Гаффаров, Габдулахат Габдрахманович
- 1 year ago
- 0
- 0
Абд ал-Гаффа́р Кырыми́ (полное имя аль-Хаджж Абд аль-Гаффар бин аль-Хаджж Хасан-эфенди бин аль-Хаджж Махмуд-эфенди бин аль-Хаджж Абд аль-Ваххаб-эфенди бин аль-Хаджж Муртаза-эфенди бин Кендже бин аль-Хаджж Сафа-бег бин Худайберды-бег бин Кыят Алачы-оглу Мамай-бег аль-Кырыми; крым. Abdülğaffar Qırımiy , عبد الغفار قريمى ) — крымскотатарский кади , поэт, историк XVIII века.
Принадлежал к разряду улема — крымских учёных. Происходил из рода известного золотоордынского темника Мамая , сына Алачы из рода Кыят. Через жену Мамая, Бийсулу, дочь Бердибек-хана , родословная Абд аль-Гаффара Кырыми восходит к хану Батыю , а через него — к Чингисхану .
Карасубазарский кадий , автор ряда трактатов по фикху и хадисоведению . В начале 1735 года совершил Хадж к святым местам в Мекку и Медину .
Упоминается как поэт с тахаллусом Гафури. Признавался современниками как один из лучших поэтов- суфиев своего времени в Крыму .
Но более известен как историк. В 1747 году впавший в немилость хана Абд ал-Гаффар Кырыми был сослан в крепость Суджук-кале . Здесь он написал «Умдет уль-ахбар иль-му‘тебер» и другие религиозно-исторические произведения. В 1748 году он вернулся в Крым. Крепость он охарактеризовал как «ненадёжное место» .
Написал всемирную историю ислама, названную «Умдат аль-ахбар» (Основа известий) (1748 г.), в которой центральное место принадлежит изложению истории поздней Золотой Орды и Крымского ханства . В работе использовал очень большое по тем временам количество источников. Среди них: тафсиры Корана , в том числе Тавсир аль-Байдави , книги хадисов , в числе которых сборники Бухари и Муслима , «Шахнаме» Фирдоуси , исторические сочинения Табари , Мирхонда , Хафизи Абру и др., географические труды аль-Хамави и аль-Масуди . Из собственно крымских источников он опирался на не дошедшее до наших дней сочинение Хайр ад-Дина-заде Мухаммеда Ширини . Важное место среди источников Абд аль-Гаффара Кырыми занимают хроника Утемиш-хаджи и некоторые другие источники, опирающиеся на золотоордынскую историографическую традицию .
Часть этого труда «Умдат ат-таварих» (Основа летописей) в 1924—25 годах была опубликована в Стамбуле турецким историком .