Interested Article - Ларжильер, Никола де
- 2020-12-14
- 1
Никола́ де Ларжилье́р , Николя́ де Ларжилье́р ( фр. Nicolas de Largillière ; 10 октября 1656 , Париж — 20 марта 1746 , там же) — французский живописец , один из наиболее значимых портретистов рубежа XVII–XVIII веков.
Биография
Отец Николя де Ларжильера, торговец, взял трёхлетнего сына в Антверпен ; позднее Николя около двух лет прожил в Лондоне . Отец желал, чтобы мальчик пошёл по торговой части, но тот проявил склонность к рисованию и по возвращении в Антверпен с 1668 года начал учёбу в мастерской . В 1672 году принят в антверпенскую гильдию Святого Луки . В восемнадцатилетнем возрасте вновь отправился в Англию , свёл знакомство с Питером Лели , под руководством которого в 1675—1679 годах производил (вместе с Антонио Веррио ) реставрацию картин в Виндзорском замке и создавал собственные произведения исторического содержания, а также писал натюрморты и портреты ; испытал влияние Рубенса и ван Дейка .
Мастерство живописца привлекло внимания Карла II , который хотел оставить его у себя на службе; но раскрытие в 1683 году поставило под угрозу безопасность его как католика, и Ларжильер вынужден был покинуть страну. С 1682 года Ларжильер работал в Париже , где посвятил себя в первую очередь портретной живописи. В Париже его высоко оценивали Лебрён и Адам ван дер Мейлен . Блестящее владение цветом и живость мазка привлекали в его студию многих тогдашних знаменитостей: актрис, общественных деятелей, известных проповедников. Среди самых известных моделей живописца были Пьер Даниэль Юэ , , кардинал , семейство Дюкло и президент Ламбер с семьёй.
Яков II , воцарившийся в Англии в 1685 году, вызвал художника к себе и предложил пост хранителя королевских коллекций, но художник предложения не принял, всё ещё находясь под впечатлением событий двухлетней давности. За время пребывания в Лондоне он написал портрет Карла II и начал портрет королевы.
Вернувшись в начале 1686 года в Париж, стал почётным членом Французской академии . В качестве вступительного произведения он представил портрет Лебрёна — одну из вершин своего творчества. Портретируемый представлен за работой, в окружении классических бюстов и статуэток.
В 1690 году Ларжильер внесён в списки членов Академии как исторический живописец. Высшим достижением его в этой области являются многофигурные композиции, созданные для парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон в 1694 году. Ещё одно историко-библейское полотно, появившееся позже, в 1720 году («Въезд Христа в Иерусалим »), свидетельствует, помимо всего прочего, о незаурядном даровании пейзажиста . В портретных произведениях Ларжильера, как и у других его коллег того времени, пейзаж также играл важную роль и использовался как задний план для фигур. Пейзажные фоны и переливчатый пастельный колорит у Ларжильера предвосхищают искусство рококо .
Портреты — лучшая часть наследия художника. В них он с течением времени добивался всё большей свободы и естественности в живописи, в изображении поз, нарядов. От в искусстве Ларжильера присутствуют такие черты, как тёплые тона, широкие густые мазки, волнистые линии, придающие картинам динамизм. Одним из самых реалистичных полотен художника и одним из шедевров французской портретной живописи является «Мужчина в лиловом одеянии» (1700). Стилистически эта работа близка появившемуся через два года портрету скульптора . Некоторые черты техники масляной живописи роднят эти произведения с творчеством Веласкеса .
Три разных жанра, в которых преуспел художник, воплотились в 1710 году в картине « Людовик XIV с семьёй», персонажами которой стали сам Людовик, воспитательница его правнука и заказчица картины, герцогиня Вантадур , её воспитанник, малолетний герцог Бретонский (умерший три года спустя), сын короля, дофин Людовик и, наконец, старший сын этого последнего, герцог Бургундский . Помимо основного, портретного жанра произведения, на полотне позади принца присутствует пейзаж, а рядом с гувернанткой — натюрморт. Годом позже создан автопортрет мастера — единственный, где он изображает себя на открытом воздухе, в обществе жены и дочери, а не за работой у мольберта в полумраке студии, как в других случаях (в том числе в последнем, созданном в 1725 году автопортрете; в нём противопоставление света и темноты напоминает о караваджевском « кьяроскуро »).
В 1714 году появилась одна из самых необычных работ художника — «Этюд различных типов кистей рук», из которого видно, насколько широко автор владел приёмами живописи маслом: густыми слоями он пишет сами руки, тонкими изображает ткань (Ларжильер славился мастерством в передаче текстуры).
1718 год — год создания знаменитого портрета Вольтера .
Ближе к концу жизни Ларжильер всё больше пишет мужские портреты лиц, принадлежащих к парижской буржуазии, чьи имена, как правило, не установлены (в этой сфере его основным соперником был Иасент Риго , который, однако, предпочитал писать аристократов). Интимные портреты кисти Ларжильера отмечены тонкостью индивидуальных характеристик. Он вообще предпочитал частные заказы официальным: это было связано с меньшей ответственностью и более быстрой оплатой. Художник также создавал групповые портреты, призванные увековечить какое-либо торжественное событие («Заседание парижской ратуши в 1687», эскиз к утраченной картине). Успех сопутствовал и карьерному росту. В 1722 году художник стал директором, а в 1743 году, за три года до смерти, — канцлером Академии. После смерти Ларжильера стали известны широкой публике некоторые его пейзажи и натюрморты; лучшая из этих работ — «Лесной пейзаж».
Ученики
Самым выдающимся учеником мастера был Жан Батист Удри . Другие ученики — французский портретист Жак-Франсуа Дельен , венгерский художник Адам Маниок и шведский живописец Густаф Лундберг .
Примечания
- , с. 351; , с. 160; , с. 718; , с. 221–228 и др..
- , с. 479.
См. также
Литература
- Очерки жизни и творчества. Каталог творчества. Каталоги выставок
- Pascal G. : [ фр. ] / par Georges Pascal,…. — Paris : Les Beaux-Arts, Édition d’études et de documents, 1928. — 156 p. : ill. en noir et blanc. — (L'art français : collection / dirigée par Georges Wildenstein). — Указ. в: , p. 214, no. 6461. — OCLC .
- Rosenfeld M. N. : [ англ. ] : September 19 to November 15, 1981, the Montreal Museum of Fine Arts / Myra Nan Rosenfeld ; foreword by Pierre Rosenberg ; with contributions by Inna S. Nemilova, Hal N. Opperman, and Antoine Schnapper. — Montréal, Québec : Montreal Museum of Fine Arts, 1982. — 418 p. : ill. (some col.). — Указ. в: , p. 214, no. 6462. — ISBN 2-89192-005-8 . — . — OCLC .
- Saint Fare Garnot N., Brême D. : [ фр. ] : exposition, du 14 octobre 2003 au 30 janvier 2004 / Musée Jacquemart-André, Institut de France; notices par Nicolas Saint Fare Garnot et Dominique Brême. — Paris : Phileas Fogg : Culture espaces, 2003. — 191 p. : ill. — ISBN 2-914498-12-8 . — . — OCLC .
- Другие работы
- Бенуа А. Н. : в 4 т. / Александр Бенуа. — СПб. : ИД «Нева», 2004. — Т. 4. — 448 с. : ил. — ISBN 5-7654-1889-9 . — ISBN 5-7654-3988-8 (т. 4). — OCLC .
- Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века / Ю. К. Золотов. — М. : Искусство, 1968. — 275 с. : ил. — ( Из истории мирового искусства ). — OCLC .
- Словари и энциклопедии
- Власов В. Г. Ларжильер Николя де // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 479. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
- Золотова Н. Ю. Ларжильер, Никола де / Н. Золотова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. / автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). — М. : Белый город, 2006. — Т. II : К–О. — С. 160. — 415 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0920-5 . — ISBN 5-7793-0923-X (т. II).
- Кудрикова С. Ф. Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. — СПб. : Азбука-Классика, 2010. — С. 114, 146, 147, 148, 153, 189, 190, 221–228, 292, 476, 516, 519, 522, 529, 533, 550, 553. — 588, [2] с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-9985-0610-9 .
- // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 718. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
- Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVII. — С. 351.
- Dupuy J. / Jean Dupuy // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [ фр. ] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — . — P. 451–453. — 778 p. — ISBN 2-7000-0154-0 . — OCLC .
- Kellner O. Largillière (Largillierre), Nicolas de / O. K. // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker : [ нем. ] : unter Mitwirkung von etwa 400 Fachgelehrten bearbeitet und redigiert von H. Vollmer, B. C. Kreplin, J. Müller, L. Scheewe, H. Wollf, O. Kellner : in 37 Bd. / herausgegeben von Hans Vollmer. — Leipzig : E. A. Seemann, 1928. — Bd. 22 : Krügner — Leitch. — S. 382–384. — 600 S. — OCLC .
- Opperman H. N. / H. N. Opperman // : [ англ. ] : in 34 vol. . — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 787–790. — XIII, 910 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — . — OCLC .
- Справочные указатели
- Freitag W. M. : A Basic Bibliography of Monographs on Artists / Wolfgang M. Freitag, ed.. — 2nd ed. — New York, London : Garland Publishing, 1997. — P. . — XXVI, 542 p. — (Garland Reference Library of the Humanities ; vol. 1264). — Nos. 6461, 6462. — ISBN 0-8240-3326-4 . — . — OCLC .
Ссылки
- в Web Gallery of Art (англ.)
- .
- 2020-12-14
- 1