Interested Article - Боевой киносборник № 5

«Боево́й киносбо́рник № 5» («Побе́да за на́ми!») советский полнометражный фильм, пятый в серии из двенадцати боевых киносборников, вышедших в годы Великой Отечественной войны , единственный, полностью созданный на хроникально-документальном материале. Две его составляющие объединены общей темой: противовоздушная оборона Лондона и Москвы, последний — «Наша Москва» посвящён героическим защитникам столицы .

Выпущен Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР , вышел на экраны 2 октября 1941 года — в оборонительный период Битвы за Москву .

Лондон не сдастся!

Хронология

Лондон, Биг-Бен . Мирные сцены на улицах британской столицы. К вечеру в небо поднимаются аэростаты — предвестники скорой воздушной атаки. Метро развозит лондонцев по домам. Диктор озвучивает метафору : «Город погружается во тьму, он закрыл глаза своих окон и насторожил уши». Зенитчики у звукоуловителей на боевом дежурстве. Многолюдно и в подземном штабе противовоздушной обороны Лондона. Дежурные принимают сообщения с постов наблюдения. На столе перед ними на огромной карте отслеживается передвижение каждого вражеского самолёта. Тревога — несколько вражеских бомбардировщиков пробились в воздушное пространство Лондона. Для перехвата врага взлетают британские истребители. Мирное население спускается в укрытия. В поисках цели лучи прожекторов «вонзаются» в небо. Залпы зенитных орудий бьют по врагу, завязывается бой. В поражённых фугасными бомбами кварталах пожарные тушат огонь. Падает подбитая машина противника — тревоге отбой. С рассветом разбираются завалы, идут поиски обломков сбитых самолётов. В дикторском тексте то и дело проскальзывают нотки английского юмора. Трудящиеся спешат на работу, улицы вновь многолюдны, идёт торговля, в школах — уроки. Кипит жизнь в театре, в цехах и ангарах авиастроительного завода, в порту, у здания парламента .

Хронометраж — 14 минут.

Над фильмом работали

Наша Москва

Хронология

Москва, её широкие центральные улицы. Прохожие читают сводку « От Советского информбюро », расположенную на стене дома, рядом политические карикатуры. Витрины магазинов до самого верха закладываются мешками с песком. Рядом работает ресторан, за одним из столиков за чтением газеты Любовь Орлова . Трудятся женщины — идёт смена на ткацкой фабрике, у конвейера молокозавода.

На подмосковных полях замаскированные посты противовоздушной обороны, наблюдатели с биноклями вглядываются в облака. Военные лётчики дежурят возле самолётов и в кабинах истребителей, в любую минуту готовые подняться в воздух. Один из лётчиков — капитан Титенков , на тот момент сбивший 4 вражеских бомбардировщика.

На площадях Москвы готовые к бою зенитные орудия . В сумерках взмывают в небо аэростаты . Средствами связи передаётся сигнал об опасности — «Воздух». Рапорт о действия противнике в штабе Московского военного округа. Боевая тревога у зенитчиков и лётчиков-истребителей, проходит приказ поднять три группы самолётов. Истребители в ночном небе, на связи с ними военные диспетчера. Генерал Журавлёв отдаёт распоряжение Пронину объявить в Москве воздушную тревогу. Женщины с детьми устремляются в убежища и станции метро, мужчины напротив поднимаются на крыши зданий. Воздушный бой в ночном небе, который отслеживается в штабе авиации. Залпы зенитных орудий по самолётам противника. Москвичи борются с упавшими зажигательными бомбами — «зажигалками». Пожарные тушат огонь, отдаются распоряжения о ликвидации последствий.

Победа за нами!
Боевой киносборник № 5

Рабочая смена в цеху завода, у сталеплавильных печей. Детский сад на станции метро « Маяковская ». Женщины переговариваются в бомбоубежище. Фотография Виктора Талалихина и реконструкция его тарана в августовском ночном бою близ деревни Степыгино . Доклад помощника командующего Московского военного округа по противовоздушной обороне генерал-майора Громадина . Отбой воздушной тревоги. Возвращение с боевого задания группы истребителей, рапорт капитана Титенкова. Спит сбивший в ночном бою два вражеских самолёта старший лейтенант Кухаренко . Дымящиеся обломки немецких боевых машин. Мирные планы Москвы, новые стройки.

В эпилоге звучит песня « Священная война » А. В. Александрова .

Хронометраж — 38 минут.

Съёмочная группа

Операторы


История создания

Уже через месяц от начала Великой Отечественной войны Москве пришлось столкнутся с вражескими авианалётами . Задачу уничтожения Москвы и её населения должна была выполнить авиация. До первого октября гитлеровцы 36 раз пытались прорваться к Москве большими группами самолётов, чтобы сбросить на город свой смертоносный груз . В книге «Их оружие — кинокамера» А. Лебедев приводит одно из сообщений Совинформбюро : «…несколько эшелонов немецких самолётов пытались совершить налёт на Москву. В город прорвались одиночные самолёты, остальные, будучи рассеяны нашими ночными истребителями и огнём зенитной артиллерии, беспорядочно сбросили бомбы далеко на подступах к Москве» .

Фильм о защитниках создавался во время, когда власти ещё безудержно восхваляли военную мощь Красной армии , а общество принимало на веру лозунги о скором победоносном окончании войны. Экран был стопроцентно отдан пропаганде . Выпуск в прокат контролировался специальной комиссией военной цензуры и чиновниками Госкомитета по делам кинематографии , не допускавших поначалу горькой правды поражений . Из-за первоначальной растерянности и недостаточного опыта в отражении военных действий отечественными кинодокументалистами, в регулярно выходивший киножурнал « Новости дня » часто включались сюжеты английской хроники . Из неё же на « Мосфильме » Пера Аташева монтировала киноочерк «Лондон не сдастся!»

Упорные, жестокие бомбардировки врага нередко останавливали работу съёмочных групп. Нередко мосфильмовцы выходили на строительство оборонительных сооружений, и тогда нашим оружием становилась лопата.

Григорий Александров , из книги «Наша Любовь» 2012

Кинематографисты Центральной студии кинохроники продолжали работать в своём здании во 2-ом Брянском переулке . За всё время войны обороне Москвы посвятили несколько документальных фильмов, «Наша Москва» из них был первым полнометражным. Чтобы запечатлеть всю сложную систему защиты города во время воздуш­ных тревог, кинодокументалисты дежу­рили на аэродромах, на позициях зенитной артиллерии и прожекторных точках, в частях аэростатной защиты, на командных пунктах, на крышах домов .

Генерал-майор М. С. Громадин , кадр из фильма «Наша Москва»

Вставший на путь «организации материала» ещё в 1930-е годы , оставаясь верным себе, Михаил Слуцкий прибегал к приёмам игрового кино, монтировал с подлинные кадры «с натуры» с постановочными звуковыми и комбинированными съёмками.

Например, когда в штабе Московского военного округа рапортуют и отдают приказы или сцена разговора в бомбоубежище трёх женщин, похожая на отрепетированный спектакль с заученными жестами и словами, — «формально кинокамера действует в хроникальном режиме, но на деле ею руководит некий „третий глаз“ — украшающий, а иногда искажающий все оптические показания» .

Пятый киносборник стал последним из вышедших под общим названием «Победа за нами», начиная с шестого осталась только сквозная нумерация .

Исходники киносборника находятся на хранении в Госфильмофонде России и время от времени проходят его кинопоказы в « Иллюзионе » .

Награды

Критика

Александр Фёдоров находит в фильме ясный антинацистский посыл, выражающийся в том, что СССР не одинок в своей борьбе с Германией , он заостряет внимание на яркой фразе из дикторского текста: «Два величайших демократических государства мира встали на защиту человечества от кровавого фашизма — СССР и Великобритания!» , — фразе, невозможной до 22 июня 1941 года .
Вместе с тем, вопреки тяжелейшим реалиям войны на собственной территории, тысячам и тысячам убитых, раненных и попавших в плен советских граждан, захвату огромных территорий СССР, потери среди мирного населения в сборнике показаны весьма умеренно, а медиатексты комментариев текущих событий по мнению критика в подчёркнуто оптимистическом ключе .

Признавая лидирующую роль документальной кинохроники в воздействии на общество, Нея Зоркая считает первые выпуски «Боевых киносборников» прямолинейно простыми, плакатными, бравурными .

Комментарии

  1. По версии Марии Жуковой, кандидата исторических наук, название «Победа за нами» было исключено из титров последующих выпусков из-за драматического характера событий на фронте, порушивших иллюзию о скорой победе .

Примечания

  1. Лебедев А. А. // Искусство кино : журнал. — 1975. — Февраль ( № 2 ). — С. 71—89 . — ISSN . 11 августа 2021 года.
  2. , с. 258.
  3. / Составители: А. А. Лебедев, Д. Г. Рымарев. — М. : Искусство, 1984. — С. 203. — 278 с. 17 августа 2021 года.
  4. Лашков Алексей. . mil.ru . Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 19 августа 2021. 16 июня 2021 года.
  5. , с. 237—238.
  6. , с. 244.
  7. , с. 88.
  8. Бычков Ю. А. . — М. : Пробел-2000, 2012. — 254 с. — ISBN 978-5-98604-334-0 . 15 августа 2021 года.
  9. , с. 75—76.
  10. , с. 77.
  11. , с. 78.
  12. Жукова М. М. // ИАИ Российский государственный гуманитарный университет. — М. , 2020. 17 августа 2021 года.
  13. . illuzion-cinema.ru . Иллюзион. Дата обращения: 19 августа 2021. 17 августа 2021 года.
  14. . gosfilmofond-org.timepad.ru . Госфильмофонд / Кинотеатр «Иллюзион» / TimePad.ru (2021). Дата обращения: 19 августа 2021. 15 августа 2021 года.
  15. Сталинские премии. Две стороны одной медали // сборник документов и художественно-публицистических материалов / Сост.: В. Ф. Свиньин, К. А. Осеев. — Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2007. — С. 751. — 879 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-98502-050-2 .
  16. Майоров Николай. . cinemafirst.ru . Первые в кино (14 ноября 2016). Дата обращения: 19 августа 2021. 14 августа 2021 года.
  17. Фёдоров Александр. kinopressa.ru . КиноПресса (26 мая 2013). Дата обращения: 19 августа 2021.
  18. , с. 243.

Литература

  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.
  • Джулай Л. Н. Документальный иллюзион // Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества . — М. : Материк, 2001. — 242 с. — 200 экз. ISBN 5-85646-055-3 .
  • Зоркая Нея. . — М. : Белый город, 2014. — 511 с. — ISBN 978-5-7793-2429-8 .

Ссылки

  • . km.ru . Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения: 19 августа 2021.
  • . Полнометражный фильм, 1941 год . csdfmuseum.ru . Музей ЦСДФ. Дата обращения: 19 августа 2021.
  • Майоров Николай. . cinemafirst.ru . Первые в кино (28 октября 2020). Дата обращения: 19 августа 2021.
  • BIN Игорь. . rusactors.ru . Актёры советского и российского кино. Дата обращения: 19 августа 2021.
  • Берсуцкий Павел, Гурвич Семён. . amnesia.pavelbers.com . Amnesia / Лучшее из прошлого. Дата обращения: 19 августа 2021.
Источник —

Same as Боевой киносборник № 5