Interested Article - Дорн, Александр Фёдорович
- 2020-02-13
- 1
Алекса́ндр Фёдорович До́рн ( 26 декабря 1886 — 11 июня 1956 , Москва ) — российский и советский фотограф , кинооператор . Автор фотолетописи событий Октябрьской революции в Москве, документальных кинохроник , научно-популярных и художественных фильмов.
Биография и творчество
Ранние годы. Работы революционных лет
Александр Дорн родился в 1886 году. Учился в Московской художественной студии. В годы Первой мировой войны был военным фоторепортёром . В годы Октябрьской революции работал в московском филиале Скобелевского комитета , снимал события также в Петрограде . Многие кадры фотографа сделаны под обстрелами .
Александр Фёдорович Дорн — один из ведущих фотолетописцев Москвы революционных лет. Если вы встретите фото с неустановленным авторством, но посвящённое московским событиям 1917 года, то можете уверенно nредположить: это Дорн.
Первый снимок Дорна революционных лет запечатлел кремлёвскую башню с поверженным двуглавым орлом . Дорном задокументированы штурм Кремля красногвардейцами и рабочими, уличные бои красногвардейцев с юнкерами , баррикады на Остоженке , Лубянке и Арбатской площади , здание гостиницы « Метрополь » после обстрела и другие повреждённые боевыми действиями здания, разрушения и восстановительные работы после боев на территории Кремля, первая советская комендатура Кремля, похороны жертв революции со стороны большевиков у Кремлёвской стены , демонстрация у здания городской думы , празднование 1 мая 1918 года, выступление Я. М. Сверлова с броневика на московском митинге в день Всеобуча и другие сюжеты на улицах Москвы революционных времён . Дорн работал в творческом содружестве с репортёрами Г. П. Гольдштейном и А. И. Савельевым , некоторые снятые фотографами на московских улицах сюжеты совпадают .
В 1918 году снимал хронику для журнала «Кинонеделя», выполнял фотоработы для периодических печатных изданий. Был призван в Красную армию , продолжал работу фотографа на фронте. Принимал участие в подавлении Ярославского восстания , боях с Белой армией на разных участках Юго-Западного фронта , сделал серии фоторепортажей об этих событиях, ряд портретов героев Гражданской войны . В 1919 году был направлен в подчинение Управления агитационно-инструкторских поездов и пароходов при ВЦИК . Участвовал в поездке на поезде «Красный Восток» на Туркестанский фронт , в агитрейсах парохода « Красная звезда », сделал серии фоторабот, посвящённых установлению советской власти в Туркестане и Поволжье . После войны работал во Всероссийском фотокиноотделе Госкино фотохроникёром и кинооператором .
Работы 1920—1930-х. Последние годы
С начала 1920-х годов занимался в основном операторской работой. В 1923 году снял документальный фильм «Камвольный трест». В январе 1924 года вошёл в группу из 17 операторов, снимавших похороны вождя революции В. И. Ленина . Дорном сняты кадры встречи траурного поезда на вокзале, 24—26 января совместно с другими кинооператорами документировалось прощание в Колонном зале Дома Союзов . Отснятые материалы вошли в хроникальный фильм «Похороны В. И. Ленина» (1924) .
В 1924 году вошёл в ревизионную комиссию новообразованной Ассоциации революционной кинематографии (АРК). Стал специализироваться на съёмках научно-производственных сюжетов для организации «Культкино», ориентированных на рабоче-крестьянскую аудиторию. Им были сняты ленты «Хлеб из камней» (о применении удобрения суперфосфат ), «В угаре нэпа» (о кооперации), «Из подполья к диктатуре» (о Госиздате ), «Железом и кровью» (о машиностроении), «Советские игрушки» и др.
В 1925 году оператор был командирован в Италию для съёмок заграничного плавания советских военных кораблей . Снятый им материал стал основой для хроникального фильма «Итальянский поход миноносцев». После выхода фильма Дорн был приглашён Итальянским географическим обществом в экспедицию по Памиру . По материалам экспедиции 1929 года в Риме была издана книга «Первая итальянская экспедиция по Памиру» .
Снимал также учебно-инструкторские короткометражные фильмы для научных институтов Наркомтяжпрома , художественные игровые фильмы на историко-революционные темы («Шакалы Равата», «Из-под сводов мечети», « Торговцы славой » и др.) .
В 1928 году Дорн участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет», представив серию снимков, посвящённых жизни Москвы и быту и культуре Средней Азии («Москва, Кремль», «Тянут назад», «Туркестан. Арбакешн», «Бухара. Знойный день», «Самарканд. Шахи-Зинда» и др.). В 1930-х годах возглавлял кинофоторадиоцентр Наркомзема , работал в «Сельхозфильме» .
Дорн творчески экспериментировал, выступал как новатор кинотехники , впервые в СССР применил длиннофокусные телеобъективы и бинокулярные трубки, позволяющие осуществить крупномасштабную съёмку отдалённых объектов .
В 1941 году Александр Дорн был арестован и репрессирован . Несколько десятилетий его имя было под запретом. Дорн вернулся из заключения в 1955 году с разрушенным здоровьем. Умер через год после освобождения, в 1956-м. Реабилитирован .
Операторские работы
- 1923
- Камвольный трест (Камвольный комбинат)
- 1924
- Похороны В. И. Ленина (с группой операторов)
- Хлеб из камней
- Из подполья к диктатуре
- В угаре нэпа
- Советские игрушки (анимационный)
- 1925
- Правда жизни (короткометражный)
- Шпундик-кооператор (короткометражный)
- Итальянский поход миноносцев (Из Чёрного в Средиземное море)
- 1926
- Чиркин в казарме (короткометражный)
- 1927
- Железом и кровью
- Из-под сводов мечети
- Шакалы Равата
- 1929
- Торговцы славой (совместно с В. Туровцевым)
- 1931
- Три парада (документальный)
Комментарии
- Снимки были опубликованы в еженедельнике « Искры ». Сходный по композиции кадр, запечатлевший «Метрополь» после обстрела, был сделан А. И. Савельевым .
Наследие и оценки
В 1930-е годы практически весь архив Александра Дорна (стеклянные негативы и подлинники фотографий) погиб. Сохранились несколько негативов, переданных Дорном в госархивы, и отдельные отпечатки фотографий . Часть материалов находится Российском государственном архиве кинофотодокументов .
В 1967 году серия работ Александра Дорна, посвящённая Москве революционных лет, была представлена на выставке «Моя Москва», открытой к 50-летию революции. Дорн был посмертно награждён почётным дипломом .
Историк фотографии Л. Ф. Волков-Ланнит называет работы Дорна «безупречными по художественному исполнению» .
Дорн по призванию портретист. Умение находить верную точку съёмки и преодолевать поверхностную иллюстративность помогало ему отображать правду событий и правду характеров .
Имя и творчество Александра Дорна вошло в историю российской и советской фотографии и кинодокументалистики. Историки фотографии называют его «одним из ведущих фотолетописцев Москвы революционных лет» .
Личная жизнь
Супруга — Ирина Михайловна Дорн.
Примечания
- ↑ .
- ↑ , с. 193.
- ↑ , с. 10—14.
- ↑ , с. 10.
- , с. 198.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 12 мая 2020. 22 июня 2019 года.
- ↑ , с. 2.
- , с. 193—200.
- ↑ Королёва Г. В. . РГАКФД . — Доклад на Всероссийской научной конференции «Революция 1917 года в России: историографические практики, идеологическое наследие, современные проблемы национального единства». Москва, РГГУ, 17 февраля 2017 г. Дата обращения: 3 июня 2017. 9 июня 2017 года.
- (англ.) . Электронная библиотека. Дата обращения: 12 мая 2020.
- , с. 200, 205.
- ↑ , с. 205.
- , с. 205, 209.
- ↑ , с. 209.
- ↑ , с. 14.
- . ru.openlist.wiki. Дата обращения: 14 мая 2020.
- , с. 10, 12—13.
- , с. 12.
- , с. 200.
- Вальран В. / Валерий Вальран. — СПб. : Лимбус Пресс, 2016. — С. 34—35. — 288 с. — ISBN 978-5-8370-0793-4 . 29 июля 2017 года.
- .
Литература
- : Энциклопедический словарь : в 2 т. / гл. ред. С. И. Юткевич; редкол.: Ю. С. Афанасьев и др. — М. : Сов. энциклопедия, 1966. — Т. 1.
- Кобозев И. и др. // Советское фото : журн. — М. , 1966. — № 12 . — С. 2—3 .
- Волков-Ланнит Л. Ф. Мгновения, остановленные на века // Наука и жизнь : журн. — М. , 1966. — № 11 . — С. 2—14 .
- Волков-Ланнит Л. Ф. Александр Дорн // История пишется объективом : фотокнига / Леонид Волков-Ланнит. — 2-е изд. — М. : Планета, 1980. — С. 192—209. — 256 с. — 15 000 экз.
- Королёва Г. В. . РГАКФД . — Доклад на Всероссийской научной конференции «Революция 1917 года в России: историографические практики, идеологическое наследие, современные проблемы национального единства». Москва, РГГУ, 17 февраля 2017 г. Дата обращения: 3 июня 2017.
Ссылки
- . Русс Пресс Фото. — Зарождение отечественной фотожурналистики. Дата обращения: 3 июня 2017.
- 2020-02-13
- 1