Interested Article - Режимы измерения экспозиции

Не следует путать с режимами автоматического управления экспозицией

Режим измерения экспозиции — в современной фото- и киноаппаратуре определяет способ оценки яркости разных частей изображения при инструментальном измерении экспозиции , главным образом, при помощи встроенного в камеру фотоэкспонометра.

Измерение отдельных частей кадра позволяет свести к минимуму ошибки, связанные с нестандартной отражательной способностью объектов съёмки и корректно определять экспозицию для сцен с любым контрастом. Различные режимы экспозамера появились с развитием TTL-экспонометров , поскольку в плёночной фотографии практически неосуществимы другими их типами. Современные фотоаппараты обладают возможностью измерения в различных режимах как постоянного света, так и света фотовспышек , измеряемого, как правило, теми же сенсорами, что и непрерывное освещение. В качестве основного производители фотоаппаратуры назначают оценочный замер, наиболее подходящий для автоматических режимов управления экспозицией . При использовании полуавтоматического (ручного) управления основным принято считать центровзвешенный режим измерения.

Пиктограммы различных режимов измерения экспозиции фотоаппаратов Canon . 1 — центровзвешенный замер; 2 — точечный замер; 3 — частичный замер; 4 — оценочный замер. В других фотосистемах пиктограммы могут отличаться или обозначать другие режимы. Например, в камерах Nikon значок номер 4 соответствует центровзвешенному замеру, а для оценочного режима используется другой

Усреднённый замер

При усреднённом измерении ( англ. Average metering ) яркость всех частей кадра учитывается в равной степени . Таким способом измерения, иногда называемым «интегральным», обладают как внешние экспонометры, так и большая часть встроенных. Первые TTL-экспонометры обладали только таким режимом измерения, который пригоден для малоконтрастных сюжетов, но выдаёт ошибки в случае большой разницы в яркостях объекта съёмки и фона . Некоторые производители предусматривали преобладание чувствительности замера в нижней части кадра с плавным убыванием к верху (« Contax RTS», « Olympus OM-1 ») . Впервые такой тип замера, названный «автоматической компенсацией контраста», реализован в 1966 году в японском фотоаппарате « Minolta SR-T101 » . Такое соотношение компенсировало частые ошибки при съёмке сюжетов, в которых верхнюю часть кадра занимает светлое небо. В современных фотоаппаратах такой режим не используется, уступив место более совершенным.

Центровзвешенный замер экспозиции

В аппаратуре различных производителей названия этого режима могут незначительно отличаться: например, «центровзвешенный» ( англ. Center-weighted Metering ) у Nikon и «центровзвешенный усреднённый» ( англ. Center-weighted Average Metering ) у Canon . Независимо от торгового названия, принцип такого измерения всегда одинаков: чувствительность сенсора распределена по всему полю кадра неравномерно, плавно спадая от центральной зоны к краям . Область максимальной чувствительности расположена в пределах центрального круга или овала, где обычно находится основной объект съёмки или производится предварительный замер .

Впервые такой способ измерения реализован в TTL-экспонометре съёмной пентапризмы Photomic Tn фотоаппарата Nikon F . Центральная часть малоформатного кадра , ограниченная окружностью диаметром 12 миллиметров, занимала 60% общей чувствительности экспонометра. Доля остальных частей кадра составляла 40%, позволяя более точно измерять большинство сцен. Например, при съёмке портрета на ярком фоне размер круга достаточен для измерения локальной яркости лица. В отличие от точечного режима, чутко реагирующего на малейшие изменения положения зоны замера и требующего постоянного внимания, центровзвешенный замер более усреднён и пригоден для репортажной съёмки.

До появления матричного измерения центровзвешенный был повсеместным стандартом для TTL-экспонометров зеркальных фотоаппаратов, варьируясь лишь в соотношении чувствительности по центру и по полю, а также по диаметру центральной части. Наиболее совершенные профессиональные камеры позволяют регулировать эти параметры в достаточно широких пределах . Практически такой замер осуществляется при помощи одного или двух фоторезисторов, расположенных за окулярной гранью пентапризмы или в оптическом тракте сопряжённого визира с зеркальным обтюратором . При этом область максимальной чувствительности направляется в центральный круг при помощи конденсорных микролинз, устанавливаемых перед сенсорами. В цифровых фотоаппаратах, использующих для измерения экспозиции светочувствительную матрицу, центровзвешенный замер осуществляется выбором активной области измерения при оценке данных с матрицы.

Точечный замер экспозиции

При точечном замере экспозиции ( англ. Spot metering ) измеряется яркость небольшого участка кадра, размером от 1 до 5 % его общей площади . При этом перепад чувствительности выражен более явно, чем при центровзвешенном замере: яркость остальной часть кадра не измеряется вообще . Обычно «точка» в виде круга или прямоугольника расположена в центре кадра, хотя многие камеры позволяют задать её в других местах . Первым серийным фотоаппаратом с точечным измерением TTL-экспонометра в 1964 году стал Pentax Spotmatic .

До этого существовали только внешние экспонометры, способные измерять яркость в пределах небольшого угла, получившие название «яркомеров» (спотметр, англ. спот – пятно, точка). Точечное измерение является самым точным из всех режимов, поскольку позволяет корректно определить яркость любых участков контрастных сцен, не подходя вплотную к объекту съёмки. При этом возможно как локальное измерение яркости сюжетно важных объектов, так и расчёт экспозиции контрастной сцены по результатам нескольких замеров в её света́х и тенях. Именно точечное измерение положено в основу зонной теории Адамса , применимой в любых областях современной фотографии .

Например, при съёмке ярко освещённого объекта на очень тёмном фоне (например, актёр на тёмной сцене), использование точечного замера по сюжетно важной части позволяет проэкспонировать объект съёмки корректно, проигнорировав общую тёмную тональность . И хотя при этом фон будет снят с недодержкой, нужный объект получит правильную экспозицию. Режим используется аналогично при измерении тёмных объектов на ярком фоне (например, лыжники на снегу), при контровом освещении и в других подобных ситуациях. Точечное измерение позволяет оценивать яркость не только ключевых объектов съёмки, но и второстепенных, определяя экспозицию «по светам» или «по теням», а также измерять общий контраст сюжета.

Современные профессиональные фотоаппараты поддерживают точечный замер по нескольким точкам с усреднением, позволяющий с большой точностью вычислять диапазон яркостей всего кадра. Результаты нескольких замеров разных частей кадра сохраняются в памяти микропроцессора , вычисляющего на их основе корректную экспозицию . Одним из первых фотоаппаратов с многоточечным измерением стал Olympus OM-3 . Современные камеры семейства Canon EOS-1D позволяют последовательно осуществлять до 8 точечных замеров разных частей кадра с последующим автоматическим усреднением и вычислением корректной экспозиции. При точечном измерении требуется повышенное внимание к расположению точки замера, поэтому для репортажной съёмки центровзвешенный режим считается более предпочтительным .

Режим частичного измерения

Частичный замер ( англ. Partial Metering ) является разновидностью точечного, охватывая более широкую «точку» размером 10—15% общей площади кадра . В отличие от центровзвешенного, учитывающего яркость всего кадра в разных пропорциях, частичный измеряет только ограниченную зону, как и точечный. Зона измерения может иметь форму круга или прямоугольника. Как отдельный режим наиболее распространён в фотоаппаратах Canon , впервые реализованный в модели Canon F-1 , где измерялся центральный прямоугольник, занимающий 12% площади кадра. В камерах большинства других производителей достигается регулировкой ширины зоны измерения точечного режима .

Частичный экспозамер может быть реализован не только в зеркальных фото- и кинокамерах. Такое измерение возможно и в дальномерных фотоаппаратах, как это было сделано в камере Leica M6 , в которой измеряется свет, отражённый от белого пятна, нанесённого на первую шторку затвора . В предыдущей модели « Leica M5 » аналогичный способ измерения реализован с помощью фоторезистора, расположенного в фокальной плоскости на откидном рычаге .

Матричный (оценочный, многозонный) замер экспозиции

Оценочный или матричный замер ( англ. Matrix Metering, Evaluative Metering, Multi-pattern Metering в зависимости от производителя) основан на разделении кадра на несколько сегментов, яркость которых измеряется одновременно, а полученные результаты обрабатываются микропроцессором камеры, определяя оптимальную экспозицию на основе статистических данных . Как правило, такие данные получены производителем оборудования на основе сопоставления результатов измерения и конечного изображения многочисленных тестовых съёмок часто встречающихся сюжетов .

Впервые такой режим полноценно реализован в 1983 году в фотоаппарате Nikon FA . Площадь кадра была поделена на 5 сегментов: центральный круг и 4 угловые зоны . Полученные результаты замера по 5 зонам обрабатывались встроенным микропроцессором для получения корректного значения экспозиции . В дальнейшем значительно усовершенствованный режим стал стандартным для зеркальных фотоаппаратов, и в настоящее время используется во всех типах цифровых камер. Участков измерения стало значительно больше, а с появлением автофокуса с несколькими точками фокусировки, алгоритмы дополнены приоритетом сегментов, совпадающих с выбранной точкой наводки .

Современные фотоаппараты Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 6D оснащаются двухслойным 63-зонным датчиком матричного замера, согласованным с многоточечным автофокусом . Два слоя сенсора обладают различной спектральной чувствительностью, повышая точность экспозамера. В профессиональной камере Canon EOS-1D X Mark II , число зон измерения которой доведено до 360 000, использована наиболее сложная разновидность матричного измерения, учитывающая цвет и дистанцию до объекта съёмки .

Впервые такая технология, названная 3D Color Matrix Metering была реализована в 1996 году в профессиональной камере Nikon F5 , оснащённой датчиком с 1005 зонами, раздельно измеряющими яркость красного, зелёного и синего цветов . Технология позволяет учитывать не только цвет, но и объём снимаемой сцены за счёт ввода в экспонометр значения дистанции фокусировки объектива. Новейшие алгоритмы статистического расчёта экспозиции дополнены обнаружением лиц в снимаемом кадре, и получили торговое название «система распознавания сцены» .

Матричный режим измерения экспозиции является наиболее совершенным при автоматических режимах управления экспозицией , однако мало пригоден в полуавтоматическом , поскольку привносит непредсказуемые поправки в результаты замера. В плёночной фотографии реализация матричного режима измерения возможна только в однообъективных зеркальных фотоаппаратах с TTL-экспонометром и требует многозонного фоторезистора , измеряющего уменьшенное изображение снимаемого кадра.

В плёночных и цифровых зеркальных камерах такое изображение строится при помощи микро объектива , располагающегося за окулярной гранью пентапризмы вместе с многозонным сенсором или измерительной ПЗС-матрицей . Точечный и все остальные режимы измерения в этом случае осуществляется коммутацией отдельных элементов того же датчика. Цифровые фотоаппараты других типов, использующие для измерения светочувствительную матрицу , реализуют все режимы выбором необходимых участков измерения непосредственно на матрице, регистрирующей изображение.

В TTL-экспонометрах киносъёмочных аппаратов нашли применение все режимы измерения, кроме матричного, который непригоден для оценки экспозиции движущегося изображения .

См. также

Источники

  1. , с. 18.
  2. , с. 85.
  3. (англ.) . Cameramanuals. Дата обращения: 15 сентября 2013. (недоступная ссылка)
  4. , с. 42.
  5. Борис Бакст. . Фотомастерские РСУ (21 февраля 2011). Дата обращения: 27 сентября 2013. 12 декабря 2016 года.
  6. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 16 марта 2013. 21 марта 2013 года.
  7. (англ.) . Nikon F5 Series SLR models . Photography in Malaysia. Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  8. , с. 39.
  9. , с. 8.
  10. , с. 90.
  11. , с. 84.
  12. MURAMATSU Masaru. (англ.) . History & Technology . Nikon . Дата обращения: 4 июня 2013. Архивировано из 4 июня 2013 года.
  13. . Статьи . PHOTOESCAPE. Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  14. , с. 40.
  15. , с. 88.
  16. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 4 июня 2013. 4 июня 2013 года.
  17. , с. 19.
  18. (англ.) . Technical . CPN Canon Europe (май 2013). Дата обращения: 10 ноября 2013. 10 ноября 2013 года.
  19. (англ.) . Technical . CPN Canon Europe (декабрь 2012). Дата обращения: 10 ноября 2013. 10 ноября 2013 года.
  20. Ken Rockwell. (англ.) . Персональный сайт (4 февраля 2016). Дата обращения: 5 февраля 2016. 5 февраля 2016 года.
  21. (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  22. . Цифровые технологии . фотограф Александр Горбатов. Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  23. (англ.) . Canon EOS-1N Series AF SLR camera . Photography in Malaysia. Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  24. , с. 51.

Литература

  • Владимир Анцев. Зонная система при экспонировании // « Советское фото » : журнал. — 1980. — № 1 . — С. 39,40 . — ISSN .
  • С. Афанасьев. Что «видит» экспонометр системы TTL // « Советское фото » : журнал. — 1978. — № 10 . — С. 42, 43 . — ISSN .
  • Ершов К. Г. / С. М. Проворнов. — Л. : «Машиностроение», 1988. — С. 24—76. — 272 с. — ISBN 5-217-00276-0 .
  • Михаил Шульман. Автоматизация съёмочных операций // « Советское фото » : журнал. — 1985. — № 10 . — С. 40—46 . — ISSN .
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
  • Антология торговой марки Olympus. Часть 14 // «Фотокурьер» : журнал. — 2008. — № 1/133 . — С. 2—14 .
  • Толковый словарь современного фотографа // «Фотомагазин» : журнал. — 1997. — № 6 . — С. 84 . — ISSN .
  • Фотография: энциклопедический справочник / С. А. Макаёнок. — Минск: «Беларуская Энцыклапедыя», 1992. — 399 с. — 50 000 экз. ISBN 5-85700-052-1 .
  • Экспонометрия и экспонометры // «Фотомагазин» : журнал. — 1998. — № 1—2 . — С. 16—24 . — ISSN .

Ссылки

  • . Учебник цифровой фотографии . Cambridge in Color. Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  • . Фотолюбитель — просто о непростом! . Photorealm (21 марта 2012). Дата обращения: 10 июня 2013. 10 июня 2013 года.
Источник —

Same as Режимы измерения экспозиции