Interested Article - Арибо Схоластик

Ари́бо Схола́стик ( Арибо Схоласт ; лат. Aribo Scholasticus ; расцвет около 1078 ) — средневековый монах-бенедиктинец , музыкальный теоретик , автор трактата «Musica» (написан между 1068 и 1078 гг.).

Большая часть трактата Арибо посвящена истолкованию трудной гл.15 «Микролога» Гвидо Аретинского . В этой главе с заголовком «О надлежащей, или слаженной мелодии» Гвидо затрагивает различные композиционно-технические аспекты григорианской монодии, прежде всего, формальное строение, ритм и звуковысотность, в целом даёт наставления композитору в том, как достигнуть разумной упорядоченности и соразмерности музыки ( гармонии в эстетическом смысле).

Арибо хорошо начитан (отсюда и прозвище «Схоласт», здесь — философствующий учёный). Латинскую античную (особенно позднеантичную) учёность (Августин, Боэций, Кассиодор, Исидор и др.) он искусно вплетает в собственную эстетику. Так, например, античных муз Арибо аллегорически истолковывает в терминах современной ему музыкальной теории : одна муза означает человеческий голос, две музы — двойственность автентических и плагальных ладов или же двойственное деление музыки на небесную и человеческую, три музы означают три рода мелоса греков ( диатонический , хроматический , энармонический ), четыре музы — четыре тетрахорда , которые охватывают весь Гвидонов (диатонический) звукоряд или четыре основных консонанса и т. д. Второй важнейший источник эстетики Арибо — св. Писание, которое также используется для построения символических аллегорий. Например, плагальный и автентический наклонения ладов Арибо связывает с богатством и бедностью, мужским и женским началами. Тетрахорды символизируют смирение, страдание, воскресение и вознесение Христа, и т. п.

Арибо различает три вида эстетического и этического воздействия музыки:

У музыки приятность троякого рода:

1) красота напева, о чем судит ухо;
2) красота пропорциональности между голосами, нотами и словами — это дело разума;

3) красота сходства и контрастов шести интервалов. Всякий может понять этическое, т. е. моральное, в музыке, так как она раздает своё благодеяние и тем, кто искусства не понимает.

Критично отношение Арибо к «лёгкой» музыке:

Мы должны совершенно не походить на гистрионов , кои со своим соблазнительным радостным пением вовсе не понимают подлинной природы радостного пения.

Музыкальный трактат Арибо критически издан в серии Corpus scriptorum de musica , vol. 2, под редакцией Й. М. Смитса ван Васберге .

См. также

Примечания

  1. ABCD (gravium), DEFG (finalium), abcd (superiorum), defg (excellentium); в данных обозначениях B = си (а не си-бемоль ).

Литература

  • Guidonis Micrologus , edidit J.M. Smits van Waesberghe // Corpus Scriptorum de Musica IV. Roma: American Institute of Musicology, 1955 (критическое издание «Микролога»);
  • Tres tractatuli Guidonis Aretini , edidit J.M. Smits van Waesberghe // Divitiae musicae artis A.III. Buren, 1975 (критическое издание «Пролога»);
  • Гвидо Аретинский . Пролог к антифонарию. Пер. с лат. и комментарии Р. Л. Поспеловой // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. Москва, 2003, сс. 48-67.
Источник —

Same as Арибо Схоластик