13-й армейский корпус (вермахт)
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу Абд ар-Рахман Бишр ибн Гияс аль-Мари́си ( араб. أبو عبد الرحمن بشر بن غياث المريسي ; ок. 763; совр. Ирак — 833, Багдад) — исламский богослов, видный представитель мутазилизма , мурджиит .
Его отец — красильщик на рынке Насра ибн Малика в Куфе , как сообщается, был евреем , а Бишр, по его обращению в ислам, стал мавла Зейда ибн аль-Хаттаба . Он жил в западной части Багдада , в Дарб аль-Мари (или аль-Мариси), из которого он взял свою нисбу . Умер в Багдаде в декабре 833 года в возрасте 70 лет.
В фикхе Бишр аль-Мариси хоть и придерживался в некоторых вопросах своих собственных взглядов, но считается последователем ханафитской школы. Был учеником Абу Юсуфа (ум. 798 ). Изучал хадисы у , Суфьяна ибн Уяйны и других мухаддисов .
В вопросах теологии Бишр аль-Мариси занял особую позицию, за что подвергся нападкам и со стороны суннитов (как сторонник сотворённости Корана ), так и со стороны мутазилитов - кадаритов (как сторонник учения о том, что Аллах — творец людского промысла). Он разделял общую позицию мурджиитов , из-за чего мусульманские ерисеографы рассматривают его последователей, иногда называемых мариситами, как одну из ветвей мурджиитов . Доказательству сотворенности Корана Бишр посвятил полемический трактат против «людей неверия и заблуждения» .
Он определил веру ( иман ) как «утверждение» (тасдик) исламского вероучения сердцем и языком, и всё, что не является тасдиком, то не является иманом; наоборот, из этого следует, что поклонение к солнцу само по себе является не неверием, а признаком неверия. С другой стороны, он считал все акты непослушания Аллаху тяжкими грехами ( кабаир ) , но его последователи (и, предположительно, он тоже) считали это логически невозможным, в свете аята 99:7 .
Бишр утверждал, что Коран был сотворён, за что впоследствии он был обвинён в джахмизме и мутазилизме. Различие, которое он заключил между двумя видами «воли» Аллаха, побудило его принять по вопросу предопределения промежуточную позицию между двумя крайностями джабаритов и кадаритов , что совпадает с ортодоксальной доктриной и противосторечит идее мутазилитов. Его главный ученик, , вероубеждения которого, как сообщается, были близки к тем, что были у его учителя, фактически подвергся гонению со стороны его современников мутазилитов .
Говорят, что Бишр подвергался преследованиям за свои идеи; в частности, сообщается, что он вынужден был скрываться в течение 20 лет во время правления аббасидского халифа Харуна ар-Рашида . Вероятно, это история вымышлена, так как известно, что имам аш-Шафии останавливался в доме у Бишра и его матери, благочестивой мусульманки, во время его пребывания в Багдаде, что соответствует середине предполагаемого периода «скрывания» Бишра. Но также известно, что традиционалисты ( ахль аль-хадис ) и, в частности, Ахмад ибн Ханбаль и его последователи противостояли Бишру с непримиримой ненавистью, так что впоследствии он стал рассматриваться ортодоксальными богословами, несмотря на свою аскетическую жизнь, как один из главных еретиков ислама . Сообщается, что Бишр аль-Мариси дискутировал с имамом аш-Шафии. Узнав, что в одних вопросах Бишр разделял мнение суннитов, а в других — мнение кадаритов, аш-Шафии сказал ему: «Наполовину ты — верующий, наполовину — неверующий» .