Капля (фильм, 1988)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Философский камень» ( «Чёрная стадия» ; фр. L'Œuvre au noir ) — кинофильм бельгийского режиссёра Андре Дельво , вышедший на экраны в 1988 году .
Последний полнометражный фильм Дельво, экранизация одноимённого романа Маргерит Юрсенар . Идея перенести на экран « Философский камень » появилась у Дельво в начале 1980-х, но для написания сценария понадобилось несколько лет, так как режиссёр не хотел приступать к съёмкам, не получив полного одобрения писательницы, с которой с января 1982 года по сентябрь 1987 года состоял в оживлённой переписке, консультируясь по различным деталям сюжета. С самой идеей экранизации Юрсенар согласилась «без колебаний, но не без тревоги», так как осталась недовольной предыдущей попыткой кинематографической адаптации одного из её произведений — « » Фолькера Шлёндорфа . Наконец, через шесть лет, 24 февраля 1987 полный вариант сценария был ей отправлен в Рабат , и Юрсенар телеграфировала: «Очень хорошо: моё полное согласие...» .
По замыслу Дельво, следовало снимать не костюмный исторический фильм в обычном смысле, но показать главного героя романа — Зенона — «как человека в настоящем, по отношению к которому История проявляется как процесс в настоящем, живой процесс» . Для экранизации он выбрал вторую и третью части романа («Оседлая жизнь» и «Тюрьма») — жизнь Зенона после возвращения в Брюгге . События из первой части («Годы странствий»), необходимые для более полного раскрытия образа Зенона, представлены в виде воспоминаний при помощи флешбэков. Прочие сюжетные линии опущены. Особую трудность, по мнению режиссёра, представляло переложение, «трансмутация» весьма сложного философско-психологического произведения с языка литературы на принципиально иной язык визуальных образов. Приверженец магического реализма , Дельво, как и в своих предыдущих фильмах, использовал строгий и скупой набор приёмов, имеющий целью показать, что «за обычными вещами постоянно находится тайна» . Относительно того, насколько хорошо ему удалось передать этапы становления Зенона, проходящего следом за чёрной стадией ( нигредо ) алхимического Великого делания белую ( альбедо ), а заканчивающего в последнее утро своей жизни переходом в красную ( рубедо ), существуют разные мнения .
Выбор на роль Зенона Джан Мария Волонте считается весьма удачным. Итальянский актёр, имевший опыт изображения на экране деятелей эпохи Реформации ( Джордано Бруно ) вполне достоверно воплотил образ врача и алхимика .
Фильм был представлен в мае 1988 на Каннском кинофестивале , где номинировался на «Золотую пальмовую ветвь», но проиграл « Пелле-завоевателю ». Был награждён премиями и бельгийского союза кинокритиков. Волонте был удостоен итальянской премии « Серебряная лента » в категории «лучший актёр». В 2010 лента была издана на DVD; среди бонусов были документальный фильм Дельво «С Дириком Баутсом » ( Avec Dieric Bouts , 1975) и книга «Вокруг Чёрной стадии» ( Autour de L'Œuvre au noir ) — публикация шестилетней переписки между Дельво и Юрсенар по поводу сценария .