Юрий Николаевич Холо́пов
(
14 августа
1932
,
Рязань
—
24 апреля
2003
,
Москва
) — советский и российский музыковед и педагог, создатель нового учения о
гармонии
. Доктор искусствоведения, профессор,
заслуженный деятель искусств Российской Федерации
(
1995
), член
Европейской Академии
. Автор около 800 опубликованных работ, в том числе 10 монографий.
Биография
После окончания
Рязанского
областного музыкального училища учился на теоретико-композиторском факультете
Московской консерватории
(класс
И. В. Способина
), которую окончил в
1954 году
. Служил в
ГСВГ
. В
1960 году
окончил аспирантуру Московской консерватории (класс
С. С. Богатырёва
). В 1975 году в Московской консерватории защитил кандидатскую диссертацию («Современные черты гармонии
Прокофьева
»), в 1977 году там же — докторскую («Очерки современной гармонии»). С 1960 года работал на кафедре теории музыки Московской консерватории (с 1983 года —
профессор
). Основные области научных исследований: теория и история гармонии, теория музыкальной формы, история музыкальной науки (в диапазоне от
Аристоксена
до
Мещанинова
).
Похоронен на Троекуровском кладбище.
Научный и педагогический вклад
Особенно ценны исследования Холопова по
гармонии
, получившие широкое общественное признание; по его учебникам теоретическая и практическая гармония преподаётся ныне в российских музыкальных вузах. Разработал новые курсы музыковедческих дисциплин «Музыкально-теоретические системы» и «
Теория современной композиции
».
Научная школа Холопова составляет более 80 человек, это несколько поколений музыковедов самых разных специальностей (в том числе докторов и кандидатов искусствоведения): теоретики, педагогики, историки (в том числе переводчики и комментаторы старинных трактатов), музыкальные критики, фольклористы, философы. Среди них В. Барский, Е. Двоскина, Ю. Евдокимова, Н. Ефимова,
М. Карасёва
, М. Катунян, Л. Кириллина, С. Курбатская, Т. Кюрегян, С. Лебедев, Г. Лыжов, А. Маклыгин, Р. Насонов, Ю. Паисов, А. Пильгун, Р. Поспелова, С. Савенко,
М. Сапонов
, Т. Старостина (Базжина), Г. Фёдорова (Бычкова), В. Федотов,
В. Ценова
,
М. Чебуркина
,
Т. Чередниченко
, Е. Коляда,
Д. Шульгин
, и другие.
Метод и стиль
Вступив в пору зрелости в 1970-е годы, Холопов столкнулся со специфической формой советского музыкознания, в котором под прикрытием идеологемы «гуманитарного метода» скрывалась описательность, слабое знание источников (особенно современной и старинной музыки) и, как следствие этой «концепции», отсутствие системы чётко определённых терминов и понятий. В попытке реформировать аппарат музыкознания как науки, предложил целый ряд неологизмов (
сонор
,
конкорд
,
интервальные роды
,
модализм
,
текстомузыкальная форма
,
метрическая экстраполяция
,
симметричные лады
,
микрохроматика
, суперминор, полиладовость
), а также приспособил к морфологии русского языка имеющиеся иноязычные термины (
диеса
,
метабола
,
энармоника
,
модальная функция
,
бар-форма
,
песенная форма
,
гестоты и кинумены
,
реперкуссия
, гемиоктава
и многие другие). Энергичные попытки Холопова уточнить и согласовать понятийный аппарат науки в 1970-е и частично в 1980-е годы вызывали негативную реакцию старой школы советских музыковедов, обвинявших Холопова в «преклонении» перед немецкой моделью научного знания и даже в «формализме»
. Некоторые из предложенных Холоповым терминов и понятий не прижились
, большинство же его терминологических новаций и уточнений прежде «зыбких» понятий было подхвачено и ныне прочно вошло в обиход русской науки. В качестве нормативных эти термины и понятия зафиксированы в специализированных российских справочниках (прежде всего, в
Музыкальной энциклопедии
и в
Музыкальном энциклопедическом словаре
), а также в универсальной
Большой российской энциклопедии
.
Этика и эстетика
Холопов радикально расширил пределы аналитического «музыкального материала», который долгие годы был ограничен Новым временем (примерно от Баха до позднего Скрябина) и считался вполне достаточным для задач «советской науки», причём расширение горизонта науки происходило в обе стороны — от античности и средневековья до новейших артефактов музыкального авангарда, как западного, так и русского. По словам Холопова, «главная, подлинная идея музыкознания — понять все этапы развития музыки как целого, ощутить и представить закономерности музыкального искусства как духовной опоры человека как отзвука изначального Творения»
.
В книге о музыкальной форме (около 2000 года, опубликована в 2006 году) завершает вполне «технический» анализ
стихиры
«Твоим Крестом» неожиданным этическим обобщением. Старинная русская стихира для него не менее актуальна, чем так называемые «общепризнанные ценности» — например, музыка Шумана или Шопена. Более того, воплощённая в древнерусских распевах «крепость веры» для Холопова — идея, по своей ценности превышающая «человеческое, слишком человеческое» в балладах и скерцо Шопена
.
Политические и этические представления Холопова сформулированы им в публикациях последнего десятилетия жизни, например, в статье «
Эдисон Денисов
и музыка конца века», опубликованной в 1999 году
.
Критика историографии Холопова
В 1982 году опубликовал обширную статью «Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления»
. Она посвящена, главным образом, рассмотрению переломных (кризисных) периодов в истории западноевропейской музыки, которые «загадочным образом» повторяются через 300 лет: это начало XI века (реформа музыкальной нотации
Гвидо Аретинского
, результатами которой музыканты пользуются вплоть до наших дней), начало XIV века (установление новой
мензуральной ритмики
, эпоха описывалась современниками как
Ars nova
), начало XVII века (так называемое
Новое время
, падение 1000-летней
монодико-ладовой системы
и наступление
гомофонной эры
). К этим многократно описанным историками трём эпохам («трёхсотлетним пластам») Холопов предложил добавить ещё один «крутой поворот», случившийся вновь через 300 лет, а именно в начале XX века, для которого характерны кризис романтической
тональности
и в целом — поиски нового музыкального языка.
В 2013 году украинский музыковед С. В. Шип
опубликовал статью под названием «Ищем логику музыкально-исторического процесса»
, в которой подверг резкой критике историографические концепции трёх крупных российских музыковедов — С. С. Скребкова, Ю. Н. Холопова и
В. И. Мартынова
. Согласно его оценке, попытка Холопова выстроить логику изменяющегося и неизменного в музыкально-историческом процессе «потерпела неудачу», наблюдение над 300-летними циклами в западноевропейской истории — неаргументированное «фантастическое положение.. без примеров-иллюстраций»
, «провокационные псевдо-
неопифагорейские
выводы о роли числа» в истории звуковысотных систем — «химера», и т. п. При всей этой (и подобной) оглушительной риторике украинский музыковед не предложил собственной, альтернативной Холопову, историографической модели.
В ответ на эту критику
К. В. Зенкин
в статье «О некоторых методологических особенностях изучения музыки: по следам трудов русских ученых»
предложил не называть всю концепцию Холопова «химерой» (как это делает Шип), а «мифом, в который можно верить или не верить». Признанное достижение Холопова — внедрение исторического подхода к изучению гармонии; поэтому рассматривать воззрения на историю музыки Холопова следует не как обособленную концепцию, но непременно в контексте его универсального (охватывающего разные периоды истории) учения о гармонии
. Согласно другой точке зрения (Т. С. Кюрегян
), статья Холопова «Изменяющееся и неизменное» — это «принципиальная по значимости работа», которая «позволила осознать закономерность и направление в эволюции европейского музыкального мышления»
.
Награды и премии
Публикации
Автор около 1000 работ по теории, истории, эстетике и философии музыки, из которых опубликовано около 800. Некоторые работы из обширного архива Холопова до сих пор не опубликованы.
Книги
-
(соавтор —
В. Н. Холопова
) Фортепианные сонаты С. С. Прокофьева. М.: Музгиз, 1961.
-
Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967.
-
Музыкально-теоретические системы. Программа для музыкальных вузов по специальностям: композиция, музыковедение. М.: Методический кабинет Министерства культуры СССР, 1972 (и переиздания).
-
Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974.
-
Задания по гармонии. Учебное пособие для студентов композиторских отделений музыкальных вузов. М.: Музыка, 1983.
-
(соавтор — В. Н. Холопова). Антон Веберн. Жизнь и творчество [Т. 1] [1973] М.: Советский композитор, 1984; Berlin, 1989 (на нем. яз.); Milano,1990 (на итал. яз.).
-
Гармония. Теоретический курс. Учебник для студентов историко-теоретических отделений музыкальных вузов. М.: Музыка, 1988; 2-е дополненное издание. СПб.: Лань, 2003.
-
(соавтор —
В. С. Ценова
) Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993; Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1995 (на англ. яз.).
-
Гармонический анализ. Часть 1. М.: Музыка, 1996; Часть 2. М.: Музыка, 2001; Часть 3. М.: Музыка, 2009.
-
(соавтор — С. А. Курбатская) Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. М.: ТЦ Сфера, 1998.
-
Музыка Веберна [Т. 2] [1975] М.: Композитор, 1999 (в соавторстве с В. Н. Холоповой).
-
Edison Denisov — the Russian Voice in European New Music. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2002.
-
Современная гармония: Программа курса и методическое пособие по специальности «Теория музыки». М.: Научно-методический центр по художественному образованию Министерства культуры РФ, 2002.
-
Гармония. Практический курс. Часть 1: Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. Часть 2: Гармония XX века. М.: Композитор, 2003; 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: Композитор, 2005.
-
Музыкально-теоретическая система
Хайнриха Шенкера
. М.: Композитор, 2006.
-
(в соавторстве с учениками) Музыкально-теоретические системы: Учебник / Под ред. Т. Кюрегян и В. Ценовой. М.: Композитор, 2006.
-
Введение в музыкальную форму. Под ред. Т. С. Кюрегян и В. С. Ценовой. М.: Моск. консерватория им. Чайковского, 2006.
-
Музыкальные формы (учебное пособие) // Музыкальные формы классической традиции / Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. Москва: Московская консерватория, 2012. С.15–252.
-
Музыкальные формы классической традиции. Статьи, материалы // Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. Москва: Московская консерватория, 2012. 564 с.
ISBN 978-5-89598-277-8
.
-
О принципах композиции старинной музыки. Статьи, материалы // Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. Москва: Московская консерватория, 2015. 520 с.
ISBN 978-5-89598-308-9
.
Статьи (выборка)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
, последняя статья Ю. Н. Холопова
Примечания
-
↑
Deutsche Nationalbibliothek
Record #128534419 //
(нем.)
— 2012—2016.
-
Термин был предложен Холоповым в 1958 г. См. подробней: Творчество Прокофьева с советском теоретическом музыкознании // С. С. Прокофьев. Статьи и материалы. М., 1972, с.310, сн.2.
-
Передача на русском языке латинского термина
semidiapason
(известен с XIII века), означавшего интервал уменьшённой октавы. Холопову «гемиоктава» понадобилась для удобства русского деривата «гемиоктавный» (лад, звукоряд).
-
Например, в 1977 году состоялся так называемый Круглый стол с темой «Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки», на котором с осуждением «тревожных» формалистических тенденций, против «крена в сторону технологии» высказывались мэтры советского музыкознания
В.Дж. Конен
и
Д. В. Житомирский
. Ответ на претензии коллег Холопову позволили напечатать только в период Перестройки, через 10 лет. Публикации Конен и Житомирского, а также ответ Холопова см.
от 20 октября 2016 на
Wayback Machine
.
-
Например, «музо́соф» как аналог латинского
musicus
, надуманная пара «реторика» /
«риторика»
, «дьядзевксида» вместо «разделительный тон» (
Полной системы
). В некоторых терминах Холопов придерживался архаичной орфографии и орфоэпии (против современной и нормативной традиции), как, например,
«грегорианское пение»
(через «е») и
«знаменный роспев»
(с ударением на первом слоге).
-
Из
(2002).
-
«Не следует полагать, что художественные проблемы
латинского хорала
или
знаменного пения
дальше от нас, чем проблемы классической сонаты или рондо. <…> Вслушиваясь в бедную средневековую
монодию
стихиры, мы вдруг замечаем, что проблемы её
текстомузыкальной формы
кое в чём актуальней для нас, чем, скажем, композиции
Шумана
или
Шопена
. Ничуть не умаляя художественной ценности творчества этих гениев музыки, мы, однако, не можем не отметить животрепещущей значимости общечеловеческих идей, зафиксировавших переход человечества на более высокую ступень его духовного развития и усиленно разрушаемых в XX веке марксистами, коммунистами, фашистами, „демократами“. Крепость веры — идея, воплощаемая в стихире „Твоим Крестом, Христе Спасе“, идея, по своей ценности превышающая „человеческое, слишком человеческое“ в балладах и скерцо Шопена. <…> И в музыкальных принципах есть нечто нашему времени глубоко родственное, кое в чём более современное, чем песенная форма классиков. Не подобный ли путь искусства указывает нам сегодня вновь актуализировавшееся древнерусское допартесное пение?» Цит. по: Введение в музыкальную форму. Москва, 2006, с.275-276.
-
«Денисов застал и по-настоящему страшную эпоху — развал России в 1990-е годы. Будучи далеким от политики, он не мог, конечно, видеть всего, что действительно происходит на его Родине <…>. Но тем не менее, думается, он сохранил бы свою идейно-художественную позицию и противостоял бы „демократическим“ тенденциям распада, аморализма, беспринципности и культа наживы. Можно провести аналогию между позицией Денисова и Оливье Мессиана, когда тот попал в концлагерь. <…> Этико-эстетические установки личности Денисова хорошо гармонировали с самой его жизнью, с крепким физическим и душевным здоровьем сибиряка, с его доброй улыбкой и неизменной приветливостью и корректностью, с нормальным человеческим жизнелюбием. <…> психологическая парадигма
музыки
Денисова —
жизненно — нормальной
, душевно здоровой, красивой, утонченной, яркой, внутренне устойчивой». Цит. по:
Холопов Ю. Н.
Эдисон Денисов и музыка конца века. — Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Ред.-сост. В. Ценова. М., 1999, сс. 6-7.
-
от 27 августа 2011 на
Wayback Machine
// Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / Сост. А. М. Гольцман; общ. ред. М. Е. Тараканова. М.: Сов. композитор, 1982. С. 52-104.
-
С. В. Шип — зав. кафедрой музыкального искусства и хореографии
.
-
(неопр.)
Дата обращения: 17 июня 2015. Архивировано из
18 июня 2015 года.
-
Критикуемая статья содержит 20 полномасштабных нотных примеров и аналитических схем.
-
(неопр.)
Дата обращения: 17 июня 2015.
18 июня 2015 года.
-
«Главное открытие Холопова — внедрение историзма в изучение гармонии, составившее в своё время настоящий переворот в теоретическом музыковедении. Поэтому, если уж говорить о музыкально-исторической концепции Холопова, то нужно брать его учение о гармонии все целиком». Цит. по:
Зенкин К. В.
Там же, с.13.
-
Исторический подход к изучению музыкальной гармонии выделяет как достижение Холопова также Г. И. Лыжов в своём докладе на Русской сессии Международного конгресса
от 21 июня 2015 на
Wayback Machine
, в 2014 г. См. подробней в кн.: Euromac 2014. Abstracts. Ed. by P.Bergé. Leuven, 2014, p.217.
ISBN 978-90-822-61501
-6.
-
Т. С. Кюрегян — профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории.
-
Кюрегян Т. С.
Он постоянно слушал время и не боялся слышать в нём новое… //
Музыкальная академия
, 2012, № 3, с.11.
Литература
-
Laudamus. К шестидесятилетию Юрия Николаевича Холопова.— М.: Композитор, 1992.
-
Magistro Georgio Septuaginta [MGS]. К 70-летию Юрия Николаевича Холопова.— М.: Композитор, 2002.
-
Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения).— М.: МГК, 2003.
-
Ad musicum. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова. Статьи и воспоминания.— М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008.
-
Идеи
Ю. Н. Холопова
в XXI веке. К 75-летию со дня рождения.— М.: Музиздат, 2008.
-
Кюрегян Т.С
. «Он постоянно „слушал время“ и не боялся услышать в нём новое…» // Музыкальная академия, 2012, № 3, с. 10-20.
-
Lyshow G.I., Lebedew S.N.
Cholopow // Lexikon Schriften über Musik. Bd. 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart, hrsg. v. U. Scheideler und F. Wörner. Kassel: Bärenreiter, 2017, S. 87-90.
Семья
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|