем не менее опубликованный фрагмент остается редким и достоверным свидетельством «из первых рук» о художниках этой школы.
Тяжело болея туберкулёзом, Сеген невероятно переживал, осознавая, что не успеет осуществить всё задуманное. «Каждый день, каждую ночь мне снятся холсты, которые я не смогу исполнить», — писал художник.
Между 1900 и 1902 годом художник переехал в Шатолен , где работал над книжными иллюстрациями по заказу арт-дилера и коллекционера Амбруаза Воллара . В 1903 году тяжело больной художник скончался в городке Шатонёф-дю-Фау на руках у своего единомышленника и друга Поля Серюзье . Сегену было 34 года.
Спустя более ста лет творчество Сегена продолжает вызывать устойчивый интерес любителей искусства. Ему посвящаются биографические статьи, в том числе и на русском языке . Картины художника экспонируются в разных странах мира. Так, в 2018 году картина Сегена «Тихая заводь» была показана на выставке в Екатеринбурге , что привлекло внимание искусствоведов .