Родился в
Минске
(ныне —
Белоруссия
) в многодетной семье. Отец работал на железнодорожной станции «
Минск
», мать была домохозяйкой
. С 1921 года обучался в общеобразовательной средней школе при железной дороге, в период 1927—1930 годов занимался в вечерней школе, параллельно работал, сперва чернорабочим Мингоркомхоза, затем жестянщиком на заводе «
Возрождение
»
. С юношеских лет интересовался фотографией и живописью
, в 1930 году это привело его в Москву в
Государственный институт кинематографии
(с 1934 года — Высший государственный институт кинематографии). После окончания операторского факультета института в 1936 году с мае того же года принят на киностудию «
Мостехфильм
»
, был вторым оператором на фильме «Путь свободен» (1938)
. В 1938 году переводится на «Сибтехфильм» в
Новосибирск
. В 1939 году перешёл на
Новосибирскую студию хроникально-документальных фильмов
.
Из-за начавшейся
войны
в сентябре 1941 года Политуправлением
Забайкальского военного округа
призван в
Красную армию
. С сентября 1942 года зачислен в киногруппу Забайкальского военного округа, где выполнял обязанности ассистента оператора
. После расформирования киногруппы ЗАБВО в апреле 1943 года вновь на студии кинохроники. Неоднократно обращался в письмах и телеграммах в Главкинохронику с просьбой о переводе в действующую фронтовую группу. После письма на имя начальника
Кинокомитета СССР
И. Г. Большакова
в сентябре 1943 года включён в резерв операторов, а уже с декабря работал в киногруппе
Западного фронта
, а в дальнейшем и
3-го Белорусского
.
В материал о сражениях на «Витебском направлении» на его долю выпало снять действия разведки, пехоты и пулемётчиков
.
В июле 1944 года, представляя подчинённого к первой правительственной награде, начальник киногруппы
А. И. Медведкин
характеризовал его как оператора, способного в условиях боя проявить отвагу
.
Адаптация к съёмкам в боевых условиях наступила не сразу. В фондах
Российского государственного архива литературы и искусства
есть и неодобрительный отзыв:
В самостоятельных съёмках не может дать нужного боевого материала. Творческая инициатива и изобретательность отсутствуют. За последний месяц ничем себя не проявил. Им снято 900 м.
—
зам. начальника киногруппы 3 Белорусского фронта инженер-майор Гуляев, 4 марта 1945
тов. Довнер — среди кинооператоров выделяется бесстрашием и мужеством при съёмках боевых операций.
— начальник киногруппы 3 Белорусского фронта
Медведкин
21 марта 1945 г.
В паре с
М. Беровым
снимал эвакуированных гражданских немцев в Восточной Пруссии
, во время зимнего наступления Красной армии на
Кёнигсберг
— танковые бои
. В марте 1945 года во время одной из танковых атак, находясь с танковым десантом и снимая с одного из них, получил осколочное ранение руки и головы
.
Из служебной характеристики от 27 марта 1945 года:
…оператор хорошо ориентировался в боевой обстановке, проявляя хладнокровие и мужество при съёмках на линии огня. Эти качества он продолжал демонстрировать вплоть до последнего времени.
В настоящий момент т. Довнер выбыл из строя после тяжёлого ранения и находится в госпитале. Работа оператора прервалась во время несомненного творческого подъёма, когда оператор давал ценные образцы боевого репортажа.
—
И. О. Начальника фронтового отдела ЦСДФ
В. Штатланд
Редактор
Вернулся на передовую через месяц после излечения
. Окончил войну в звании капитана
. Остался беспартийным
.
С августа 1945 года — оператор на киностудии «
Советская Беларусь
» (с 1946 года — «Беларусьфильм»)
. Был подвергнут
«необоснованной критике со стороны коллег по операторскому цеху за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей»
.
Из-за ухудшения здоровья лечился в Могилёвском госпитале для инвалидов Великой Отечественной войны. С весны 1947 года работал на
Восточно-Сибирской студии кинохроники
, оставался там как минимум до 1955 года
. По другой версии начал работать на Восточно-Сибирской студии кинохроники в 1955 году
.
Автор сюжетов для кинопериодики: «Восточная Сибирь», «Савецкая Белорусь», «Сибирь на экране», «Союзкиножурнал»
.
В 1956 году, находясь в командировке в
Красноярске
, скончался от последствий полученных фронтовых ранений
.
Семья
Был женат
, дочь — Людмила Юлиановна Малицкая (урождённая Довнер; род. 1947), химик-технолог, автор изобретений и научных публикаций Белорусского государственного технологического университета
.
брат — Пётр Францевич Довнер, работал на Минском заводе имени К. Е. Ворошилова (ныне — ОАО «МЗОР»), в годы войны работал в эвакуации
;
брат — Франц Францевич Довнер, после освобождения Минска и возвращения из эвакуации работал инспектором-поверителем меры весов по БССР
;
брат — В
[
неразборчиво
]
ий Францевич Довнер, убит немцами в годы войны
;
брат — Анатолий Францевич Довнер (1916 — ? ), красноармеец, участник войны
.
Причиной перевода в Сибирь было отсутствие у Довнера жилплощади в Москве, о чём он упоминает в письме начальнику
Кинокомитета СССР
И. Г. Большакову
, содержащем просьбу откомандировать его во фронтовую киногруппу в августе 1943 года
.
Тогда же под Витебском получил первое пулевое ранение
. В заключении московского начальства Главкинохроники от 18 марта 1944 года о киноматериале по
Витебской наступательной операции
упоминается и работа Довнера:
Если бы Довнер полнее и ярче снял пехоту и разведчиков — картина получилась бы очень убедительная. Лучше сняты им пулемётчики на огневой позиции.
Нач. фронтовых групп Главкинохроники
Трояновский
Редактор
Шпиковский
На подступах к
Кёнигсбергу
выбыл из строя контуженный Довнер. Его я отыскал в госпитале, откуда его уже отправляли в тыл.
начальник киногруппы 3-го Белорусского фронта
А. И. Медведкин
По другой версии Довнер оказался одной из жертв «национальной» политики
Н. Ф. Садковича
, назначенного министром кинематографии Белорусской ССР в 1946 году
.
Согласно Биофильмографическому справочнику «Создатели фронтовой кинолетописи» А. Дерябина (2016) и материалам из монографии В. Фомина «Плачьте, но снимайте!» (2018) год смерти Юлиана Довнера — 1974
.
Примечания
↑
Автобиография // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 6.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
Личный листок // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 3.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
↑
.
Довнер Юлиан Францевич, 1910—1974
(рус.)
.
Институт истории Национальной академии наук Беларуси
(2020)
.
Дата обращения: 12 мая 2023.
12 мая 2023 года.
↑
, с. 274.
Творческая карточка // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 2.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
↑
Начальнику Кинокомитета тов. Большакову // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 9.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
↑
(рус.)
.
Память народа
. ЦАМО РФ.
Дата обращения: 12 мая 2023.
4 декабря 2021 года.
Письмо Лукашева // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 12.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
↑
(рус.)
.
Музей ЦСДФ
(15 июля 2022).
Дата обращения: 12 мая 2023.
12 мая 2023 года.
Личный листок // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 4.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
↑
(рус.)
.
Память народа
. ЦАМО РФ.
Дата обращения: 12 мая 2023.
4 декабря 2021 года.
Довнер Юлиан Францевич — асс. оператора // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 87.
93 л.
(Третий Белорусский фронт. Характеристика военной кино-группы).
, с. 523.
, с. 535—536.
, с. 751.
Характеристика // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 18.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
(рус.)
.
Память народа
. ЦАМО РФ.
Дата обращения: 12 мая 2023.
↑
, с. 704.
Вуазен Ванесса.
Парадоксы республиканского «укоренения» кино. Белорусские студии осваивают «национальную» культурнуую политику, 1939 — 1949 гг.
// Пережить войну. Киноиндустрия в СССР, 1939—1949 годы
(рус.)
/ отв. науч. ред.: В. Вуазен и др.; пер. с французского и ред. И. Черневой, М. Майзульса. —
М.
: РОССПЭН, 2018. — С. 223—225. — 647 с. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-8243-2230-9
.
↑
Личный листок // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп. 15. Д. 435. Л. 4.
23 л.
(Довнер Юлиан Францевич, 1910 г. р., оператор).
(рус.)
.
Электронная библиотека БГТУ
.
Дата обращения: 18 октября 2023.
(рус.)
.
Память народа
. ЦАМО РФ.
Дата обращения: 22 мая 2023.
(рус.)
.
Музей ЦСДФ
.
Дата обращения: 12 мая 2023.
12 мая 2023 года.
Литература
Дерябин А. С.
Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник
(рус.)
. —
М.
: Госфильмофонд, 2016. — 1032 с. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-905352-09-6
.
Фомин В. И.
Плачьте, но снимайте! Советская фронтовая кинохроника 1941—1945 гг
(рус.)
. —
М.
: Киновек, 2018. — 960 с. —
400 экз.
—
ISBN 5-905352-20-1
.
Ссылки
(рус.)
.
Кино-СССР.НЕТ
.
Дата обращения: 12 мая 2023.
Письмо Юлиана Францевича Довнера Коржицкой, сентябрь 1943 г. // БГАМЛИ. Ф. 112. Оп. 1. Д. 1022. Л. 241.