Interested Article - Тайкомоти

Работа Утагавы Куниёси : тайкомоти и Оясо, жена Судзуки Мондо

Тайкомоти ( яп. 太鼓持ち ) , или хокан ( яп. 幇間 хо:кан ) , — японский аналог шута в рамках карюкай , мужской вариант гейши .

Шуты при дворах мелких феодалов ( даймё ) начали появляться в XIII веке , и первоначально принадлежали к секте Дзи школы Буддизма Чистой Земли , широко практиковавшей танцы (вообще танцевальные молитвы существовали как минимум с X века — см. « танец Ку́я »). Как и европейские шуты, они были и советниками, и помощниками феодала, а также развлекали его как актёры, музыканты и знатоки чайной церемонии , и собирательно назывались добосю ( яп. 同朋衆 , «собратья») . К XVI веку более популярными становятся термины отогисю ( яп. 御伽衆 , «сказочники») и ханасисю ( яп. 話衆 , «рассказчики…) , и фокус сместился на юмор, рассказывание историй и поддержание разговора. Тайкомити того периода также участвовали в военных действиях на стороне своего даймё . В XVII веке наступил мирный период, в котором их роль сместилась с советующей на чисто развлекательную. Многие перешли от работы напрямую у даймё к работе помощниками к юдзё . К этому периоду относится известная книга Анракуана Сакудэна «Сэйсуйсё» ( яп. 醒睡笑 , «Пробуждающий смех») , восьмитомный сборник анекдотов .

В XVII веке появляются три используемых и сейчас термина: «гейша» ( яп. 芸者 , человек искусства) , «хокан» ( яп. 幇間 , шут) и «тайкомоти» ( яп. 太鼓持ち , носитель барабана) , из которых последний чаще использовался в разговорном языке. Первое известное появление женщины-гейши на празднике относится к 1751 году, и называли её «гэйко» ( яп. 芸伎 , девушка искусства) , этот термин с XIX века ( реставрации Мэйдзи ) и до наших дней используется как основной в Киото и окрестностях . Гейши переняли от юдзё внешний вид и художественные навыки, и мужчины стали всё больше работать с гейшами, а не с юдзё. На протяжении XVIII века популярность женщин-гейш уверенно росла, а мужчин-тайкомоти постепенно падала: в 1770 в Ёсиваре были 16 женщин и 31 мужчина, в 1775 уже 33 женщины и 31 мужчина, а в 1800 уже 143 женщины и 45 мужчин , что закрепило тайкомоти в качестве поддержки, и гейш в качестве основного источника развлечения. На пике популярности в Японии работало от пяти до шести сотен тайкомоти . В 1920-х годах из-за вестернизации Японии популярность гейш (и тайкомоти) стала падать, и их сменили «дзёкю» ( яп. 女給 , официантки) , в основном работающие в столице девушки из провинции, привлечённые высокой зарплатой — на гейшу надо было существенно дольше учиться, влезать ради этого в долги, а зарабатывать — сложнее, а для дзёкю важны были только привлекательная внешность, умение поддержать разговор и терпимость к грубости и приставаниям пьяных клиентов . В это же время начался спад популярности тайкомоти, который ускорился в военное время и продолжился в послевоенный период.

На 2003 в Японии действовали только пять тайкомоти: четыре в Токио и один в Киото . Их не всегда называют «гейшами мужского пола», чтобы не путать с мужчинами, работающими в костюме гейши — в 2012 году таковым был только один Хиросэ Эносукэ, использовавший сценическое имя Эйтаро . Тем не менее, киотский тайкомоти Сёдзо Араи (род. 1946) на своём сайте, доступном с 1998 года на японском, английском и французском языках, переводит свою профессию именно так , хотя в качестве имени учётной записи он выбрал «хокан». Современные тайкомоти выполняют функции тамады , занимаясь общей организацией праздников, вовлекая гостей в конкурсы, рассказывая анекдоты и разыгрывая сольные репризы . Тайкомоти Араи выступает сольно, совместно с гэйко, а также с группой поддержки из майко , и делает всё возможное, чтобы его профессия не умерла: он написал несколько книг (по координации времени во время представления , по тому, как стать интересным человеком , по приёмам юмористического повествования и автобиографию, одновременно вышедшую на японском, китайском, английском и французском языках ), был консультантом в фильме с персонажем-тайкомоти и регулярно выступает с лекциями .

Источники

  1. Caroline Seawright, « от 18 мая 2015 на Wayback Machine », March 17, 2003, Updated: July 1, 2013.
  2. Lesley Downer, «Geisha:The Secret History of a Vanishing World», 2001, ISBN 0-7472-7106-2 .
  3. Mariko Inoue. (англ.) // International Institute of Gender and Media U.S.-Japan Women's Journal. English Supplement. — University of Hawai'i Press, 1998. — Вып. 15 . — С. 78—106 . — ISSN .
  4. (англ.) / Joyce Lebra, Joy Paulson, Elizabeth Powers. — Westview Press, 1976. — С. 348 . — ISBN 978-0-367-21376-3 . — doi : . 19 сентября 2020 года.
  5. J. Ryall. (англ.) // Post Magazine. — 2012. — 23 декабрь. 14 мая 2021 года.
  6. . Дата обращения: 23 августа 2020. 23 февраля 2020 года.
  7. Shozo Arai. The Essence of Timing in Performing Arts (яп) = Ma no Gokui. — Kadokawa Shoten, 2001.
  8. Shozo Arai. Беседа мастеров смеха (яп) = 「笑いの達人の会話術」. — 2004.
  9. Shozo Arai. (яп) = 「賢いバカ」. — 2004. — ISBN 4837920977 .
  10. Shozo Arai. (яп). — 2007. 12 августа 2020 года.
  11. Toei , « от 9 февраля 2017 на Wayback Machine », IMDB , 2000.
  12. . Дата обращения: 23 августа 2020. 17 февраля 2020 года.
Источник —

Same as Тайкомоти