Открытый город
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рим — открытый город» ( итал. Roma, città aperta , 1945 ) — кинофильм режиссёра Роберто Росселлини , который считается эталоном и отправной точкой в развитии итальянского неореализма .
Действие фильма происходит в 1944 году в Риме . Гестапо охотится за инженером Джорджо Манфреди, одним из руководителей антифашистского сопротивления, коммунистом . Он находит приют в квартире своего друга Франческо и его невесты Пины. Ему также помогает священник дон Пьетро, который должен на следующий день обвенчать Франческо и Пину, тем более что она уже беременна.
Ночью дети взрывают неподалёку цистерну с бензином. На следующий день дом оцепляют немецкие войска, начинают обыск квартир и хватают Франческо. Пина в отчаянии бежит за машиной с арестованными , и её расстреливают.
Позже на автоколонну нападают участники Сопротивления и освобождают арестованных. Джорджо и Франческо прячутся на квартире Марины, любовницы Джорджо. После очередной ссоры та выдаёт их немцам, которые на следующий день арестовывают Джорджо, дона Пьетро и австрийца-дезертира. Последний вешается в камере, а гестаповцы пытают Джорджо на глазах у дона Пьетро, который молится за своего друга. От пыток Джорджо умирает, так никого и не выдав. На следующее утро дона Пьетро расстреливают на глазах у детей, которых он воспитывал.
Роберто Росселлини , Федерико Феллини и Серджо Амидеи начали работать над сценарием во время немецкой оккупации Италии. Однако Феллини в своих воспоминаниях утверждает, что Росселлини предложил ему «участвовать в написании сценария для фильма, который впоследствии получил название „Рим — открытый город“» уже после того, как Рим был оккупирован американцами.
В качестве немцев в фильме использовались пленные немецкие солдаты. Все зверства в фильме приписываются именно немцам. Это было обусловлено политикой национального примирения, которая была актуальна в Италии во время съёмок фильма. Во время съёмок сцены ареста Джорджо и Дона Пьетро испуг на лице священника был настоящим: человек с револьвером из подъехавшего такси пытался помешать «аресту». Альдо Фабрици кричал: «Не стреляйте!» Жан Ренуар , которого часто называют одним из предшественников неореализма (в частности за фильм « Тони »), писал, что одним из главных отличий его фильмов от работ итальянских мастеров, является то, что он придавал большое значение подлинности звука. По его словам, «абсолютно искусственный звук в фильме „Рим — открытый город“ выступает всего лишь своего рода аккомпанементом к одному из самых грандиозных творений в истории кино» .
Ознакомившись с фильмом, прокатчик отказался от контракта по распространению фильма, заявив, что просмотренное нельзя назвать фильмом. Однако за рубежом новаторство Росселлини было «распробовано» и оценено по достоинству. Фильм имел большой резонанс по всему миру, положив начало моде на неореализм и сделав Анну Маньяни звездой первой величины. Лента была отмечена рядом престижных наград: