Самуи́л Алекса́ндрович Бенде́рский
(
1879
— середина 1960-х годов) — русский и
советский
оператор документального, художественного и мультипликационного кино.
Содержание
Биография
Как оператор игрового кино дебютировал летом 1915 года, отправившись в экспедицию на Уральские горы и в Екатеринбург по картине «
Приваловские миллионы
» (Торговый дом «В. Венгеров и В. Гардин», Москва). Тогда же на Урале им был снят материал для фильма «Много ли человеку земли нужно» (1916)
.
Мои работы в области световых эффектов в прошлом году тормозились оператором
. В этом году у аппарата находился другой оператор (г. Бендерский), который острее чувствует, что нужно, и не чужд исканий в области световых эффектов.
В дни
Февральской революции
с группой операторов участвовал в съёмке демонстрации рабочих в Москве
. После
Октябрьского переворота
привлекался Московским кинокомитетом при
Моссовете рабочих и солдатских депутатов
для съёмки кинохроники (где также работали Александр Левицкий,
и
Юрий Желябужский
)
. Последний считал Бендерского своим учителем
, и упоминает его в очерке об операторах раннего кино, подготовленном к печати в 1948 году, но так и неизданном
:
Культурным и квалифицированным оператором был, работы которого всегда отличались реалистическим характером и стройной композицией.
—
Юрий Желябужский
, «Мастерство советских операторов. Краткий очерк развития»
В период разрухи 1919—1922 годов занимал ряд хозяйственных и административных должностей на предприятиях Москвы, затем
Саратова
.
В 1925 году — оператор Саратовского отделения Акционерного общества «
Пролеткино
» и клуба М. Горького (Саратов). В том же году приглашён участвовать в масштабном проекте московской студии «Культкино» в рамках АО «
Совкино
» «
Шестая часть мира
» (1926) под руководством
Дзиги Вертова
. В 1927 году перешёл на «
Межрабпом-Русь
» (c 1928 года — «
Межрабпомфильм
»)
, главным образом участвуя в мультипликационных проектах студии.
По состоянию на 1 сентября 1931 года наряду с другими кинематографистами входил в секцию кино «
Всеросскомдрамы
»
.
1917
— Великие дни революции в Москве (28 февраля — 4 марта 1917 г.) / Великие дни Российской революции
(документальный; совместно с
А. Левицким
, С. Зебелем,
Е. Славинским
,
П. Новицким
и другими)
1917
— Власть демона / Трагедия женской души
(не сохранился)
Перечень фильмов составлен по справочнику «Операторы советского кино» (2011)
, Аннотированному каталогу «Советские художественные фильмы» т. 1 (1961)
, монографии «Фактографическая история кино в Украине. 1896—1930» (2016)
, изданию «Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези» (2018)
, а также данным из русскоязычных порталов о кино.
В рамках проекта «
Шестая часть мира
» в северной
киноэкспедиции вместе с
Николаем Юдиным
снял большой объём материала, из которого год спустя был смонтирован этнофильм «Охота и оленеводство в области Коми»
.
В Кино-справочнике (1929), составленном
Г. М. Болтянским
, имя С. А. Бендерского упоминается в списке адресов киноработников Москвы (посёлок
Красная Сосна
, 13 линия, 920)
.
Сотрудничавшая с кинофабриками секция кино «
Всеросскомдрамы
» на 1 сентября 1931 года насчитывала 400 членов кинематографических профессий: режиссёров, сценаристов, операторов, художников
.
В изданной в 2016 году монографии
В. Н. Миславского
«Фактографическая история кино в Украине. 1896—1930», т. 2 годом смерти указан 1968, вероятно из-за путаницы с однофамильцем —
Семёном Бендерским
(1898—1968)
.
↑
Росоловская В. С.
Русская кинематография в 1917 г. // Материалы к истории
(рус.)
. —
М.
—
Л.
: Искусство, 1937. — С. 76. — 200 с. — (История кинематографии). —
3000 экз.
, с. 182.
Кальянов А. И.
Новые представители российской интеллигенции: деятели кинематографии, операторы, режиссёры, предприниматели (1909—1910 годы) // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций: (XVIII-XX вв.) // материалы Второй всероссийской научной конференции / Интеллигенция и многоликость культуры российской провинции : сборник. — Омск: б. и., 1995. —
Т. Кн. 1
. —
С. 79—82
.
Соболев Р. П.
Юрий Желябужский // Кинорежиссёр. 1888—1955 / Страницы жизни и творчества
(рус.)
. —
М.
: Искусство, 1963. — С. 21. — 148 с. — (Мастера киноискусства). —
10 000 экз.
, с. 246.
, с. 257.
, с. 56.
, с. 143—144.
, с. 149.
↑
, с. 27.
(рус.)
/ сост. и ред. Г. М. Болтянский. — М.- Л.: Теа-кино-печать, 1929. — С. 414. — 491 с.
18 апреля 2023 года.
, с. 67—68.
, с. 224—253.
, с. 54.
, с. 144.
Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог // Немые фильмы
(рус.)
/ сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, П. В. Фионов, Ю. В. Якубович. —
М.
: Искусство, 1961. — Т. 1: Немые фильмы (1918—1935). — С. 108, 241, 356, 413, 415. — 528 с. —
3000 экз.
Спутницкая Н. Ю.
// Птушко. Роу: Мастер-класс российского кинофэнтези
(рус.)
. — М., Берлин: Директ-Медиа, 2018. — С. 8. — 371 с. —
ISBN 978-5-4475-9618-7
.
Литература
Желябужский Ю.
// Кино и время. Бюллетень. : сборник. —
М.
: Всесоюзный государственный фонд кинофильмов, 1965. —
Вып. 4
. —
С. 178—186
.
Желябужский Юрий.
Мастерство советских операторов. Краткий очерк развития // Киноведческие записки : журнал. — 2004. —
№ 69
. —
С. 257
. —
ISSN
.
Короткий В. М.
Операторы и режиссёры русского игрового кино 1897—1921 // Биофильмографический справочник
(рус.)
. —
М.
: НИИ киноискусства, 2009. — 430 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-91524-008-6
.
Операторы советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России
(рус.)
/ сост. Н. М. Чемоданова. —
М.
: Киновек, 2011. — С. 39. — 418 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-905352-03-4
.
Плотников К. И.
. —
М.
: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2015.
Миславский В. Н.
(рус.)
. — Харьков: Дім Реклами, 2016. — Т. 2. — 464 с. —
ISBN 978-966-2149-56-2
.
Головнёв И. А.
// Финно-угорский мир : журнал. — 2019. —
№ 2
. —
С. 143—150
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Ссылки
(рус.)
.
Кино-СССР.НЕТ
. Дата обращения: 19 апреля 2023.