Interested Article - Ибрахим ан-Наззам


- 2020-04-19
- 1
Абу́ Исха́к Ибра́хим ибн Сийя́р ан-Назза́м ( араб. إبراهيم النظّام ; ок. 760/765, Балх — ок. 835/846, Багдад ) — арабо-мусульманский философ, представитель мутазилитской школы калама . Основатель секты наззамийя .
Биография
Его полное имя: Абу Исхак Ибрахим ибн Сийяр ибн Хани ан-Наззам аль-Басри. Родился в Балхе , учился в Басре, работал и умер в Багдаде . По некоторым сведениям, учился у знаменитого филолога аль-Фарахиди и мутазилитского богослова аль-Алла̄фа . Обладал широкими знаниями в области литературы, теологии, античной философии и т. д.. Обладал исключительной памятью (знал наизусть Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь) и блестящим полемическим даром. Проводил естественнонаучные эксперименты и "предпочитал опыты над собаками и петухами молитве и чтению Корана . Среди его учеников был Амр аль-Джахиз .
Сочинения ан-Наззама не сохранились, о его философских воззрениях известно главным образом по трудам тех, кто с ним полемизировал .
Богословские взгляды
В области теологии придерживался общих для мутазилитской философии установок. Критически относился к хадисам-преданиям о жизни пророка Мухаммеда (особенно к рассказам о его ). Отрицал представление о стилистическом превосходстве Корана, его словесной неподражаемости. Объяснял «чудесность» ( иджаз ) Корана тем, что в период пророческого служения Мухаммада Аллах лишил людей способности создать что-либо подобное. Известно его учение о господстве в мире естественной причинности, о «природе» ( таб ) вещей, которую Аллах не может нарушать .
Для его онтологии и натурфилософии характерны следующие положения :
- актуальная делимость тел до бесконечности ( антиатомизм );
- взаимопроникновение ( мудахала ) тел;
- дискретный характер движения ;
- сотворение всех вещей как о единовременном акте ( джумлатан ) и их «латентное предсуществовании» ( камун ) ;
- безначальность мира;
- материальность души и её распространение по всему организму .
Исламские богословы обвиняли ан-Наззама в безрассудстве и невежестве. Так ханафитский факих Абу Бакр ар-Рази аль-Джассас пишет о методах Ибрахима ан-Наззама:
Пока не появились люди, несведущие в фикхе и его основах. У них не было знания о методе предшественников , а также они не остерегались проявления невежества и пристрастия, вследствие чего вошли в противоречие со сподвижниками и теми, кто последовал за ними. Первым, кто отверг применение кияса и иджтихада относительно вновь возникающих вопросов, был Ибрахим ан-Наззам. Ввиду своего безрассудства и невежества он обвинил сподвижников в том, что они применяли кияс, и сказал о них то, что противоречит тому, какими их описал Всевышний и Его хвале в их адрес.
Позже тезисы ан-Наззама переняли некоторые теологи Багдада, воздержавшись при этом от упрека предшественников. Но во избежание обвинения в адрес сподвижников они отвергли очевидные вещи в своих высказываниях относительно иджтихада и кияса. Так, с их точки зрения, сподвижники применяли суждение относительно новых вопросов с целью посредничества и примирения, а не с целью установления предписаний. Так эти лица приукрасили свои воззрения и избегли заблуждения ан-Наззама, обвинившего предшественников .
— Абу Бакр ар-Рази аль-аль-Джассас, «аль-Фусуль фи аль-усуль»
Примечания
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118949187 // (нем.) — 2012—2016.
- ↑ Ibrāhīm al-Naẓẓām // (англ.)
- ↑
- Матвиевская Г. П. , Розенфельд Б. А. Ибрахим ан-Наззам // Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII—XVII вв.) / Отв. ред. А. П. Юшкевич . — М. : Наука , 1983. — Кн. 2. Математики и астрономы, время жизни которых известно. — С. 54. — 650 с. — 2000 экз.
- ↑ .
- ↑ А. Закуев. Наззам // Философская Энциклопедия. В 5-х т / Под редакцией Ф. В. Константинова. — М. : Советская энциклопедия, 1960—1970.
- / J. van Ess // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- положение о «скачке», который совершает движущееся тело от одного места к другому, минуя промежуточное
- . Islam-Today. Дата обращения: 21 марта 2015. 23 марта 2015 года.
Литература
- Т. Ибрагим. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Закуев А. К. Философия ан-Наззама. — Баку, 1961.
- Абу Рида М. А. Ибрахим ибн Саййар ан-Наззам ва ара'у-ху ал-каламиййа ал-фалсафиййа. — Каир, 1946.
- Нофал Ф. О. . — Москва: ООО «Садра», Языки славянской культуры, 2015. — (Философская мысль исламского мира: Исследования).

- 2020-04-19
- 1