Выстрел в тумане
- 1 year ago
- 0
- 0
«Берег в тумане» ( англ. Out of the Fog ) — фильм нуар режиссёра Анатоля Литвака , который вышел на экраны в 1941 году .
В основу фильма положена пьеса Ирвина Шоу «Добрые люди» ( англ. Gentle People ), которая шла на Бродвее в 1939 году. Действие фильма происходит в районе пирса в нью-йоркском Бруклине . Двое маленьких людей, Джона Гудвин ( Томас Митчелл ) и Олаф Джонсон ( Джон Куолен ), находят отдушину в жизни в рыбалке. Они рыбачат на своей маленькой лодке по нескольку раз в неделю, мечтая купить лодку побольше, на которой можно выйти в Гольфстрим , где ловить по-настоящему крупную рыбу. Однажды мелкий рэкетир Гарольд Гофф ( Джон Гарфилд ), обкладывает их лодку данью, одновременно начиная ухаживать за дочерью Джоны по имени Стелла ( Айда Лупино ). Джона пытается избавить себя и дочь от рэкетира, однако это приводит только к тому, что он отдаёт бандиту все свои сбережения и лишается возможности обратиться в суд. Тогда Джона уговаривает Олафа убить Гоффа. На их счастье, во время покушения Гофф сам падает за борт их лодки и тонет, выронив перед этим в лодку свой бумажник.
Большинство критиков выразило сожаление, что фильм в угоду цензуре отошёл от содержания пьесы, которое было более острым и мрачным. Тем не менее, современные критики высоко оценили фильм, который стал одной из первых картин в жанре нуар, отметив качественную режиссуру, великолепную операторскую работу и сильную игру исполнителей главных ролей.
В Бруклине , недалеко от Шипсхед-Бея проживают два старых приятеля — Джона Гудвин ( Томас Митчелл ) и Олаф Джонсон ( Джон Куолен ). Немолодой Джона женат на угрюмой, необщительной женщине, у него есть 21-летняя дочь, красавица Стелла ( Айда Лупино ), которая работает оператором на телефонной станции. Олаф работает в соседнем доме поваром в мелкой забегаловке. Несмотря на робкий характер и непривлекательную внешность он подвергается сексуальным нападкам со стороны крикливой, авторитарной хозяйки заведения ( ). Единственной отдушиной в жизни для Джоны и Олафа является рыбалка, на которую они отправляются на своей маленькой лодке по вечерам четыре раза в неделю. Джона и Олаф мечтают купить большую лодку, на которой они могли бы выходить в Гольфстрим и ловить там крупную рыбу, что позволило бы им бросить свою работу и полностью посвятить себя рыбалке. Джона очень любит дочь Стеллу, и она отвечает отцу взаимностью. Стелла помолвлена с Джорджем Уоткинсом ( Эдди Альберт ), который работает торговцем на пирсе. Джордж — добрый, порядочный парень и любит Стеллу, однако её не устраивает та обыденная семейная жизнь, которую предлагает ей Джордж. Стелла мечтает вырваться из скуки и однообразия, которые окружают её.
Однажды в квартале появляется мелкий рэкетир Гарольд Гофф ( Джон Гарфилд ), который под видом охраны собирает дань с владельцев мелких лодок в порту. Выйдя на Джону и Олафа, он принуждает их платить ему по пять долларов в неделю за «охрану» своей лодки. Для легализации своих поборов Гофф заставляет Джону и Олафа подписать договор, согласно которому они взяли у него заём на тысячу долларов, который возвращают мелкими долями. Вскоре Гофф проявляет интерес к привлекательной Стелле. Не обращая внимание на попытки Джорджа противостоять ему, Гофф начинает дарить ей ценные подарки и приглашать в дорогие клубы, о чём так мечтает Стелла. Стелла вскоре узнаёт, что Гофф занимается рэкетом простых людей, в том числе и её отца, однако всё равно продолжает встречаться с ним. Джона замечает, что Стелла явно увлечена бандитом. Понимая, что из этих отношений не выйдет ничего хорошего, он решает разорвать их связь. У него есть 190 долларов, которые они вместе с Олафом накопили на покупку новой лодки. Джона решает использовать эти деньги, чтобы отправить Стеллу в трёхнедельный круиз на Кубу , о чём она так мечтала. Когда Гофф узнаёт от Стеллы о предложении Джоны и о деньгах, он заявляет, что сам оплатит их совместную поездку на Кубу. После этого Гофф направляется к Джоне, силой отбирая у него 190 долларов. Разъярённый Джона зовёт на помощь участкового полицейского, который доставляет Гоффа, которого давно мечтал засадить, а также Джону и Олафа в суд. Во время слушаний дела Гофф достаёт договор о займе, который подписали Джона и Олаф, после чего судья тут же закрывает дело и отпускает всех, предупреждая рыбаков, чтобы они в дальнейшем воздержались от необоснованных обвинений, иначе их самих привлекут к суду.
Понимая, что законным путём с Гоффом не справиться, доведённый до отчаяния Джона предлагает Олафу убить Гоффа. В соответствии с заранее разработанным планом они заманивают Гоффа на свою лодку и выходят в море. Там у лодки якобы глохнет мотор, и Джона просит Гоффа помочь ему. Когда Гофф поворачивается к Олафу спиной, тот в соответствии с планом должен ударить бандита трубой по голове, чтобы тот потерял сознание, После чего Гоффа, который не умеет плавать, Джона и Олаф собирались выбросить за борт. Однако у Олафа не хватило духу ударить Олафа, и он стал медлить, в результате чего Гофф повернулся в его сторону и всё понял. Он полез за пистолетом в карман пальто, однако в этот момент лодка начала раскачиваться, и Гофф упал за борт. Увидев, как бандит пошёл ко дну, Джона и Олаф возвращаются на пирс. Некоторое время спустя на дне лодки Олаф находит бумажник Гоффа, в котором лежат как их 190 долларов, так и ещё немалая сумма. К этому моменту полиция уже обнаружила и извлекла из воды труп Гоффа, при котором однако не было бумажника. Как выясняется, Гоффа разыскивала полиция пяти штатов. Предположив, что Гоффа ограбили на пирсе, а затем вывезли в море и утопили, полиция обыскивает Джону и Олафа, однако ничего не находит. После отъезда полицейских Джона вытягивает из воды бумажник, который успел обвязать верёвкой и спрятать под мостками. Местный участковый, который сочувствует рыбакам и ненавидел Гоффа, видит их в этот момент, однако делает вид, что ничего не заметил и уходит. Стелла понимает, как она была не права, увлекшись Гоффом, и возвращается к Джорджу. Джона говорит, что они смогут позволить себе купить большую лодку, на которой вместе со Стеллой отправятся рыбачить в Гольфстрим.
Режиссёр фильма Анатоль Литвак родился в 1902 году в Киеве , Российская империя , в еврейской семье . В 1925 году, уже будучи кинорежиссёром Литвак перебрался из СССР на немецкую киностудию UFA , а после прихода Гитлера к власти — переехал во Францию, где, в частности, поставил историческую мелодраму « Майерлинг » (1936). В 1937 году Литвак уехал в Голливуд, где вплоть до 1941 года проработал контрактным режиссёром на студии Warner Bros. За этот период Литвак поставил десять фильмов, среди которых « Товарищ » (1937), « Удивительный доктор Клиттерхаус » (1938), « » (1938), « Всё это и небо в придачу » (1940), « » (1940) и « Блюз ночью » (1941). Позднее Литвак дважды завоевал номинации на « Оскар » как режиссёр фильмов « Змеиная яма » (1948) и « » (1951). К другим наиболее значимым фильмам режиссёра относятся « Извините, ошиблись номером » (1948), « Анастасия » (1956) и « Ночь генералов » .
До этой картины свои самые заметные роли Джон Гарфилд сыграл в фильмах « » (1938, эта картина принесла ему номинацию на «Оскар»), « Они сделали меня преступником » (1939), « Пыль будет моей судьбой » (1939) и « » (1940, его поставил Анатоль Литвак). Как пишет историк кино Стефани Темз, «в дальнейшем Гарфилд оставил заметный след в жанре нуара, сыграв главные роли в таких фильмах, как „ Почтальон всегда звонит дважды “ (1946), „ Тело и душа “ (1947, его вторая номинация на „Оскар“), „ Сила зла “ (1948), „ Переломный момент “ (1950) и „ Он бежал всю дорогу “ (1951) .
Айда Лупино родилась в 1918 году в Лондоне в потомственной актёрской семье. В 1934 году она переехала в Голливуд, где вплоть до 1942 года сыграла, в частности, в таких фильмах, как „ “ (1935), „ Приключения Шерлока Холмса “ (1939), „ Они ехали ночью “ (1940), „ Высокая Сьерра “ (1941), „ Морской волк “ (1941, где её партнёром был Гарфилд)» и « Дамы в уединении » (1941). Позднее среди прочих картин она сыграла в фильмах нуар « Придорожное заведение » (1948), « Женщина в бегах » (1950), « На опасной земле » (1951) и « Пока город спит » (1956). Начиная с 1949 года, Лупино выступала также как режиссёр, поставив, в частности, фильмы « Оскорбление » (1950), « Двоеженец » (1953) и « Автостопщик » (1953) .
Томас Митчелл был номинирован на «Оскар» за роли второго плана в фильме « Ураган » (1937) и завоевал «Оскар» за роль второго плана в фильме « Дилижанс » (1939), Среди других наиболее значимых картин с его участием — « Уступи место завтрашнему дню » (1937), « Унесенные ветром » (1939), « Горбун из Нотр-Дама » (1939), « Эта замечательная жизнь » (1946) и « Ровно в полдень »(1952) .
Рабочими названиями фильма были «Добрые люди» ( англ. Gentle People ) и «Опасная гавань» ( англ. Danger Harbor ) .
В основу фильма положена пьеса Ирвина Шоу «Добрые люди», которая с успехом шла на Бродвее с января по май 1939 года, выдержав 141 представление . Как написал кинокритик « Нью-Йорк Таймс » Босли Краузер , «когда пьеса Ирвина Шоу три сезона назад шла на Бродвее, некоторые критики считали, что из неё получится бы хороший фильм — вероятно, потому что в ней есть ясный драматический сюжет, и она написана в нескольких сценах» .
Прежде чем студия Warner Bros. купила права на эту пьесу Шоу, к её экранизации проявляли интерес также студии Columbia Pictures и Paramount Pictures .
В ответ на заявку главы студии Columbia Pictures Гарри Кона в Администрацию производственного кодекса по поводу создания по пьесе фильма, 12 января 1939 глава Администрации Джозеф И. Брин прислал ему ответ, в котором возражал против: «1. Симпатий по отношению к убийцам. 2. Того, что убийцы остались ненаказанными. 3. Того, что суды высмеиваются. 4. Подробного обсуждения возможных аморальных отношений Стеллы и Гоффа. 5. Того, что Джона явно показан как еврей. 6. Жестокости. 7. Левого политического отношения к капитализму» .
Первоначально на роль Стеллы планировалась Энн Шеридан , а на роль Гарольда Гоффа рассматривался Луис Хейуорд . В случае отказа Хейуорда следующим кандидатом был Хамфри Богарт . По информации современных историков кино, Хамфри Богарт уговаривал Warner Bros. дать ему главную роль «очаровательного, но безжалостного рэкетира Гарольда Гоффа» в этом фильме. Но студия решила, что Гарфилд обеспечит лучшие кассовые сборы, и дала роль ему .
По информации Американского института киноискусства , Айда Лупино отказалась играть в этом фильме с Богартом после его якобы плохого обращения с ней на съёмках фильма « Высокая Сьерра » (1941) .
Фильм находился в производстве с 14 февраля до середины апреля 1941 года и вышел на экраны 14 июня 1941 года .
Как написал Хэл Эриксон, при работе над фильмом пьеса Ирвина Шоу «Добрые люди» была переделана сценаристами, чтобы успокоить голливудских цензоров. По словам Эриксона, «пьеса Шоу была символическим призывом к созданию объединенного фронта против европейского фашизма , предполагая, что единственный способ уничтожить таких авторитарных бандитов, как Гофф, — это заставить хороших людей забыть нормы христианского смирения, такие как „подставь другую щёку“ и „возлюби своего ближнего“» . Пьеса Шоу заканчивалась тем, что Джона и Олаф, доведённые до крайности, когда Гофф соблазняет Стеллу, а затем требует все их деньги, готовят убийство злодея, и им удаётся совершить его, оставшись ненаказанными. По словам современных критиков, Администрация Производственного кодекса никогда бы не дала согласие на показ ненаказанного убийства вне зависимости от его обоснования, и потому в сценарии Гофф погибает в результате несчастного случая . По мнению Эриксона, «это однако не устраняет моральной вины, от которой страдают два пожилых заговорщика, поэтому сценарий делает несколько головокружительных поворотов, прежде чем прийти к счастливому концу, который удовлетворил цензуру» .
Как написал современный историк кино Микеланджело Капуа, после выхода фильм критиковали за изменения, которые были внесены в сюжет по сравнению с пьесой. Картина не вызвала той оживлённой реакции, на которую рассчитывала студия, а кассовые сборы оказались разочаровывающими . Так, кинокритик « Нью-Йорк Таймс » Босли Краузер после выхода фильма дал ему невысокую оценку, назвав «тяжёлым и унылым рассказом о главным образом надуманных несчастьях, который пронизан умеренным саспенсом и отмечен отдельными моментами юмора». По мнению критика, «он даже близко не подходит к тому, чтобы быть действительно хорошим фильмом, и, если хотите знать правду, он буквально так же старомоден, как грех». Как далее отмечает критик, «в принципе, в нем есть идея — дилемма простых маленьких людей, которые являются жертвами гангстеров и не защищены законом. Но эта тяжёлая ситуация выражена так расплывчато, что история больше похожа на чисто бытовые трудности, в которых бедный отец пытается спасти свою дочь от романтических поползновений мелкого мошенника, который сделал отца своей жертвой». Как отмечает Краузер, « Warners ведёт повествование в своём знакомом крутом стиле, где есть зловещие моменты, особенно когда Джон Гарфилд показывает себя в роли гангстера». Обращает на себя внимание также то, «что большая часть картины сделана в полутьме и тумане» .
Современный кинокритик Крейг Батлер полагает, что «у фильма есть всё, что требуется для великолепного нуарового триллера 1940-х годов, кроме первоклассного сценария». Пьеса Ирвина Шоу , которая служит его основой, «слишком символична и дидактична, и, несмотря на усилия все занятых сторон раскрыть её, она всё равно кажется слишком театральной и искусственной». По мнению критика, «ещё хуже то, что цензоры запретили сохранить неоднозначный финал пьесы, в котором двое хороших людей преднамеренно убивают злую силу, которая начинает подавлять их жизни и жизни людей вокруг них». Однако, как далее замечает Батлер, «несмотря на эти недостатки, фильм оказывается довольно хорошей и часто захватывающей мелодрамой благодаря плотной и умелой режиссуре Анатоля Литвака и актёрскому составу, о котором можно только мечтать. Если даже сценарий фильма не позволяет подняться ему до статуса классики, всё равно его сильные стороны обеспечивают значительное наслаждение» .
Как написал Хэл Эриксон, «это фильм нуар, который вышел ещё до того, как сам этот термин был изобретён» . По мнению Стефани Темз, «в 1941 году Голливуд не был вполне готов к такой истории, как в этом фильме. Эта мрачная драма на самом деле близка фильму нуар, и она опередила своё время». Этот фильм, как и « Мальтийский сокол » (1941), выпущенный в том же году, «задали тональность более мрачным и суровым нуарам», таким как « Двойная страховка » (1944) и « Почтальон всегда звонит дважды » (1946) . Спенсер Селби назвал картину «необычным психологическим фильмом от Warners , который стал первым нуаром Гарфилда» .
Краузер обратил внимание на актёрскую игру в фильме, в частности, на Гарфилда в роли «изящного и порочного персонажа», который очень «убедителен как мелкий рэкетир». Лупино , по мнению критика, «в качестве несчастной девушки играет слишком жёстко и сурово». Томас Митчелл играет её отца «с поникшей сентиментальностью, а Джон Куолен робок и труслив в роли его подручного, каким может быть только Куолен» .
По мнению Батлера, «в роли подавляющего всех бандита Джон Гарфилд невероятно силен, полностью предан своей роли и никогда не поддается искушению смягчить свой характер, чтобы избежать отчуждения своих поклонников. Гарфилд страшен, зол и бесчеловечен — и в то же время опасно очарователен, давая зрителям почувствовать, почему Лупино может быть увлечена им». Критик считает, что «Лупино также довольно хороша, хотя и страдает от слабого сценария и психологического развития её образа. Лучше неё смотрятся Томас Митчелл и Джон Куолен, которым удаётся захватить контроль над фильмом у Гарфилда, а это очень непросто» .
Как отмечено в рецензии TV Guide , «редко когда красивый ведущий актёр создаёт настолько зловещий и совершенно отвратительный образ, как в этом фильме». Лупино также «прекрасно исполняет свою роль» девушки, которая «влюблена в бандита Гарфилда, хотя и знает, что он насквозь прогнил». Митчелл и Куолен «превосходны в ролях съёжившихся жертв рэкетира». Однако, как резюмирует рецензент TV Guide , «это полностью картина Гарфилда, одна из его любимых, которую, как он справедливо полагал, с непревзойденным мастерством направлял Литвак » .
По мнению историка кино Майкла Кини, «в этом раннем нуаре актёрская игра просто исключительная, при этом Гарфилд заслуживает наивысших похвал. Он великолепен в роли амбициозного нью-йоркского бандита, социопата без каких-либо положительных качеств, промышляющего небольшим рэкетом на пирсе Бруклина » .
Алан Кон написал, что Гарфилд в роли Гоффа «вскрывает порочность и фантазию капиталистического общества эпохи Депрессии , осуждая все фашистские силы, действующие в охваченном войной мире» .
Батлер отметил, что оператор картины Джеймс Вонг Хоу «снял фильм красиво, с атмосферными чёрными и серыми тонами, что значительно усиливает его воздействие» . Хэл Эриксон также написал, что «фильм атмосферно снят оператором», а обозреватель TV Guide подчеркнул, что «операторская работа Хоу передаёт мрачное и глубокое настроение этой истории» .