Гражданская война в Донбассе
- 1 year ago
- 0
- 0
Бас-данс ( фр. basse danse букв. низкий танец) — придворный танец в умеренном темпе, распространённый во Франции, Италии ( итал. bassa danza, bassadanza ), Бургундских Нидерландах во второй половине XV и в XVI веках (первое упоминание в 1320). Помимо специального значения термин «бас-данс» используется как собирательный для всех медленных придворных танцев без прыжков ( павана , аллеманда , поздняя сарабанда и другие).
В эпоху раннего Возрождения характерно противопоставление танцев медленного и более оживленного движения ( итал. bassa danza и итал. alta danza ). Оно встречается как на балах, так в зарождающейся профессиональной музыке уже в позднем Средневековье .
В низких танцах не было прыжков, и ноги почти не поднимались над полом — отсюда и название. Помимо хореографического, есть и музыкальное объяснение названия — они исполнялись инструментами низкого регистра. Вследствие отсутствия быстрых па и прыжковых движений, характерных для «высоких танцев», бас-дансы часто называли «променадными» .
В высоких танцах ( исп. аlta danza , итал. аlta danza , фр. haute danse ) хороводного движения, напротив, танцующие вертелись и подпрыгивали ( мореска , гальярда , вольта , сальтарелло , различные виды бранлей и прочие).
Первое упоминание низкого танца найдено в поэме на окситанском языке 1320-х годов (автор — Раймон де Корнет; Raimon de Cornet), где описано исполнение танцев этого жанра жонглёрами .
Подробное описание низкого танца дали итальянский мастер танца Доменико из Пьяченцы и его последователи Гульельмо Эбрео и Антонио Корнацано . С лёгкой руки Доменико из Пьяченцы бас-данс стали называть «королевой» танца. Согласно разъяснениям Антонио Корнацано, в нижних танцах не используется одно из девяти естественных танцевальных движений — высокий прыжок ( movimento ). При этом у данных итальянских теоретиков танца присутствует некий терминологический разнобой: movimento означает высокий прыжок у Корнацано, а у его учителя Доменико этим термином называется движение, в котором поднимаются на цыпочки перед следующим шагом (а у Корнацано такое движение названо alzamento , что значит просто «приподнимание»).
Корнацано приводит систему размеров, которые, как он говорит, все выводятся из размера танца пива . Они представлены как лестница, первая ступень которой — пива. Это неблагородный, сельский размер, объясняет Антонио, поскольку раньше его играли пастухи на свирелях. Если проследить далее за этой лестницей, чьи ступени расширяются от размера к размеру, можно прийти к бассадансу, который «коронует» верхнюю ступень. Таким образом, у Корнацано отправной точкой систематизации является размер пивы, в отличие от Доменико, у которого все размеры выводятся из бассаданса, «королевы всех размеров» .
Печатные образцы сочинений по низким танцам составлялись и издавались Пьером Аттеньяном (1529, 1530, 1547-1557), Тильманом Сузато (1551), а также приведены в трактате « Орхезография » Туано Арбо , опубликованном в 1589 году.
Одна из самых старых и, несомненно, самая распространённая мелодия бас-данса – La Spagna (Испания). Существует более 250 её версий, которые составили основу для многоголосных обработок Жоскена Депре , Хенрика Изака , Франсиско де ла Торре , Костанцо Фесты , Диего Ортиса , (инструментальная) и многих других композиторов XV–XVI вв.
Вследствие международного успеха мелодия стала известна по всей Европе под разными, но связанными с Испанией названиями, такими как «Castille», «Tenore del Re di Spagna», «Casulle la novele» (Новая Кастилия). Последнее название приведено в трактате Мишеля Тулуза «Sensuit lart et instruction de bien dencer» («Наставление в искусстве совершенного танца»), который был опубликован в Париже в 1496 году .
Благодаря сохранившемуся трактату в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе («Рукопись бас-дансов Марии Бургундской » 1495 года ) сведения о составляющих низкого танца (вместе с хореографией конкретных примеров) сохранилась до настоящего времени. В низких танцах существует четыре вида па : pas simple («простое па), pas double («двойное па»), démarche («демарш»; также известный как реприза ) и branle (« бранль »). Также имеется révérence (« реверанс »), исполняемый до или после самого танца.
Музыка для бас-данса, имеющая часто хоральный склад , обычно импровизировалась на основе cantus firmus . Свободной хореографии соответствовала и незамкнутая (открытая) музыкальная структура с произвольным количеством разделов. В этом сказывалась преемственность бас-данса по отношению к средневековым танцам, в частности к эстампи . Для исполнения бас-данса употреблялись различные инструментальные составы: лютня , арфа и барабан ; тромбон , флейта с малым барабаном и др .
В музыкальных источниках XIV- начала XV веков обычны группировки танцев по 2: 1-й танец каждой пары выдержан в четном размере и медленном темпе, 2-й — в 3-дольном размере и быстром темпе. Больше других были распространены пары павана — гальярда и пассамеццо — сальтарелло .
В качестве одной из частей, бас-данс входил в ранние инструментальные сюиты . За бас-дансом часто следовал турдион c более быстрым темпом, что составляло типичную пару танцев (медленный — быстрый) — как павана и гальярда в поздней сюите .