Interested Article - Карманов, Диомид Иванович

Диоми́д Ива́нович Карма́нов ( 1740 20 апреля [ 1 мая ] 1795 ) — учёный - русский историк , просветитель , патриот Тверского края , автор «Исторических известий Тверского княжества» и других сочинений, относящихся к истории Тверского края.

Биография

Карманов Диомид Иванович — уроженец Твери . Его отец был посадским человеком, прихожанином Троицкой церкви Заволжского посада Твери . С малолетства он отличался жаждой знания и, познакомившись с тверскими семинаристами, в 1752 1753 гг. стал посещать Тверскую духовную семинарию вольнослушателем . Учителя семинарии отнеслись к нему с вниманием, и так как он не знал латинского языка , на котором велось преподавание в высших классах семинарий, то некоторые учителя давали ему уроки у себя на дому. Дойдя до класса риторики , он прекратил обучение, женился и занял должность подканцеляриста тверского магистрата. Диомид Иванович самостоятельно восполнял недостаток в образовании, читая книги, такие как «Зерцало горячейшего ко Господу Богу духа» Феофилакта Лопатинского и др. По заказу Карманова информатор семинарии Е. Рязанцев перевел для него «Философию нравоучительную» Кристофа Фридриха фон Аммона , а учитель элоквенции П. И. Богданов — «Речь Амвросия Медиоланского против Феодосия». Диомид Иванович занимался изучением русской духовной литературы, например — «Златоуст», «Маргарит» и др. В январе 1764 года Карманов слушал курс богословия , читавшийся ректором Тверской семинарии Макарием Петровичем в Желтиковом монастыре , а затем Гавриилом Петровым в Тресвятском монастыре.

1766 год — Карманов прочитал в семинарии проповеди, направленные против старообрядцев . С 14 октября 1768 года по июнь 1769 года — произнёс 11 проповедей на традиционные темы. Эти проповеди были одобрены новым ректором семинарии Арсением Верещагиным , в отзыве которого 3 февраля 1768 года говорилось следующее:

«Сочинение сие, основательными и порядочными мыслей здравых выражениями, и духовными нравоучениями, и риторскими украшениями преисполненное, достойную и правдивую сочинителю приносит честь и славу, а христианскому обществу душевную пользу»

Карманов деятельно помогал Платону Левшину, способствовав обращению старообрядцев в единоверие : с октября 1771 по март 1772 он переписывался с купцами, собирающимся перейти в единоверие, а именно: А. Я. Морозовым из Торжка и Т. И. Волосковым из Ржева . При этом Карманов рассчитывал на широкое распространение в старообрядческой среде данной переписки .

Наибольшую известность Карманов получил благодаря трудам по истории Твери. Во многих исторических примерах присутствуют дидактические выводы. Труды по истории родного города Карманова отобразились в культурной жизни Твери 1770-х годов. Они стали предпосылкой к знакомству, а затем и тесной дружбе Карманова с М. Н. Муравьёвым , по рекомендации которого 2 сентября 1777 года Карманов стал сотрудником Вольного Российского собрания. Историческими трудами Карманова интересовался Новиков, Николай Иванович , намеревавшийся их издать. Имеются предположения о возможности влияния Карманова на И. А. Крылова через его отца А. П. Крылова, служившего с 1774 по 1778 в губернском магистрате Твери и о направленного против Карманова сатирического диалога А. П. Сумарокова «Ирсинкус и Касандр» . 10 июня Карманов по распоряжению Т. И. Тутолмина произнес в зале магистрата «Речь е. и. в. благодарственную от тверского купечества и мещанства по случаю оказанных к сему городу высочайших щедрот» (1778). Карманов знаменит речью по случаю открытия в Твери гражданских училищ ( 1776 ) и в честь назначения Я. Е. Сиверса тверским наместником ( 1776 ).

В 1780 году Карманов совершил паломничество на Селигер в Ниловскую Столбенскую пустынь.

В 1772 году он пожертвовал в библиотеку Тверской духовной семинарии рукописи своих проповедей.

7 марта 1780 года туда же пожертвовал сборник исторических сочинений.

Обширная библиотека Карманова после его смерти была разделена между его тремя сыновьями. Большая часть книг сгорела во время пожара Твери в 1837 . Некоторые книги из библиотеки Карманова найдены в конце XIX века Владимиром Колосовым . Им же было издано собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893 (репринт: Тверь, 1993).Основанные на обширном фактическом материале, работы Карманова и ныне сохраняют научно-справочную ценность. Материалы, относящиеся к биографии Карманова, хранятся в Государственном архиве Тверской области (ф. 1020).

Литературная деятельность

Карманову принадлежат сочинения духовного содержания:

  • «Рассуждение о числе жен, помазавших Господа миром…» (1769)
  • «Письмо поздравительное преосвященному Гавриилу по случаю возведения его в сан архиепископа Санкт-Петербургского» (1770)
  • «Краткое толкование на чин св. литургии…» (1773) и др.

В 1774 году по совету архимандрита Новоторжского Феофилакта Карманов написал и представил Платону Левшину «Краткое известие о начале и приключениях города Твери с описанием нынешнего его состояния».

В 1775 году Карманов написал «Исторические известия Тверского княжества…» с прибавлением «О бывших в Твери святых церквах…» , представленное Кармановым 13 декабря 1775 года .

В 1778 году по приказанию правителя Новгородского наместничества Т. И. Тутолмина, составил «Исторические известия о принадлежащих к Тверскому наместничеству городах», которые вошли в поднесенное Екатерине II (Тверь, 1783).

Сочинение «История города Твери» не сохранилось.

В своих сочинениях Карманов широко использовал следующую литературу:

Совместно с Арсением Верещагиным Карманов составил и подал Платону Левшину «Вопль купецких и разночинческих малолетних детей». По своему содержанию это сочинение схоже с «Разговором купеческого сына с учеником о науках», представленному 18 ноября 1772 года в Новоторжской для церковнослужительских детей школе по случаю тезоименитства Платона Левшина. Здесь Карманов ратует за преподавание в семинарии на русском языке вместо латинского и за расширение круга изучаемых в семинарии наук, требуя включить в него физику и натуральную историю . Ознакомившись с «Воплем купецких и разночинческих малолетних детей»", Платон Левшин оставил на нём следующую резолюцию :

«Мне кажется, давно бы могло, есть ли бы только хотело, гражданство завести на собственном своем содержании порядочное преподавание наук природным языком…»

Приписываемое Карманову сочинение «Доказательство бессмертия души» в действительности не существует — за него был принят сохранившийся в бумагах Карманова переписанный им отрывок сочинения Эдуарда Юнга «Плач, или Нощные размышления…» .

Примечания

  1. опубл.: Тверские епарх. вед. 1904 № 22-24; 1905. № 3, 8, 10-11, 13, 18, 23
  2. XVIII век. М.; Л., 1962. Сб. 5. С. 421
  3. XVIII век. СПб., 1993. Сб. 18. С. 31-39
  4. автограф, содержащий три первые главы, под заглавием «Собрание из древних российских летописцев известий, касающихся до города Твери…»
  5. ГИМ, ф. 440, оп. 1, № 616
  6. Утр. свет. 1778. Ч. 4

Литература

  • Владиславлев В. Ф.:
    • Д. И. Карманов, тверской публичный нотариус // Тверские епарх. вед. 1881. № 20
    • Д. И. Карманов как проповедник // Там же. 1889. № 4; Рункевич, Стефан Григорьевич
  • Карманов Д. И. // Рус. биогр. словарь. Т. «Ибак — Ключарев» (1897)
  • Колосов В.:
    • Библиотека тверского археолога XVIII века Д. И. Карманова. Тверь, 1897
    • История Тверской духовной семинарии. Тверь, 1889
  • Струве, Пётр Бернгардович . Любопытный обывательский протест против школьного классицизма XVIII в. // Мир Божий, 1901, № 7
  • Плотников А. Открытие Новоторжской для церковно-служительских детей школы и первый год её существования по архивным документам Новоторжского духовного училища // «Тверские епархиальные ведомости», 1905 год, № 15—16, 18. Часть неофициальная: Смирнов Н. П. «Вопль купецких и разночинческих детей» в Твери в XVIII в.: (Очерк из истории просвещения в России в XVIII в.) // «Тверская старина» , 1911, № 7—12; 1913, № 5—6.
  • Словарь русских писателей XVIII века. В 3 выпусках. Л., СПб.: «Наука». Ответственный редактор — А. М. Панченко. 1988—2010.
Источник —

Same as Карманов, Диомид Иванович