Дюна
- 1 year ago
- 0
- 0
« Дюна » — кинопроект режиссёра Алехандро Ходоровски , отменённый в 1975 году после долгой подготовки к съёмкам. Должен был стать четырнадцатичасовой экранизацией одноимённого романа Фрэнка Герберта . В числе приглашённых актёров были Сальвадор Дали , Мик Джаггер , Орсон Уэллс , Шарлотта Рэмплинг . Использовались рисунки Ханса Руди Гигера , Жана Жиро и Криса Фосса . Ходоровски хотел снять масштабную психоделическую космооперу, объединив всю контркультуру своего времени. Проект остался нереализованным, но считается наиболее амбициозной попыткой экранизировать «Дюну» и «самым великим неснятым фильмом».
В основу сценария фильма должен был лечь научно-фантастический роман Фрэнка Герберта « Дюна ». Его действие происходит в галактике далёкого будущего под властью межзвёздной империи, в которой феодальные семейства владеют целыми планетами. Главный герой — молодой аристократ по имени Пол Атрейдес , чья семья получает в управление планету Арракис. В пустынях Арракиса добывают особое вещество — «пряность», необходимое для космических перелётов. После военного переворота Пол вынужден скрываться среди жителей пустынь фрименов и в итоге поднимает их на священную войну против империи.
Известно, что Алехандро Ходоровски собирался существенно переработать исходный сюжет, оставив от него только общую канву . Например, герцог Лето Атрейдес в фильме должен был оказаться кастратом; леди Джессика превратила его кровь в сперму и таким образом забеременела, причём Пол должен был зародиться «не из сексуального удовольствия, а из духовного». В финале Пол должен был умереть, но его сознание переселялось в других геров .
Роль | Актёр |
---|---|
Пол Муад’Диб | Бронтис Ходоровски |
Леди Джессика | Шарлотта Рэмплинг |
Фейд-Раута Харконнен | Мик Джаггер |
Барон Владимир Харконнен | Орсон Уэллс |
Герцог Лето | Дэвид Кэррадайн |
Дункан Айдахо | Ален Делон |
Удо Кир | |
Ирулан Коррино | Аманда Леар |
Император Шаддам IV | Сальвадор Дали |
Вскоре после публикации романа Герберта (1965) им заинтересовался продюсер Артур Джейкобс , купивший права на экранизацию в 1971 году. Джейкобс хотел нанять в качестве режиссёра Дэвида Лина , но умер до начала работы над проектом (1973). В 1974 году молодой французский продюсер Мишель Сейду решил реализовать какой-нибудь проект с участием чилийского режиссёра Алехандро Ходоровски, к тому моменту прославившегося благодаря сюрреалистическим картинам « Крот » (1970) и « Священная гора ». Получив предложение выбрать любой сюжет для экранизации, Ходоровский ответил: «Я хочу снимать „Дюну“»; по его словам, он сам не знал, с чем был связан этот выбор .
Сейду купил у наследников Джейкобса права на экранизацию «Дюны» и арендовал для Ходоровски замок во Франции, где тот смог бы прочесть книгу (до того Ходоровски «Дюну» не читал, и знал о ней только по отзыву друга) и написать сценарий. Режиссёр пришёл в восторг от романа — масштабной эпопеи с политическим, религиозным и экологическим подтекстами, которая могла трактоваться в том числе как повествование о происходившей в те годы на Западе психоделической революции . Он признал «Дюну» «великой литературой». У Ходоровски появился план создания грандиозного шедевра, «самого важного фильма в истории человечества». «Я хотел снять картину, которая дала бы тем, кто тогда принимал ЛСД , галлюцинации — но без самих галлюцинаций, — вспоминал режиссёр впоследствии. — Картину, которая изменила бы восприятие публики. Я хотел создать фильм-пророк, чтобы изменить сознание молодых людей по всему миру. Для меня „Дюна“ — пришествие Бога. Художественного, кинематографического Бога… Я хотел создать нечто священное, свободное, я хотел открыть сознание!» .
По заказу Ходоровски художник Жан Жиро , работавший под псевдонимом «Мёбиус», подготовил раскадровку — примерно три тысячи рисунков. В качестве специалиста по спецэффектам режиссёру предложили Дугласа Трамбалла, работавшего над фильмом « 2001: Космическая одиссея », но Ходоровски предпочёл нанять Дэна О’Бэннона. Рок-группа Pink Floyd должна была написать музыку для планеты Каладан, французская группа Magma — музыку для Арракиса . Художник Ханс Руди Гигер занялся созданием образов Харконненов, иллюстратор Крис Фосс рисовал звездолёты .
В качестве актёров Ходоровски решил пригласить ряд знаменитостей. Орсон Уэллс должен был сыграть Владимира Харконнена , Мик Джаггер — Фейд-Рауту, Удо Кир — Питера де Вриза. Глории Свенсон досталась роль Преподобной Матери Моахим, Дэвиду Каррадину — роль герцога Лето; Шарлотте Рэмплинг режиссёр предложил сыграть леди Джессику, но та отказалась. Падишаха-императора Шаддама IV должен был сыграть художник Сальвадор Дали , причём ему Ходоровски пообещал громадный гонорар — 100 тысяч долларов за час экранного времени . Чтобы сэкономить, режиссёр решил урезать до минимума присутствие императора в фильме .
Роль принцессы Ирулан Коррино досталась Аманде Лир , а главного героя, Пола Атрейдеса, должен был сыграть сын режиссёра, Бронтис Ходоровски. В течение двух лет подросток изучал боевые искусства , чтобы подготовиться к роли .
Фильм должен был получиться очень длинным (по разным оценкам, от 12 до 20 часов). Его бюджет, по предварительным данным, составил бы примерно 15 миллионов долларов. В поисках финансирования Ходоровски отправился в Голливуд , но там не нашёл понимания у руководителей крупных студий. Созданный им творческий коллектив вскоре распался, срок прав на экранизацию истёк, их купил Дино Де Лаурентис .
Права на экранизацию «Дюны» перешли к Дино Де Лаурентису . Тот предложил снять фильм Ридли Скотту , но получил отказ (Скотт предпочёл другой научно-фантастический проект, картину « Бегущий по лезвию »). Позже режиссёром проекта стал Дэвид Линч ; его « Дюна », вышедшая в 1984 году, считается творческой неудачей .
Сохранилась книга с раскадровками картины, подготовленными Жаном Жиро. Влияние этих рисунков ощущается в фильмах «Терминатор», «Флэш Гордон», «Контакт», «Прометей», во франшизе об Индиане Джонсе. Ходоровски совместно с Жиро выпустил два комикса, «Инкал» и «Мета-бароны», в которых использовал накопленный материал. Неснятая «Дюна» заметно повлияла на « Звёздные войны »; существует мнение, что, опередив эту франшизу по времени, фильм Ходоровски изменил бы развитие научно-фантастического жанра в кинематографе .
«Дюна» Ходоровски считается «самой влиятельной из неснятых картин» и наиболее амбициозной попыткой экранизировать роман Герберта .