Interested Article - Муаммар ибн Аббад

Абу́-ль-Мута́мир Муа́ммар ибн Абба́д ас-Сулами́ ( араб. أبو المعتمر معمر بن عباد السلمي ‎; ум. 830 ) — учёный- схоласт , глава «сторонников идей» (асхаб аль-маани) , один из ведущих мутазилитских богословов из Басры . Жил во время правления Харуна ар-Рашида .

Биография

Родился в Басре, где проживали его соплеменники-сулаймиты. Согласно сообщению Ибн Хазма , Он был вольноотпущенником ( мауля ) сулаймитов и, возможно, зарабатывал себе на жизнь работая аптекарем (аттар) . Видимо из-за его учения о вечном маани , его обвинили в распространении мутазилитских взглядов, в результате чего ему пришлось бежать в Багдад . Там он скрывался в доме Ибрахима ибн ас-Синди, сын начальника полиции ас-Синди ибн Шахика. В Багдаде Муаммар слыл искусным полемистом. Ибн аль-Муртада сообщал, что Харун ар-Рашид, который запрещал вести теологические диспуты и сажавший за это богословов, всё же был вынужден послать Муаммара к правителю Синда для ведения диспута .

Муаммар ибн Аббад основал в Багдаде свою школу — муаммарийя . Его учениками были Бишр ибн аль-Мутамир , Хишам аль-Фувати , аль-Мадаини и другие известные впоследствии богословы. Известен его диспут с ан-Наззамом .

Взгляды

Муаммар больше остальных кадаритов говорил об отрицании божественных атрибутов (сифат) и предопределения добра и зла исходящего от Аллаха. Несогласных с ним он обвинял в заблуждении и неверии .

От остальных мутазилитов муаммариты отличались следующими особенностями :

  • Согласно учению Муаммара, Аллах сотворил только тела, а проявления этих тел являются результатом творения самих тел;
  • Муаммар считал, что Слово Аллаха является либо телом, либо проявлением Аллаха;
  • Муаммар говорил: «Проявления бесконечны в каждом виде, каждое проявление существует в субстрате, но существует в нём лишь благодаря идее, которая сделала необходимым существование, что и ведет к непрерывности». Из-за этого он и его последователи были названы «сторонниками идей».
  • Согласно учению Муаммара, человек не располагает никаким действием, кроме желания, будь то непосредственное действие или порождение.
  • Муаммар считал, что «действие души — это только желание, душа — это человек, следовательно, действие человека — это желание. Все, что кроме этого, как то: движение, покой, физические силы — относится к действию тела» .

Философские взгляды Муаммара рассмотрены в работе Д. Эберхардт (Eberhardt. Philosophie) на основании многочисленных цитат из «Макалат» аль-Ашари . Материалы об учении Муаммара содержатся также у аль-Хайята [ кто? ] и Ибн Тахир аль-Багдади , который обвинял его в неверии прежде всего за то, что он не признавал участие Аллаха в сотворении свойств тел .

В своей теории имамата , Муаммар следует нейтральной позиции своих современников Дирара ибн Амра и Абуль-Хузайла аль-Аллафа , которая вероятно восходит к Василу ибн Ата . Муаммар воздерживается от всякого суждения по вопросу того, какая из сторон участвовавших в Верблюжьей битве была права; в то же время он следует проалидской тенденции Аббасидов .

Труды

Согласно « Фихристу » Ибн ан-Надима , он написал четыре философских трактата: «Китаб аль-маани», «Китаб аль-истита’а», «Китаб аль-джуз аллязи ля йатаджазза», «аль-Кавль би-ль-арад ва-ль-джавахир», а также трактаты в области естественных наук: «Китаб иллат аль-карастун ва-ль-мират», «Китаб аль-ляйль ва-н-нахар ва-ль-амваль» . Был сторонником математического атомизма , считал наименьшим телом элементарный куб, состоящий из 8 атомов .

Примечания

  1. Ибн аль-Муртада Табакат, 54—56
  2. .
  3. Мамиргов М. З. Учения ранних исламских групп // . 2 апреля 2015 года.
  4. аш-Шахрастани . . 2 апреля 2015 года.
  5. Матвиевская Г. П. , Розенфельд Б. А. Муаммар ибн Аббад // Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.) / Отв. ред. А. П. Юшкевич . — М. : Наука , 1983. — Кн. 2. Математики и астрономы, время жизни которых известно. — С. 39. — 650 с. — 2000 экз.

Литература

Источник —

Same as Муаммар ибн Аббад